“Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог” (Матф.1:23). В 23-м стихе Матфей приводит высказывание пророка Исаии о том, что Дева родит Сына и назовут этого Сына именем Еммануил, что означает “с нами Бог”. Слова пророка, приведенные в 23-м стихе, были сказаны пророком Исаией царю Ахазу во время нашествия на Иудею Сирийского и Израильского царей. В Талмуде эти слова Исаии не относились древними евреями к пророческим и не прилагались к Мессии. Впервые эти слова были применены как пророчество о Мессии Евангелистом Матфеем.

Многие критики Библии и атеисты незаслуженно и бездоказательно заявляли о том, что стихи 21-й и 23-й 1-й главы Евангелия от Матфея якобы находятся в противоречии друг с другом. Суть этого мнимого противоречия в том, что в 21-м стихе Ангел рекомендует Иосифу назвать Спасителя Иисусом, а в 23-м Матфей приводит предсказание Исаии, в котором говорится о том, что Спаситель будет наречен Еммануилом. Никакого противоречия между 21-м и 23-м стихами 1-й главы Евангелия от Матфея нет. Это становится ясным после внимательного прочтения этих стихов. Так в 21-м стихе Ангел говорит о том, как Иосифу надлежит назвать Мессию. “И наречешь Ему имя Иисус”. В 23-м стихе говорится не о собственном имени Мессии, а о том, как Мессию нарекут люди за Его Божественную миссию. Поскольку в лице Мессии с людьми будет Бог, то люди, окружающие Иисуса Христа, и скажут “с нами Бог”, что отражено в имени Еммануил. Доказательством правильности этой мысли является тот факт, что в 23-м стихе говорится что Мессии “нарекут имя Ему Еммануил”. Слово “нарекут” стоит во множественном числе, указывая на то, что многие люди будут называть Христа Спасителя Еммануилом, то есть Богом, находящимся среди людей. А в 21-м стихе Иосифу Ангел конкретно говорит “наречешь Ему имя Иисус”. Слово “наречешь” стоит в единственном числе, что указывает на то, что в этом стихе речь идет об имени собственном, так как нарекать (то есть давать) имя ребенку могут только родители, кровные или, как Иосиф, приемные. Множественное число слова “нарекут” из 23-го стиха говорит о том, что этим словом называть Спасителя будут многие люди, употребляя это имя в виде прозвища, отражающего спасительную миссию Иисуса Христа.

О том, что имя Еммануил Исаия употребляет для обозначения Бога (а не как имя собственное) говорит и другая цитата из высказываний Исаии, в которой под именем Еммануила Исаия подразумевает Господа Бога, что вытекает из логического анализа этой цитаты. “Во всю широту земли Твоей, Еммануил!” (Ис.8:8). Факт того, что в Новом Завете рядом с именем Иисус Христос, фигурирует и имя Еммануил, говорит о том, что речь идет об одном и том же Мессии. В 21-м стихе Ангел говорит Иосифу о том, что Дева Мария “родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус” (Матф.1:21). А в 22-м и 23-м стихе сказано, что Мессия, Которого следует назвать Иисусом, и будет тем ребенком, через Которого сбудется “реченное Господом через пророка, который говорит: “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.” (Матф.1:22-23). То есть в стихах с 21-го по 23-й Евангелия, о ребенке, Который родится непорочным путем, и Которого следует, по указанию Ангела, назвать Иисусом, говорится как о Еммануиле, о Котором было сделано предсказание пророком Исаией.

Имена Иисус и Еммануил по звучанию разные. Однако одинаково определяют Божественную миссию Иисуса Христа. Имя Иисус указывает на то, что рожденный непорочным путем Богомладенец должен стать Спасителем людей, что вытекает из пояснения смысла этого имени. Но, спасая людей от их грехов, Богомладенец, рожденный непорочным путем и в дальнейшем ставший взрослым человеком, будет присутствовать среди людей, что вытекает из пояснения имени Еммануил.

Смысловое сопоставление имен Иисус и Еммануил говорит о том, что через рожденного непорочным путем Богомладенца Иисуса исполняется пророчество Ветхозаветного пророка Исаии, в котором фигурирует имя Еммануил. Иными словами, через имена Иисус и Еммануил (независимо от того, как бы они различно ни звучали) расшифровывается и поясняется смысл и предназначение того, что должен сделать Богомладенец, родившийся непорочным путем, и обозначаются его функции и дела. А дела Богомладенца совпадают по своей цели и предназначению. А именно: Бог находится среди людей (что видно из пояснения имени Еммануил). И находясь среди людей, спасает их от грехов (что видно из пояснения имени Иисус).


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 1999 г.