КТО ТАКОЙ БОГ?

По религиозно-философским воззрениям христианства, Бог - это Высшая Духовная Сущность, которой свойственно Абсолютное совершенство, Всемогущество и Верховная Власть над миром (сверхъестественным и материальным). Бог - это воплощение Добра, Света и Разума, сотворивший мир и управляющий им. “Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы” (Иоан.1:5). “И живет Бог в свете неприступном” (1Тим.6:16). Согласно учению Библии, Бог - это не космический компьютер или безликое биополе планеты. Нет, Бог это Всемогущая Личность, которая является Творцом неба, земли и всего сущего и Промыслителем вселенной. Об этом говорится, например, в книге Бытие. “В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт.1:1) “Все чрез Него начало быть” (Иоан.1:3). В Библии Бог имеет различные именования, через которые даются характерные черты Бога.

Имя “Иегова” обозначает “Я есть сущий”. Так сам Бог называет себя в книге Исход. “Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам” (Исх.3:14). В другом месте просто пишется “Я есть” или “Он дает существование” - то есть Дающий жизнь. Имя “Иегова” поясняется также как Сущный Вечно, Неизменяемый.

Имя “Эль” и “Элогим” с еврейского переводится как Могущественный и Достойный Почитания, и употребляется в Библии гораздо чаще, чем имя “Иегова”. Еврейское слово “Элогим” обозначает достопоклоняемого и почитаемого Бога, господствующего на небе и земле. Словом “Элогим” евреи выражали величие и превосходство существа Бога.

Однако в Библии слова “Эль” и “Элогим” применяются также и для ложных богов и духов (1Цар.28:13; Исх.12:12; Исх.32:1; 2Пар.13:9). Слово “Элогим” также применимо к лицам, имеющим дарованную им власть от Бога, и к царям земным. Но преимущественно слово “Элохим” употребляется применительно к Единому и Истинному Богу. В синодальном (славянском) переводе Библии еврейское слово “Элогим” переведено словом “Бог”. (Быт.1:1; Быт.5:22).

Еврейское слово “Адонай” обозначает “Владыка”. “Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего” (Быт.18:3). Словосочетание “Адонай Элогим” в еврейском тексте Библии, переводится в славянском переводе как “Господь Бог”.

Встречается в Библии слово “Элом” – “Бог мой”, и более краткая форма наименования - “Эль”. Например словосочетание “Эль-Шаддай” означает “Бог Всемогущий”. Под этим именем Бог вступал в контакт с патриархами.

“Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен” (Быт.17:1).

“Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов” (Быт.28:3).

В Ветхом Завете встречается имя “Яхве”, вместо которого в иудаизме произносят слово “Адонай”, обозначающее Господь мой. В русском синодальном переводе Библии слово “Яхве” почти везде заменено словом Господь. Считается, что слово Яхве связано с глаголом “хово”, что означает "быть, существовать".

Одним из эпитетов Бога Яхве в иудаизме употребляется слово “Саваоф”. Это слово образовано от древнееврейского слова "цебабот", означающего "воинственный". “Так говорит Господь Саваоф” (1Цар.15:2). В христианском вероисповедании Саваофом именуют Первое Лицо Троицы, то есть Бога-Отца.

Наряду с этим Бог в Библии называется Всемогущим. “И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий” (Быт.35:11).

Всевышним. “Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний” (Пс.9:3). Везде в Священном Писании Бог характеризуется как Существо Совершенное, имеющее Высшие достоинства. Например, такие как: Вечность, Неизменяемость, Независимость, Самобытность, Вездесущность, Всезнание, Премудрость, Благость, Любвеобильность, Истинность, Правосудие, Творчество, Всемогущество, Беспредельность, Величие и Слава. Есть в Христианстве такое воззрение, согласно которому приписываемые Богу телесные члены и человеческие действия нужно понимать иносказательно, то есть высшим и духовным образом. Например руки Бога означают Всемогущество, уши и очи - Всеведение, ноги - Вездесущность, и так далее. Есть и такая точка зрения, согласно которой Бог, как Всемогущее Существо, может воплощаться в различные формы. Согласно религиозно-философским воззрениям, Бог имеет целый ряд Божественных свойств.

Свойства Божии:

“Бог есть Дух” (Иоан.4:24). Этими словами Иисус Христос указывает на то, что Бог абсолютно духовен и лишен материальности, то есть Бог лишен всего того, из чего состоит видимый мир. “Я есмь Сущий” (Исх.3:14) – сказал Господь Моисею, указывая на то, что Он не имеет внешней причины Своего бытия, то есть Самобытен и существующий всегда. А все остальное в мире тварно, и имеет своего Создателя.

Будучи источником освящения для тварных существ, Бог Свят по Своей сути. Бог повелевает избранному народу: “Будьте святы, потому что Я свят” (Лев.11:45).

Одним из свойств сущности Бога является то, что Бог Всеблаг. “Никто не благ, как только один Бог” (Мар.10:18). Бог любит всех людей и дает им все нужное для жизни. Все, что сотворил Господь на небе и на земле, Он это сделал для нашей пользы. Бог заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях. Потому мы и называем Бога Всеблагим или Премилостивым, то есть очень Добрым. Поэтому и воля Божия есть благо. Исполнение Божьей воли для человека является благом.

