“Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго” (Матф.1:18). Евангелист Матфей описывает Рождество Христово, не указав целый ряд предшествующих событий. Таких как Благовещение и свидание Девы Марии со своей родственницей, Елисаветой. Известно, что через шесть месяцев после того, когда зачала Елисавета, произошло Благовещение Девы Марии, для чего Господом был послан Ангел Гавриил, Благовеститель. Узнав от Ангела о том, что Елисавета зачала сына, Дева Мария отправилась в нагорную страну Иудейскую навестить её. Когда же Дева Мария вошла в дом Елисаветы, то Елисавета воскликнула: “Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?” (Лук.1:42-43). А Дева Мария ответила: “Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем” (Лук.1:46-47). Дева Мария находилась с Елисаветой в доме Захарии около трех месяцев, а затем вернулась в Свой город Назарет. За три месяца Её беременность стала заметной. Вот к этому моменту и относится информация, содержащаяся в разбираемом 18-м стихе, когда “оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого”.

В начале 18-го стиха в греческом тексте Библии Евангелист Матфей употребляет слово “генезис”, которое было переведено на русский язык словом “рождество”. Это же самое греческое слово, Евангелист Матфей употребил в 1-м стихе первой главы. Но так как в русском языке нет более адекватного слова для передачи смысла слова “генезис”, то наиболее близко по смыслу это греческое слово можно перевести как происхождение (рождение, возникновение) Иисуса Христа. Однако в русском переводе Библии утвердилось слово “рождество”, давшее название почитаемому двунадесятому празднику, отмечаемому в честь этого Евангельского события.

Далее в 18-м стихе 1-й главы Евангелист Матфей сообщает об обручении Девы Марии с Иосифом. Поэтому Иосифа в богословской литературе очень часто называют обручником. То есть человеком, обручившимся с Девой Марией. Суть древнееврейского обручения состояла в том, что жених прилюдно объявлял о том, что посватался к невесте и получил её согласие. Затем происходило благословение жениха и невесты. Чаще всего у педантичных евреев об обручении составлялся договор. Реже давалось устное торжественное обещание при свидетелях о том, что такой-то человек согласен жениться на такой-то девушке. В этом и состояла суть обряда обручения, после которого невеста считалась женой своего жениха. У древних евреев очень часто невесту после обручения называли женой, а жениха мужем. Аннулировать обручение можно было только разводом с оглашением (оповещением об этом), которое производилось по строгим правилам.

Имя Мария, греческое, и обозначает “быть возвышенной, высокой”. По-арамейски это имя произносится Мариам. По-еврейски это имя звучит как Мирьям или Мириам. Это имя является производным от слова “мери”, обозначающим “возвышение, высота”. Выражение “прежде чем они сочетались” нужно понимать следующим образом. То есть прежде чем они поженились. Иными словами, прежде чем состоялась их свадьба. В богословии широко обсуждался вопрос о том, жили ли Дева Мария и Иосиф обручник до свадьбы в одном доме. Святой Иоанн Златоуст ответил на этот вопрос так: “Мария жила уже у него (Иосифа) в доме”.

Согласно Священному преданию Дева Мария, после того как покинула стены Иерусалимского храма, жила у Иосифа в доме. Дева Мария, живя при храме Иерусалимском, дала обет безбрачия. По достижении 14-летнего возраста Деве Марии нужно было покидать пределы храма и по традиции выйти замуж. Но так как в храме Её оставить нельзя было по уставу, а выдать замуж было невозможно, по причине обета безбрачия Её, то священники решили испросить Бога, как поступить с Девой Марией. Первосвященнику Господь в Святая Святых храма указал собрать посохи неженатых мужей из рода Давидова и внести их в храм, и кому выпадет знамение, тот будет мужем Деве Марии. Первосвященник так и сделал. И только жезл Иосифа праведного расцвел лилиями. Узнав об этом, Иосиф хотел было отказаться, так как имел уже 80-летний возраст, был вдовцом и имел шестерых детей, а Дева Мария была юной. Но первосвященник настоял на том, что это воля Божья, и Иосифу нужно будет только заботиться о Деве Марии. Иосиф послушался слов первосвященника и обручился с Девой Марией, чтобы быть опекуном и хранителем Девы Марии.

