Кто такая Богородица Дева Мария?

В разбираемом и анализируемом Евангелии от Матфея говорится о Богородице Деве Марии, родившей миру Спасителя людей, Иисуса Христа. По-еврейски имя Мариам (Марьям) означает “возвышенная, превознесенная”. В Евангелии о Богородице сообщаются очень краткие сведения. Однако много сведений содержится в святоотеческой литературе.

Согласно Священному преданию, отцом Пресвятой Богородицы был праведный Иоаким из Назарета, происходящий из царского рода колена Иудина. А матерью была праведная Анна из Вифлеема, происходящая из колена Левина племени Аарона. Таким образом, по отцу Богородица относилась к царскому роду Давида через Нафана. Благочестивые родители Богородицы прожили до старости без детей и очень сокрушались по поводу своего безчадия. Однако за их благочестивый образ жизни и неустанные и искренние молитвы они были оповещены Ангелом, что от них родится благородная дщерь (дочь).

Как посвященную Богу, в трехлетнем возрасте Деву Марию привели в Иерусалимский храм. Она самостоятельно преодолела все ступеньки этого храма. Ей навстречу вышел первосвященник Захария. Проведя Отроковицу в ту часть храма, где обычно стоял молящийся народ, Захария получил откровение от Бога вести Её далее, за первую и вторую завесу, в глубину внутреннего святилища, куда не разрешалось входить не только женскому полу, но и самим священникам, и куда мог входить один раз в год только первосвященник. Необычное введение Девы Марии в Святая Святых храма удивило всех присутствовавших. А Захария, введя Отроковицу в Святая Святых, по наущению Божьему назначил это место для Её постоянных молитв.

Согласно обету своих родителей, Пресвятая Богородица была посвящена Господу Богу, и с четвертого года была отдана в Иерусалимский храм на воспитание. В храме Она занималась чтением богоугодных книг, усердной молитвой и рукоделием (расшиванием риз). Она отличалась такими высокими добродетелями как смирением, покорством, преданностью в исполнении воли Божьей. Святой Иоанн Дамаскин пишет: “В храме Она так жила, что будучи удалена от сообщества неблагонравных мужей и жен, представляла образец жизни лучшей и чистейшей в сравнении с прочими”. Особо праведную жизнь Девы Марии в храме подтверждают свидетельства Святых отцов о посещении Девы Марии в Её покоях Ангелов Божиих. Блаженный Иероним, опираясь на эти рассказы, пишет: “Ангелы посещали Её каждый день; и если бы спросили: в чем заключались эти беседы, то это было известно Богу, Пресвятой Деве, Её неотступному хранителю – Архангелу Гавриилу, и другим Ангелам, ежедневно беседовавшим с Нею”.

В четырнадцатилетнем возрасте Дева Мария решила безраздельно посвятить Себя Господу Богу и дала обет всю Свою жизнь пребывать в девстве. С четырнадцатилетнего возраста Её обручили за старца Иосифа, который происходил из царского рода Давида через Соломона. Иосиф становится Её хранителем и питателем (“к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария” Лук.1:27), то есть всецело заботиться о Ней, защищая Её и обеспечивая пищей и всем необходимым для жизни. Жила Дева Мария с Иосифом обручником в небольшом Галилейском городке, Назарете. Именно в Назарете Архангел Гавриил Благовеститель сообщил Деве Марии приятное известие (радостную весть) о том, что Дева Мария родит Спасителя мира.

Трогательно и умилительно Евангелие повествует о Благовестии. (Лук.1:26-38). Явившийся Архангел Гавриил объявил Деве Марии: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами” (Лук.1:28). Дева Мария с чувством смущения, удивления и радости внимает словам Ангела Божьего о том, что от Неё родится Мессия, Который наречется Сыном Божиим и Которого нарекут именем Иисус (Спаситель). В удивлении и смущении Дева Мария восклицает: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?” (Лук.1:34). Ангел отвечает Её на это: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лук.1:35). Тогда с величайшим смирением, проявляя преданность и покорность воле Бога, Она отвечает: “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему” (Лук.1:38). Узнав от Ангела о беременности Своей родственницы, Елисаветы, Дева Мария отправилась к ней в город Иудин в дом Захарии. Елисавета, увидев Деву Марию, воскликнула, исполнившись Духом Святым: “Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?” (Лук.1:42-43). В ответ на это Дева Мария высказала Свои чувства величественными словами: “Величит душа Моя Господа ...” (Лук.1:46). В последствии эти слова стали торжественным песнопением, которое ежедневно поют за утренним богослужением.