Бог Вечен. “Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог” (Пс.89:3). “Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим” (Ис.40:28). Все в мире имеет начало и конец. В этом мире все временно. Один только Бог Вечен. Бог был до сотворения мира, неба, земли, времени. Бог был всегда, и Он не имеет ни конца, ни начала.

Бог не изменяем. “Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены” (Иак.1:17). “Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь” (Мал.3:6). В мире нет ничего постоянного, все меняется, растет, стареет, разрушается. Бог Неизменен. Он не меняется, не растет, не стареет. Какой Он есть, таким Он останется всегда.

Бог Всеправедный. “Бог - судия праведный” (Пс.7:12). “Ибо Господь праведен” (Пс.10:7). Люди часто лгут и бывают несправедливы. Бог в высшей степени, всегда Справедлив. Бог справедливо судит людей и никого не наказывает без причины. При этом Бог всегда помогает человеку исправить его жизнь покаянием и добрыми делами. Поэтому Бог называется Всеправедным и Правосудным.

Бог Вседовольный. “Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё” (Деян.17:24,25). Каждый человек в чем нибудь нуждается и поэтому очень часто бывает недоволен. Один только Бог все имеет, ни в чем не нуждается, и все дает другим. Поэтому Он называется Вседовольным.

Бог Всеблаженный. “По славному благовестию блаженного Бога” (1Тим.1:11). “Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих” (1Тим.6:15). Бог имеет в Себе наивысшую радость, полное блаженство или наивысшее счастье. Поэтому мы и называем Бога Всеблаженный. Человек переживает удовлетворение непостоянно, а временами. Истинного счастья человек не найдет нигде, как только в Боге.

Бога мы называем Творцом и Создателем за то, что Он сотворил видимый и невидимый мир. “Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю” (Ис.37:16).

Бога мы также называем Вседержителем, Владыкой и Царем за то, что Он своей всемирной волей содержит все сотворенное в Своей силе и власти, и над всем сотворенным Им миром владычествует и царствует. “Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель” (Откр.4:8).

Промыслителем мы называем Бога за то, что Он обо всем проявляет заботу, попечительство и всему сущему оказывает помощь. “Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас” (1Пет.5:7).

Бог непостижим для человеческого рассудка. Однако Он открывает Себя человеческому миру в необходимой степени, для спасения людей. Апостол Павел говорит: “Мы приняли ... Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога” (1Кор.2:11-12).

Человечество всегда жило с мыслью о Боге. Однако после грехопадения прародителей люди лишились просвещения светом Божественного Разума и утратили истинное представление о Боге. Среди людей стало распространяться учение о злых и добрых богах и духах, и люди, впав в заблуждение, начали отождествлять истинного Бога с грозными явлениями природы и наделять божественными свойствами различные предметы и животных.

Но Бог через пророков-избранников возвещал людям истинное представление о Себе. “Я Господь, Бог твой ... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” (Исх.20:2-3) – изрек Бог пророку Моисею. “Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога” (Ис.44:6) -говорится у пророка Исаи.

С приходом в мир Единородного Сына Божьего людям открылась истина, что Бог, Единый в существе Своем, троичен в Лицах. То есть Господь Бог представляет собой три Лица (Личности или Ипостаси): Бог - Отец, Бог - Сын, и Бог - Дух Святой. Согласно ортодоксальной традиции считается, что учение о Троице было дано "прикровенно", то есть скрыто в Ветхом завете и окончательно открыто в Новом Завете, в котором ясно указаны все Лица Пресвятой Троицы. "И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Матф.28:18-19).

Все три лица Пресвятой Троицы, Единосущной и Нераздельной, имеют одинаковые Божественные свойства и действия. Однако они различаются между собой личными свойствами. Бог-Отец Безначален. Он не рождается и не исходит от другого лица Троицы. Бог-Сын предвечно рожден от Бога-Отца и представляет собой совершенное откровение Бога-Отца, в связи с чем именуется Словом Божьим. В Библии так и говорится об этом: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Иоан. 1:1). Сам же Иисус Христос так говорит о Боге-Духе Святом - третьем лице Троицы: “Приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Иоан.15:26). Как видим Бог-Дух Святой исходит от Бога - Отца. Все Три ипостаси Святой Троицы Равночестны в своем достоинстве, о чем в Библии говорится: “Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино” (1Иоан.5:7).

Согласно Святому Писанию и Святому Преданию мы, люди, должны любить, восхвалять и уповать на Бога и Ему повиноваться. Главная обязанность каждого человека, жить для Бога, то есть исполнять Заповеди Божьи, избегать зла и творить Добро. И если мы жизнь свою подчиняем Божьим Заповедям и строим по Божьим Законам Добра, то этим мы выражаем свою любовь к Богу. И как говорит Апостол Иоанн: “Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1Иоан.4:16). Каждым добрым делом мы прославляем Бога. Так творите побольше Добра на свете.