“Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;” (Матф.1:8). После царствования Асы взошел на престол в 35-летнем возрасте сын его, Иосафат, или Иегосафат, который процарствовал 25 лет (914-889 г. до Р.Х.). “И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него” (3Цар.15:24). Об Иосафате в Библии говорится так. “Иосафат, сын Асы, воцарился над Иудеею в четвертый год Ахава, царя Израильского” (3Цар.22:41). “Тридцати пяти лет был Иосафат, когда воцарился, и двадцать пять лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Азува, дочь Салаиля” (3Цар.22:42). “И воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против Израильтян.” (2Пар.17:1). “И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего, и не взыскал Ваалов” (2Пар.17:3). “И утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы” (2Пар.17:5). “И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом” (2Пар.17:10). “А от Филистимлян приносили Иосафату дары и в дань серебро; также Аравитяне пригоняли к нему мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот” (2Пар.17:11). “И возвышался Иосафат все более и более и построил в Иудее крепости и города для запасов” (2Пар.17:12). “И когда увидели Иосафата начальники колесниц, то подумали: это царь Израильский, - и окружили его, чтобы сразиться с ним. Но Иосафат закричал, и Господь помог ему, и отвел их Бог от него” (2Пар.18:31). “И выступил навстречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня” (2Пар.19:2). “И жил Иосафат в Иерусалиме. И опять стал он обходить народ свой от Вирсавии до горы Ефремовой, и обращал их к Господу, Богу отцов их” (2Пар.19:4). “После сего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Маонитской, пошли войною на Иосафата” (2Пар.20:1). “И преклонился Иосафат лицем до земли, и все Иудеи и жители Иерусалима пали пред Господом, чтобы поклониться Господу” (2Пар.20:18). “И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стал Иосафат и сказал: послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам” (2Пар.20:20). “И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены: ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая и истребляя их, а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга” (2Пар.20:22-23). “И когда Иудеи пришли на возвышенность к пустыне и взглянули на то многолюдство, и вот -- трупы, лежащие на земле, и нет уцелевшего.” (2Пар.20:24). “И пришел Иосафат и народ его забирать добычу, и нашли у них во множестве и имущество, и одежды, и драгоценные вещи, и набрали себе столько, что не могли нести. И три дня они забирали добычу; так велика была она!” (2Пар.20:25). “А в четвертый день собрались на долину благословения, так как там они благословили Господа. Посему и называют то место долиною благословения до сего дня” (2Пар.20:26). “И пошли назад все Иудеи и Иерусалимляне и Иосафат во главе их, чтобы возвратиться в Иерусалим с веселием, потому что дал им Господь торжество над врагами их” (2Пар.20:27). “И пришли в Иерусалим с псалтирями, и цитрами, и трубами, к дому Господню” (2Пар.20:28). “И был страх Божий на всех царствах земных, когда они услышали, что Сам Господь воевал против врагов Израиля” (2Пар.20:29). “И спокойно стало царство Иосафатово, и дал ему Бог его покой со всех сторон” (2Пар.20:30). “Так царствовал Иосафат над Иудеею: тридцати пяти лет он был, когда воцарился, и двадцать пять лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Азува, дочь Салаила” (2Пар.20:31). “И ходил он путем отца своего Асы и не уклонился от него, делая угодное в очах Господних” (2Пар.20:32). “Но после того вступил Иосафат, царь Иудейский в общение с Охозиею, царем Израильским, который поступал беззаконно” (2Пар.20:35). “И почил Иосафат с отцами своими, и похоронен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Иорам, сын его, вместо него” (2Пар.21:1). Об Иосафате в народе говорили, что он “взыскал Господа от всего сердца своего” (2Пар.22:9). “Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду” (Иоил.3:12).