Пробыв три месяца у Своей родственницы Елисаветы (уже зачавшей Иоанна Предтечу), Дева Мария возвратилась в Свой город Назарет и находилась в этом городе до того времени, пока Она с Иосифом обручником не отправилась в город Вифлеем по случаю всенародной переписи. После возвращения Девы Марии от Её родственницы, Елисаветы, Иосиф обручник находился в большом смущении по поводу ставшей заметной беременности. Иосиф обручник назван также праведным за то, что он очень ревностно придерживался исполнения Законов Божиих. Поэтому, заметив признаки беременности, он решил тайно отпустить Деву Марию. Однако как только Иосиф это помыслил, к нему во сне явился Ангел, который подтвердил, что Дева Мария чиста и невинна и зародившийся ребенок в Её чреве от Святого Духа. И тогда Иосиф воспринял повеление Ангела принять жену свою беременной как повеление Божие (Матф.1:18-24).

В ту пору вышло повеление от кесаря Августа о всенародной переписи населения и Иосиф, и Дева Мария отправились в город Вифлеем. Этот город был переполнен людьми, прибывшими для переписи. И для Девы Марии и Иосифа не нашлось иного пристанища, как пещера, куда загоняли скот в непогоду. В этой пещере Она родила Своего Сына, спеленала Его и вместо колыбели положила Его в ясли. В ночь Рождества Христова пастухам Вифлеемским было дано чудо. Пред ними предстал Ангел Господень и возвестил им о рождении Спасителя мира. С Ангелом появилось многочисленное воинство небесное, то есть Ангелы Божии, которые прославляли Бога словами: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!” (Лук.2:14). Над убогим вертепом (пещерой) сияла Вифлеемская звезда, ориентируясь на которую впоследствии и пришли волхвы с востока поклониться Богомладенцу.

На восьмой день после Рождества, Богоматерь с Иосифом, как того требовал Закон, обрезали Младенца и нарекли Ему имя Иисус. Затем они принесли Богомладенца в Иерусалимский храм, чтобы представить перед Богом и принести по закону Божьему жертву. Престарелый старец Симеон (по преданию ему было предсказано Ангелом, что он не умрет, пока не увидит родившегося Богомладенца), который предсказывал уже давно приход Мессии в мир людей, пришел в этот день по вдохновению Божьему в храм, и взяв в руки Богомладенца, и благословив Его, произнес вдохновенные слова: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром” (Лук.2:29). Эти слова поются в церковных богослужениях на каждой вечерни. Богоприимец Симеон обратился со словами своими к Богородице, сказав: “И Тебе Самой оружие пройдет душу” (Лук.2:35). Эти слова запомнились Богородице “и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем” (Лук.2:51).

В то время, когда Святое семейство пребывало в Вифлееме, честолюбивый и кровожадный царь Ирод (узнав от волхвов о рождении Царя царей) вознамерился умертвить Богомладенца. Но так как царь Ирод не знал, в чьей семье родился Спаситель мира, а имел сведения только о городе, где родился Мессия, то приказал истребить всех Вифлеемских младенцев. Однако Иосиф праведный был предупрежден во сне Ангелом об этих намерениях и Святое семейство бежало от царского гнева в Египет. Тот же Ангел сообщил Иосифу, что опасность миновала и Святое семейство возвращается в свой город Назарет.

Затем в Евангелии сообщается о том, что Богоматерь, Иосиф и двенадцатилетний Иисус отправились на праздник Пасхи в город Иерусалим. А при возвращении Богоматерь и Иосиф не обнаружили Иисуса. Вернувшись в Иерусалим, они нашли Его в храме сидящего в окружении учителей, которым Он отвечал на их вопросы (Лук.2:46-47).

