Когда родился Иисус Христос?

Традиционное изложение Евангельских событий, сделанное Святыми отцами и учителями церкви, не содержит в себе точного указания на год Рождества Иисуса Христа. Иустин Мученик и Тертуллиан говорят об этом событии очень неопределенно. Римский монах Дионисий, по прозвищу Малый, живший в VI веке, считал годом рождения Спасителя 754-й год от основания Рима. Евангелие от Луки кратко упоминает о том, что было рождество тогда, когда “вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле” (Лук.2:1). “Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода” (Матф.2:1). В записях Иосифа Флавия, являвшегося современником разрушения Иерусалима, говорится о том, что Ирод Великий, во время царствования которого родился Иисус Христос, был назначен управлять Древнееврейским государством указом Римского сената в 714-м году от основания Рима, и процарствовал 37 лет. Умер Ирод Великий в скором времени после лунного затмения за 8 дней до еврейской пасхи. Поскольку лунное затмение произошло, согласно астрономическому вычислению в ночь с 13 на 14 марта 750-го года, а иудейская пасха отмечалась в тот год 12 апреля, то можно сделать вывод о том, что Ирод Великий умер в начале апреля 750-го года от основания Рима. И таким образом Иисус Христос родился не ранее 750-го года от основания Рима.

Евангелист Лука говорит о том, что крещение Спасителя произошло “В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря” (Лук.3:1) и в то время Спаситель “был лет тридцати” (Лук.3:23). Тогда следует признать, что Рождество Иисуса Христа было не ранее 748-го года и не позже 749-го года от основания Рима. Все Евангелисты указывают на то, что Иисус Христос был распят в пятницу, в день еврейской пасхи. Согласно астрономическим исчислениям в 783-м году от основания Рима еврейская пасха праздновалась 7 апреля (празднуемая всегда с вечера 14 числа первого весеннего лунного месяца нисана). Если же согласно распятия Иисуса Христа, происшедшего 7 апреля 783-го года от основания Рима Спасителю было 34 года, то Он родился в 748-м году от основания Рима. Если же Спасителю в указанное время было 33 года, то Он родился в 749 году от основания Рима. В книге “Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы” (Москва, 1904, типолитография И. Ефимова, стр.103) время зачатия Пресвятой Девою Мариею Господа на основании древнейшего предания называется дата 25 марта 747 года от построения Рима. “Если продолжить от этого дня исчисление вперед, то 25 декабря 747 года от построения Рима является днем Рождества Христова” (говорится в вышеуказанном издании). В современном христианстве мнения по поводу даты рождения Иисуса Христа расходятся. Одни исследователи считают, что Спаситель родился в 748 году, другие в 749 году от основания Рима.

Ко времени рождения Иисуса Христа Палестина входила в состав Римской империи. И правил ею идумеянин Ирод, назначенный Римским императором и называющийся иудейским царем. Как видим, потомки Иуды утратили царскую власть в Палестине и, по предсказанию Иакова, настало время пришествия Примирителя, то есть Иисуса Христа. “И призвал Иаков сыновей своих и сказал: ... Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель” (Быт.49:1-10). К этому времени седьмины Данииловы подошли к концу. “Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святаго города твоего” (Дан.9:24). И все признаки указывали на появление обещанного Богом еврейскому народу Избавителя, Иисуса Христа, Мессию.

По научным данным день Рождества Христова стал отмечаться 25 декабря только в конце IV века. Причем Восточная церковь, по примеру Западной церкви, стала праздновать Рождество Христово 25 декабря. До этого христиане Рождество Христово отмечали 6 января совместно с Крещением и Богоявлением. А первая христианская церковь вообще не знала этого праздника. Это говорит о том, что первые христиане по сравнению с праздниками, больше чтили само учение Христово.

Первым упоминанием о Рождестве Христовом считается сообщение Клемента Александрийского, в котором говорится о том, что этот праздник на Востоке празднуется 6 января под именем Богоявление, а на Западе 25 декабря. В своей книге “Творения” (гл.2, стр.399-400) Святой Иоанн Златоуст так объясняет, почему Западная, а за ней и Восточная церковь отмечает праздник Рождества Христова 25 декабря. Святой Иоанн Златоуст пишет о том, что христиане полагали, что Захария был первосвященником. И Ангел ему явился в Святая Святых храма, куда раз в год входит первосвященник во время праздника очищения. А этот праздник происходит в конце сентября в девятый день седьмого месяца (Лев.16:29). Исходя из этой информации, днем зачатия Иоанна Предтечи стали считать 23 сентября. Отсчитав от этой даты девять месяцев, решили, что Иоанн Предтеча родился 24 июня. На шестой месяц после зачатия Иоанна Предтечи произошло Благовещенье Девы Марии. То есть посчитали, что это событие произошло в марте. После Благовещения Дева Мария посетила Свою родственницу, Елисавету, у которой Она гостила три месяца. Не дожидаясь рождения Иоанна Предтечи, Дева Мария ушла в Свой город. Поэтому считают, что Благовещение было 25 марта, а через девять месяцев 25 декабря родился Иисус Христос. По этим же исчислениям Обрезание Господне празднуют на 8-й день, 1 января. А Сретенье на 40-й день, 2 февраля по старому стилю.

Однако все эти исчисления базируются на том, что Захария являлся первосвященником. Но вопреки этим рассуждениям, Иосиф Флавий, перечисляя всех первосвященников, не упоминает в их списке Захарии. К тому же, как рассказывает Евангелист Лука, Захария являлся очередным священником из Авиевой чреды (Лук.1:5). А первосвященник по всем законам, не причислялся ни к какой чреде. Захария имел право, как первый священник из всех священников Авиевой чреды войти в святилище (если это ему выпадало по жребию) и совершать там каждение. Но богослужение, совершенное Захарией в святилище, не дает право считать его первосвященником. Поэтому, хотя католики и празднуют день Рождества Иисуса Христа 25 декабря, а православные по новому стилю отмечают эту дату 7 января, однако действительный день Рождества Спасителя с точки зрения науки остается неизвестным. Согласно научным взглядам, Рождество Иисуса Христа, день зачатия Иоанна Предтечи, Благовестие Пресвятой Богородицы, день рождения Иоанна Предтечи, день обрезания Иисуса Христа и встреча Его с Симеоном точно не известны и основаны на более вероятном предположении.

Согласно богословским взглядам, факт того, что Захария не был первосвященником Иерусалимского храма, не является поводом для сомнения в дате благовещенья Захарии. Даже если Захария был только первым священником Авиевой чреды, он уже имел право на совершение каждения в святилище во время праздника очищения. Потому что Захария мог совершать богослужение в святилище наравне с первосвященником, и в тот же день. А день этого праздника известен точно. Именно с этого дня начинается отсчет Евангельских событий и построено их исчисление. Поэтому сомнения по поводу даты благовещенья Захарии и вытекающих из этой даты остальных исчислений неуместны, так как дата праздника, во время которого произошло благовещенье Захарии, хорошо известна и зафиксирована в научной и религиозной литературе.

Наряду с прагматическими подсчетами даты Рождества Иисуса Христа, произведенными наукой, нужно отметить и тот факт, что во всем христианском мире Святые Угодники Божии, которые имели общение со Святым сверхъестественным миром (и могли бы узнать дату Рождества Христова), ни разу не оспаривали этой даты. Этот факт говорит о том, что Угодники Божии согласны с этой датой, так как за все время существования христианства никому из них не было откровения о том, что эта дата Рождества Христова неверна.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 1999 г.