“Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго” (Матф.1:20). В 20-м стихе говорится о том, что когда Иосиф подумал о том, чтобы тайно отпустить Деву Марию, то во сне ему явился Ангел Господень и подтвердил непорочность Девы Марии, сказав, чтобы Иосиф не боялся взять Деву Марию в жены, и что находящийся в Ней ребенок зачат от Духа Святого.

В греческом тексте слово “помыслил” обозначает колебание, сомнение, и даже страдание. То есть переживания со страданием. Это слово применено, чтобы показать духовное смятение Иосифа, сомнения, которые он испытывал. Когда Дева Мария вернулась от Елисаветы в дом Иосифа, то стало видно следы Её Святого чревоношения (Её беременности). Иосиф, видя эти следы, и не ведая о совершающейся перед ним Тайны, был мучим сомнениями по поводу Её беременности. Ему стали рисоваться картины обольщения Девы Марии. И эти переживания были очень мучительными для целомудренного Иосифа. С другой стороны он знал о благочестивой жизни в храме Девы Марии, и о данном Ею обетом девства. Но вид Девы Марии заставлял его думать об обольщении. Дева Мария видела душевные переживания Иосифа, догадывалась об их причине, но не решалась объяснить без особенной на это воли Божьей всё Иосифу.

По словам Иоанна Златоуста, Дева молчала, ибо думала, что не уверит обручника, сказавши о необыкновенном деле (о чудесном Божественном зачатии) и предпочитала надеяться на Божие Провидение в этой ситуации. И Господь оправдал надежды Девы Марии.

В выражении “се, Ангел Господень” слово “се” соответствует русскому слову “вот”. Это слово чаще всего употребляется в Евангелиях Матфея и Луки и применяется для того, чтобы сосредоточить внимание и придать особую силу тому, что будет сказано после этого слова. В 20-м стихе слово “се” использовано, чтобы заострить внимание читателя на эпизоде вразумления Иосифа при помощи Ангела Господнего. Слово “Ангел” обозначает вестник, посланник. В 20-м стихе Ангел фигурирует как посланник Божий. Согласно Евангелию от Луки это был Ангел Гавриил. Если к Деве Марии Ангел явился наяву для того, чтобы Она выслушала и приняла Волю Божью, то для вразумления Иосифа Ангел является к нему во сне. “Старцы ваши сновидениями вразумляемы будут” (Деян.2:17). Вразумление старцев через сон, возможно, происходит потому, что во сне они лучше концентрируют свое старческое рассеянное внимание и лучше воспринимают информацию. Благовестия (сообщение приятного известия) Деве Марии и Иосифу, отличаются друг от друга. Дева Мария увидела Ангела наяву, потому что должна была проявить сознательное отношение к сообщению Ангела и дать Свое добровольное согласие. Благовестие Иосифу не имело такого значения, как благовестие Деве Марии. И поэтому Иосифу Ангел явился во сне, и, подтвердив невинность Девы Марии, посоветовал ему не бояться принять Её. Благовестие Иосифа от Благовестия Девы Марии отличается существенными различиями.

Благовестие Девы Марии представляло собой сообщение Благой Вести. Благовестие Иосифу содержало в себе:

  1. вразумление о том, что Иосиф есть сын (то есть потомок) Давидов, в роду которого и должен родиться Мессия “Иосиф, сын Давидов!”;
  2. указание на то, чтобы он принял Деву Марию “не бойся принять Марию, жену твою”;
  3. объяснение причины беременности Девы Марии “ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого”.

Почему один и тот же Ангел являлся Захарии и Деве Марии наяву, а Иосифу праведному явился во сне? Потому, что от Захарии и Девы Марии требовалось сознательное участие в процессе деторождения. А Иосифу через Ангела было дано пояснение факта Благовестия, которое произошло независимо от Иосифа.