Выражение “оказалось, что Она имеет во чреве” нужно понимать так. Сделалась заметной для посторонних людей беременность Девы Марии. Продолжая эту фразу, Евангелист Матфей указывает, что Дева Мария имеет во чреве от Духа Святого. То есть беременность Девы Марии чиста и непорочна, и имеет Божественное происхождение. Почему Евангелист написал о том, что Дева Мария зачала именно от Бога-Духа Святого, а не от Бога?

Согласно христианским представлениям, Единый и Неделимый Бог существует в Трех Лицах (Ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Учение о Троице в Ветхом Завете дано “прикровенно”, то есть скрыто, и открыто окончательно в Новом Завете. Например “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Матф.28:19). “Петр, Апостол Иисуса Христа, ... избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится” (1Пет.1:1-2).

Согласно православным богословским представлениям Дух Святой является Третьим Лицом (ипостасью) Пресвятой Троицы. Также как Бог-Отец и Бог-Сын, Святой Дух тоже является Богом. “Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил ... мысль солгать Духу Святому ... Ты солгал не человекам, а Богу” (Деян.5:3-4). Через Святого Духа люди получают духовное рождение. “Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан.3:5). Святой Дух глаголет через пророков. “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2Пет.1:21). И через Апостолов. “Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес” (1Пет.1:12).

Святой Дух исходит от Отца. “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Иоан.15:26).

Бог-Дух Святой равен Богу-Отцу и Богу-Сыну. “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Матф.28:19).

По Своему существу Он представляет одно целое (един) с Богом. “Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино” (1Иоан.5:7). Поэтому Он достоин поклонения и прославления наравне с Богом-Отцом и Богом-Сыном. “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Матф.28:19).

Поэтому, согласно богословским представлениям, основанным на Библии, Бог пребывает Один в Трех Лицах. Однако существует различие между Лицами Пресвятой Троицы. Эти различия называются в богословии Личными (от слова лицо, лик, личность) свойствами. Вот эти свойства.

Бог-Отец не имеет для Своего возникновения причины. Он не рождается и не происходит от другого Божественного Лица. Он Вечен. “Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог” (Пс.89:3). “Вечный Господь Бог” (Ис.40:28).

Бог-Сын рождается от Отца. “Единородный Сын, сущий в недре Отчем” (Иоан.1:18). “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.” (Иоан.3:16). “Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?” (Евр.1:5).

Бог-Дух Святой исходит от Бога-Отца. “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Иоан.15:26).

Отсюда православное догматическое богословие делает вывод о том, что Личное Свойство Отца – нерожденность. Личное свойство Сына – предвечная рожденность и вечное существование в Боге-Отце (Иоан.1:18). Личное свойство Духа Святого – исхождение. “И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, -- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Матф.3:16,17).

Святой Дух нисходил на Апостолов и пророков. “Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго” (Иоан.20:22). “Но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать” (Деян.2:16-18). И они после этого получили Дары Святого Духа. “Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (1Кор.12:8-10). “И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис.11:2). Евангелисты рассказали о том, что Дева Мария зачала не просто от Бога, а под воздействием Духа Святого. “Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лук.1:35).

Евангелисты писали эти тексты, чтобы по велению Божию показать людям проявления Духа Святого и Его отличия Личных свойств от Других Ипостасей Троицы. В данном случае, показав, что Благовещенье произошло под воздействием Духа Святого, Евангелист говорит о Троице, о личных свойствах Её Ипостасей. Таким образом, на вопрос о том, почему Дева Мария зачала не просто от Бога, а именно от Бога-Духа Святого, можно ответить следующим образом. Евангелист указал на участие Духа Святого в Благовестии, потому что именно Дух Святой, как одна из Ипостасей Троицы согласно Своим Личным свойствам, при нисхождении дает человеку Дары духовные. При духовном рождении Святой Дух дает дар веры и всё необходимое для достижения спасения в Царстве Небесном. В данном, рассматриваемом случае под воздействием Святого Духа осуществилось чудесное зачатие Богомладенца.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 1999 г.