Пояснение неясных мест родословия Спасителя

Евангелист Матфей начинает описание своего Евангелия родословием Иисуса Христа затем, чтобы доказать евреям что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, которого Господь Бог обещал еврейскому народу. И что именно Иисус Христос, как обещанный Мессия и происходит из рода Давидова, Авраамова и т.д. Поэтому Матфей и упоминает о пророчестве Исаии. “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис.7:14), что значит: с нами Бог” (Матф.1:23). Однако, зная о том, что Спаситель не является кровным сыном Иосифа Праведного, Матфей не говорит о том, что Иисус Христос родился от Иосифа. Матфей об этом факте в своей родословной говорит так: “Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос” (Матф.1:16).

Читатели могли бы сказать о том, что если Иосиф Праведный не является родным отцом Спасителя, то в таком бы случае уместней было бы привести родословие Девы Марии, от Которой родился Спаситель. Согласно обычаям еврейского народа евреи не вели свои родословные по женской линии. Однако, согласно еврейским законам, мужчина должен был брать в жены женщину из того же рода и колена, к которому принадлежал сам. Поэтому родословная, приведенная по мужской линии, отражала в себе сведения не только предков мужа, но и жены. Поэтому Матфей, не отступая от обычая по составлению родословных, изложил родословную по мужской линии, перечислив предков Иосифа Праведного. Одновременно в этой родословной отобразив предков и жены его, Девы Марии, Которая, как и Иосиф, принадлежала к колену Иудину и царскому роду Давида.

Евангелист Лука излагает родословную Иисуса Христа, начиная от Адама, а Евангелист Матфей от Авраама. Если сравнить эти родословные, то становится видно, что они абсолютно одинаковы от Авраама до Давида. А, начиная от Давида, становятся различными. У читателей может появиться вопрос, почему возникли различия? Эти различия объясняются тем, что у древнееврейского народа существовал обычай ужичества, согласно которому ближайший родственник умершего бездетного человека должен был взять в жены его вдову, и от неё продолжить род своего родственника. Дети, рожденные от такого брака, считались детьми двух отцов. Одним отцом их считался умерший, законными детьми которого они признавались. Другим отцом считался их кровный отец, давший им естественное происхождение.

Учитывая этот закон, который использовался при составлении родословных евреями и Евангелистами, можно обнаружить, что Салафииль у Матфея фигурирует как сын Иехонии, а у Луки назван сыном Нирия. Иосиф обручник показан у Матфея сыном Иакова, а у Луки сыном Илия. Это произошло потому, что один из названных Евангелистами отцов, был отец по закону, а другой по естественному рождению. В книге пророка Иеремии (Иер.22:30) говорится о том, что Иехония, уведенный в плен вавилонский, был бездетен. И что после смерти Иехонии его род продлил, как говорили евреи “восстановил ему род” его родственник, Нирий. Илий также был бездетным и его род продлил его родственник, Иаков. Такое объяснение родословных было дано писателю II века, Юлию Африканскому остававшимися в то время в живых родственниками Самой Девы Марии. Сам Юлий Африканский писал так: “Так ли оно было или иначе, но достоверно, что не легко было бы приискать объяснение родословных более удовлетворительное, нежели то, которое они мне сообщили” (Цитируется по книге Евсевий, Церковная история, том 1, стр.7). Тем, что Лука заканчивает родословие Иисуса Христа словами “Адамов, Божий” (Лук.3:38), говорит о том, что Лука под словом “Божий” подразумевает Иисуса Христа, Которого называли Сын Божий. Несмотря на то, что мы называем Бога своим Отцом Небесным, никто не будет утверждать, что он произошел от Бога, потому что согласно религиозным взглядам, люди являются потомками Адама и Евы. И только Иисус Христос в Писании назван Сыном Божиим.


Газета "БЛАГОВЕСТ", август 1998 г.