Выражение “не бойся принять” нужно понимать следующим образом. Не бойся не в смысле страха, а сомнения. То есть не сомневайся в верности и непорочности Девы Марии. А поэтому прими Её, как достойную невесту, не нарушившую супружеский долг, честную и беспорочную. Иными словами слово “принять” обозначает не принятие Её в дом Иосифа, а принятие Её как достойной его жены. О правильности такого толкования этого места из 20-го стиха говорит продолжение разбираемой фразы. “Не бойся принять Марию, жену твою”. То есть принять Деву Марию в виде непорочной, честной и достойной жены. Выражение “жену твою” в 20-м стихе употреблено в смысле “обрученную с тобой невесту”.

Утверждение атеистов и иных критиков о том, что Ангел указал Иосифу принять Деву Марию как жену, в смысле супругу, нелогично. Потому что в 25-м и 26-м стихах 1-й главы сказано о том, что Иосиф “принял жену свою, и не знал Ее”. Таким образом, в 20-м стихе под словом жена имеется в виду не супруга, а невеста. Слово “жена” у древних евреев часто употреблялось в смысле женщина даже для незамужних девушек, с указанием их дальнейшей основной женской функции, быть женой. В 20-м стихе указывается причина того, почему Иосиф должен принять Деву Марию: “Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго”. То есть потому, что Дева Мария непорочна и зачала Богомладенца. И принять Деву Марию Иосиф должен для того, чтобы оберегать Её и Богомладенца, заботиться о них и помогать им. Иными словами в 20-м стихе говорится о том, чтобы Иосиф отогнал свои сомнения в честности Девы Марии, принял Её в свой дом как достойную супругу, и сделался хранителем, защитником и покровителем Самого Богомладенца и Девы Марии, потому что Младенец имеет Божественное происхождение, Он рожден от Духа Святого.

Самому Иосифу такая честь выпала потому, что он “сын Давидов”, то есть потомок царя Давида, в роду которого, по обещаниям Бога, и должен родиться Мессия. А также потому, что Иосиф был праведным. То есть по сравнению с другими потомками, относящимися к роду Давидову, он строго соблюдал законы Божии и вел благочестивый образ жизни.

Некоторые скептики по поводу 20-го стиха задают вопрос, почему Иосиф, до этого, видя непорочную жизнь Девы Марии, не поверил Её словам о Святом Благовещении. И для того чтобы убедить и вразумить Иосифа потребовалось вмешательство Ангела. Исходя из текста Евангелия видно, что после возвращения Девы Марии от Елисаветы разговора между Иосифом и Девой Марией о причине беременности просто не было. С одной стороны Дева Мария знала о Своей непорочности и не считала Себя в чем-то винной перед Иосифом. С другой стороны Иосиф из деликатности и из-за боязни Её обидеть, не заводил такой разговор. Однако, видя явные признаки беременности, Иосиф стал задумываться о причине появления беременности. Иосиф назван праведным за то, что строго придерживался соблюдения законов Моисея, по которым надлежало неверную невесту отпустить, то есть расторгнуть с ней все отношения. Как только Иосиф, не говоря с Девой Марией о разводе, подумал об этом, к нему во сне явился Ангел Господень. Сомнения Иосифа были рассеяны явлением Ангела и тем, что Иосифу было показано, что его мысли известны и небезразличны Богу. И само явление Ангела, как представителя Святого сверхъестественного мира, доказывало правдивость сообщаемой им информации о непорочном зачатии Девы Марии.

Появление Ангела Иосифу говорит и о том, что с одной стороны исполняется обещание Божие, что в роду царя Давида, предком которого был Иосиф, родится долгожданный Мессия. С другой стороны явление Ангела говорит о том, что Иосиф за свою праведность удостоился чести стать приемным отцом Богомладенца. Потому что только праведный человек может увидеть (во сне или наяву) Ангела Божия и тем более стать названым отцом Богомладенца.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 1999 г.