Затем в возрасте 32 года воцарился Иорам или Иегорам, который процарствовал 8 лет (891-884). “В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, за Иосафатом, царем Иудейским, воцарился Иорам, сын Иосафатов, царь Иудейский” (4Цар.8:16). Об Иораме в Библии говорится так. “И вступил Иорам на царство отца своего и утвердился, и умертвил всех братьев своих мечом и также некоторых из князей Израилевых” (2Пар.21:4). “Тридцати двух лет был Иорам, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме” (2Пар.21:5). “И ходил он путем царей Израильских ... и делал он неугодное в очах Господних” (2Пар.21:6). “Однакоже не хотел Господь погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом, и потому что обещал дать ему светильник и сыновьям его на все времена” (2Пар.21:7). “Также высоты устроил он на горах Иудейских, и ввел в блужение жителей Иерусалима и соблазнил Иудею” (2Пар.21:11). “И пришло к нему письмо от Илии пророка, в котором было сказано: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: за то, что ты не пошел путями Иосафата, отца твоего, и путями Асы, царя Иудейского, а пошел путем царей Израильских и ввел в блужение Иудею и жителей Иерусалима, как вводил в блужение дом Ахавов, еще же и братьев твоих, дом отца твоего, которые лучше тебя, ты умертвил, за то, вот Господь поразит поражением великим народ твой и сыновей твоих, и жен твоих, и все имущество твое, тебя же самого - болезнью сильною, болезнью внутренностей твоих до того, что будут выпадать внутренности твои от болезни со дня на день” (2Пар.21:12-15). “И возбудил Господь против Иорама дух Филистимлян и Аравитян, сопредельных Ефиоплянам; и они пошли на Иудею и ворвались в нее, и захватили все имущество, находившееся в доме царя, также и сыновей его и жен его; и не осталось у него сына, кроме Охозии, меньшего из сыновей его. А после всего этого поразил Господь внутренности его болезнью неизлечимою. Так было со дня на день, а к концу второго года выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях; и не сожег для него народ его благовоний, как делал то для отцов его. Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме, и отошел не оплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах” (2Пар.21:16-20).

Затем после царя Иорама в Евангелии от Матфея пропущены три царя Охозия, Иоас и Амасия, царствовавшие в общей сложности с 884 по 810 год до Р.Х. Согласно народным представлениям никогда не были так распространены в царстве Иудейском и Израильском смута и нечестие как во времена Ахава, царя Израильского, с домом которого через Гофолию имели связь Иудейские цари Охозия, Иоас и Амасия. “Двадцати двух лет был Охозия, когда воцарился, и один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Гофолия, дочь Амврия. ... И делал он неугодное в очах Господних” (2Пар.22:2-4). За это он был убит Ииуем, против которого Охозия выступил войной. Погибли и все братья Охозии. Гофолия, мать Охозии, узнав о смерти сына, “истребила все царское племя дома Иудина” (2Пар.22:10). “Но Иосавеф, дочь царя, взяла Иоаса, сына Охозии, и похитила его из среды царских сыновей умерщвляемых, и поместила его и кормилицу его в спальной комнате; и таким образом Иосавеф, дочь царя Иорама, жена Иодая священника, сестра Охозии, скрыла Иоаса от Гофолии, и она не умертвила его. И был он у них в доме Божием скрываем шесть лет; Гофолия же царствовала над землею” (2Пар.22:11-12).

“Семи лет был Иоас, когда воцарился, и сорок лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Цивья из Вирсавии. И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни Иодая священника” (2Пар.24:1-2). Во время правления Иоаса был обновлен Храм Господень в Иерусалиме. После смерти священника Иодая, Иоас стал слушаться князей Иудейских и поклоняться идолам. И послал Господь Бог пророка Захарию, сына Иодая, для обращения на путь истинный. Но Иоас приказал убить Захарию камнями. Захария, умирая, сказал: “да видит Господь и да взыщет!” (2Пар.24:22). Через год против Иоаса выступило сирийское войско и победив Иоаса, вошло в Иудею и Иерусалим. Захватив много добычи войско сирийское вернулось в Дамаск. Но против тяжело больного Иоаса взбунтовались его рабы и убили его в своей постели. “И похоронили его в городе Давидовом, но не похоронили его в царских гробницах” (2Пар.24:25).

“Двадцати пяти лет воцарился Амасия и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иегоаддань из Иерусалима. И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца” (2Пар.25:1-2). Но после похода в Соляную долину Амасия стал поклоняться богам Идумейским. “И воспылал гнев Господа на Амасию, и послал Он к нему пророка, и тот сказал ему: зачем ты прибегаешь к богам народа сего, которые не избавили народа своего от руки твоей?” (2Пар.25:15). Но Амасия не послушался пророка Господня. Вскоре царь Израильский напал на Иудею и, забрав сокровища из дома Божьего и дома царского, вернулся в Самарию. В Иерусалиме против Амасии произошел заговор. Но Амасия бежал в Лахис, где его там и настигли заговорщики.

