“Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Матф.1:21). В 21-м стихе продолжается речь Ангела Гавриила, который наставляет Иосифа и говорит о том, что когда Дева Мария родит Сына, то Его следует назвать именем Иисус. Потому что Он спасет людей Своих (то есть тех, кто верит в Него и исполняет Его законы) от грехов их. В греческом тексте Евангелия глагол “родит” употребляется также как и в Быт.17:19 (“Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына” Быт.17:19) и у Луки 1:13 (“Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына” Лука 1:13). В греческом языке этот глагол употребляется только тогда, когда обозначается происхождение детей от отца.

Иными словами, в этой фразе при помощи употребления этого глагола указывается на роль Бога-Отца в рождении Спасителя. То есть ещё раз подчеркивается нераздельная и единая суть Пресвятой Троицы. Зачатие Богомладенца состоялось посредством Духа Святого, но Отцом Мессии был Бог-Отец. Благовещенье есть великая тайна, не доступная для человеческого понимания. Но через Святые Евангелия Господь дает человеку необходимые сведения для того, чтобы понять явления и законы жизни, относящиеся к естественному и сверхъестественному миру.

Рассмотрим представленный в одном из преданий эпизод Благовещенья, чтобы яснее понять участие в Благовещении Бога-Отца и Бога-Духа Святого. Для этого вспомним, что Иисуса Христа в Библии, также как и в предании, называют Словом. “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Иоан.1:1). И Слово сотворил Господь Бог. “А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков” (2Пет.3:7). “Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух” (1Иоан.5:7). “И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие” (Еф.6:17). “Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”” (Откр.19:13). В упомянутом предании пишется о том, что Слово было у Бога. И Бог исторг из Себя Слово со Своим дыханием, Духом Святым. Согласно упомянутому преданию это Слово Божье, Архангел Гавриил принес и передал Богородице. Божье Слово непорочным путем вошло в плоть Девы Марии. Дух Святой нашел на Неё, и сила Всевышнего осенила Её и Она зачала. Согласно указанному преданию, родителем Бога-Сына является Бог-Отец. А Благовещенье осуществлялось при помощи Духа Святого.

Та же мысль подтверждается и каноническим текстом.

  1. Греческий глагол “родит” в 21-м стихе употребляется в греческом тексте Евангелия для обозначения происхождения детей от отца.
  2. Ангел Господень принес Деве Марии благую весть. А весть – это известие, то есть Слово Божие, исшедшее из уст Божиих.
  3. По поводу Благовестия и участия в зачатии Бога-Отца у Луки ясно сказано “и сила Всевышнего осенит Тебя” (Лук.1:35). А Всевышний это и есть Бог-Отец. Таким образом, как видно из всего вышесказанного, участие Бога-Отца в рождении Бога-Сына является непосредственным и подтвержденным фактом. Но наряду с этим, Благовещенье происходит под воздействием и Третьей Ипостаси Троицы, Бога-Духа Святого. О чем и сказано: “Она имеет во чреве от Духа Святаго” (Матф.1:18). “Дух Святый найдет на Тебя” (Лук.1:35). Таким образом, непорочное зачатие Девы Марии произошло при участии трех Ипостасей Троицы, Бога-Отца, предвечно сущего Бога-Сына (Слова) и исходящего от Бога-Отца, Бога-Духа Святого.

“И наречешь Ему имя Иисус”. Этими словами Ангел дает непосредственное указание Иосифу на то, как надо назвать Богомладенца, потому что имя Иисус отражает Его миссию, спасать людей, то есть быть Спасителем. И этими словами Ангел показывает Иосифу, что за его праведную и благочестивую жизнь он удостоился стать названным (юридическим) отцом Богомладенца, и как законный отец, имеет право дать Ему имя. Имя Иисус представляет собой греческую форму еврейского слова “Иешуа”. В греческом и еврейском языке это имя обозначает “Сущий Бог спасет”. Согласно другому еврейскому толкованию это имя обозначает Спаситель.

“Ибо Он спасет людей Своих”. В этой фразе говорится о том, что Иисус Христос спасет людей Своих, то есть тех людей, которые станут последователями Его учения, и будут это учение применять в своей жизни. Таких людей Он и назовет людьми Своими. Причем в этой фразе не говорится о том, что Иисус Христос спасет только евреев, потому что последователями учения Христова могут быть люди из любого народа. “Чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие“ (Деян.15:17).

Выражение “от грехов их” указывает на предназначение Божественной миссии Иисуса Христа, Который спасет людей не от римских завоевателей, не от несправедливых мирских законов, а от грехов, которые совершают сами люди. Грех – это понятие философско-религиозное. Оно обозначает преступление человека по отношению к Божьим законам в виде нарушения морально-нравственных и религиозных норм поведения. Учение Христово и направлено на то, чтобы спасти людей от преступлений против заповедей Бога. То есть научить людей жить не греша, при этом, рассказав людям, что такое грех, какой он бывает, как с ним бороться и искоренять его, и в дальнейшем не допускать его появления в жизни человека. До прихода Иисуса Христа пророки также рассказывали людям о законах Божиих, и о том, как защититься от греха, то есть рассказывали о спасении. Но Иисус Христос, в отличие о предыдущих проповедников, принес новое учение, только через которое человек и может спастись. И для спасения людей Иисус Христос принес Себя в искупительную жертву. Своим жертвоприношением Иисус Христос спас людей от первородного греха. А Своим новым учением открывает людям возможность спасения, при условии, что люди будут соблюдать и исполнять учение Христово. В этом месте 20-го стиха четко обозначен характер морально-философской, религиозно-духовной деятельности Спасителя, состоящей в просвещении людей и спасении их от грехов их. Из деятельности Иисуса Христа и вытекает Его имя.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 1999 г.