На вопрос, почему пропущены три царя (Охозия, Иоас и Амасия) в Евангелии от Матфея, библиистика ответа не дает. Однако можно предположить следующее. Первоначально сведения о жизни и учении Иисуса Христа (когда они не были записаны) передавались в устной форме. В последствии Евангелие от Матфея сразу же после его написания, выучивалось и также передавалось устно. Для более удобного запоминания Евангелия первые христиане использовали мнемоническую систему, применяемую ещё для запоминания текстов Ветхого завета. Эта система разбивала текст Евангелия на куски, на подобии стихов. По этой мнемонической системе запоминания и были добавлены в устном пересказе строки с тремя группами по четырнадцать родов (Матф.1:17), позволяющие лучше запоминать евангельские тексты. Так в устном пересказе предположительно мог войти в Евангелие от Матфея стих о четырнадцати царях (от Давида до переселения в Вавилон). “И от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов” (Матф.1:17) В дальнейшем, когда же Евангелие от Матфея, в следствии потери еврейского текста стало с устного пересказа записываться греческим языком, переписчики обнаружили несоответствие между стихом о четырнадцати царях, от Давида и до переселения в Вавилон, и количеством предков Иисуса Христа.

Для того чтобы устранить это несоответствие, переписчики самовольно выкинули трех царей. Подтверждением правильности этой гипотезы является факт того что именно по четырнадцать родов будет в трех группах тогда, когда считать предков Иисуса Христа от Давида и до переселения в Вавилон без трех царей. Таким образом налицо подгонка родословия под стих о трех группах по четырнадцать родов. И именно для этой подгонки переписчикам пришлось изъять трех царей.

Утверждения некоторых пояснителей Библии о том, что три царя не упоминаются, потому что они очень плохие и якобы по этой причине они были изъяты из родословия для того чтобы своей недостойной жизнью не позорить родословную Иисуса Христа, не выдерживает критики. Это утверждение опровергается такими аргументами. Среди исключенных из родословия трех царей царь Иоас делал угодное в очах Господа и вел благочестивую жизнь. ”И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни Иодая священника” (2Пар.24:2). А цари с более непристойной жизнью остались в родословии. Например царь Амон “делал неугодное в очах Господних” (2Пар.33:22). Царь Ахаз “не делал угодного в очах Господа Бога своего” (4Цар.16:2). Царь Иоаким “делал он неугодное в очах Господа Бога своего” (2Пар.36:5). Так что предположение о том, что трех царей исключили из родословия по причине их неправедной жизни, не подтверждается текстами Библии.

На вопрос, почему Господь Бог позволил так вольно переписчикам обращаться с текстами Библии, можно дать такой ответ. Потому что Бог не ущемлял ничем свободу воли этих переписчиков, как людей наделенных возможностью в выборе и совершении своих поступков. Можно предположить, что Господь Бог допустил существование родословия без трех царей потому, что родословие Иисуса Христа в таком виде существенно не мешает людям познать учение Христово и достичь спасения. В связи с этим Апостол Павел говорил людям о том, чтобы они не занимались “родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере” (1Тим.1:4), а изучали основы вероучения и соблюдали его в своей жизни.

Озия царствовал с 810 по 758 г. до Р.Х. В Библии он называется также Азарией и является правнуком Иорама. У древних евреев существовал обычай по которому имена людей имели определенный смысл. Если человек свое имя, которое было связано с Богом, заклеймил позором, у такого человека это имя отбиралось и давалось другое имя. Озия, как и имя Озиил обозначало “сила Божья”. После того когда Господь наказал Озию проказой за его нечестивый поступок, народ от него отвернулся. И Озия утратил власть. Можно предположить что и имя у него после этого было переменено на Азарию, так как Озия не соответствовал своему имени. “И взял весь народ Иудейский Озию, которому было шестнадцать лет, и поставили его царем на место отца его Амасии” (2Пар.26:1). “Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима. И делал он угодное в очах Господних” (2Пар.26:3-4). Пророк Захария был его духовным наставником. “и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию” (2Пар.26:5). “И помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян, живущих в Гур-Ваале, и против Меунитян; и давали Аммонитяне дань Озии, и дошло имя его до пределов Египта, потому что он был весьма силен” (2Пар.26:7-8). “Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном” (2Пар.26:16). Но священники “воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога” (2Пар.26:18). “И разгневался Озия, – а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного” (2Пар.26:19). “И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли” (2Пар.26:21). “И почил Озия с отцами своими, и похоронили его с отцами его на поле царских гробниц, ибо говорили: он прокаженный. И воцарился Иоафам, сын его, вместо него” (2Пар.26:23).


Газета "БЛАГОВЕСТ", август 1998 г.