Затем в Евангелии говорится о том, что Богоматерь присутствовала и при первом чуде, совершенном Иисусом Христом в Канне Галилейской, когда вода была превращена в вино (Иоан.2:1-11). В Евангелии от Луки говорится о том, что Богоматерь приходила к Иисусу во время Его проповеди (Лук.8:19-20). Затем указывается присутствие Богоматери при кресте Спасителя (когда Он поручил Её попечительству Своего любимого ученика Иоанна Богослова) (Иоан.19:26-27).

Из Деяний Апостолов известно о том, что Богоматерь после Вознесения Спасителя жила в Гефсимании, в доме Апостола Иоанна. После Её успения Она была погребена в Гефсимании. Однако вскоре Пречистое тело Её было взято на небо для того чтобы Она могла быть Преблагословенной Ходатаицей за весь мир, а в особенности за людей, обращающихся к Ней с молитвой и призывающих Её помощь.

Согласно догматическому богословию, Богородица Дева Мария почитается выше всех Ангелов и названа в молитве “Хвалебная песнь Богородице”, начинающейся словами “Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу ...” Присно блаженной и Пренепорочной, Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим. Херувимы – это один из девяти Ангельских чинов, упоминаемых в Священном писании, которые, по богословским представлениям, занимают место второго чина первой степени. Херувимы находятся в ближайшем общении с Богом и отражают в себе всё величие Божье и славу Его. “Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли” (Ис.37:16). О Богородице в молитве сказано о том, что Она “Честнейшая Херувим” в том смысле, что Она стоит ближе к Господу Богу, чем Херувимы. Согласно пророку Исаие, Серафимы составляют высшую степень в Небесной иерархии, ближайшую к Богу. Они окружают престол Божий и имеют человеческий образ. “Вокруг Него стояли Серафимы ... И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!” (Ис.6:2-3). Догматическое богословие говорит о том, что Серафимы занимают место первого чина первой степени в Небесной иерархии (Серафимы, Херувимы). Богородица, согласно богословским взглядам, выше Серафимов, Славнейшая без сравнения Серафим. И выше Херувимов, потому что Она, в отличие от указанных Ангелов, которые являются посланниками и вестниками Божиими, является Заступницей и Ходатаицей за род людской. За Свою особо праведную жизнь Она удостоилась стать Богородицей. А за то, что более чем кто-либо возлюбила Господа, Иисуса Христа (даже более пламенеющих от любви к Богу Серафимов) и познала Бога сердцем Своим, Она почитается выше всех Ангелов Небесных.

К главным праздникам, которые посвящены основным событиям из земной жизни Богородицы Девы Марии, относятся следующие, данные по старому стилю: Рождество Богородицы (8 сентября); Введение во храм (21 ноября); Благовещенье (25 марта); Рождество Господне (25 декабря).

Много праздников посвящено благоговейному чествованию явленных и чудотворных икон Богородицы Девы Марии. Таких, например как Иерусалимская, Казанская, Боголюбская, Иверская и др. Через эти иконы Богородица и в наши дни оказывает благо людям, которые обращаются к Ней за помощью в искренней молитве. Согласно преданию, самой древней иконой считается икона Божьей Матери, написанная Евангелистом Лукой и принесенная из Греции в древнюю столицу Киевской Руси, Киев, а затем попавшую во Владимир. А оттуда в 1395 году эта икона попала в Москву. Эта почитаемая икона и сейчас находится в Москве в Успенском соборе и называется Владимирской.

Предание приписывало Богородице Деве Марии и проповедническую деятельность, которая подвергалась сомнению целым рядом богословов. Однако влияние Богородицы Девы Марии на первую христианскую общину имело огромное значение и является несомненным фактом. Высокое почтение к Богоматери Деве Марии зародилось в глубокой древности.

Постепенно в христианстве сформировалось догматическое учение о почитании Богородицы. Догмат о почитании Богородицы сформировался как ответ на целый ряд ересей, искажающих облик Богородицы Девы Марии. Поэтому церковью было более точно и определенно изложено в догматах учение о почитании Богородицы Девы Марии. Например, в IV веке существовало неправильное мнение, основанное на ошибочном толковании 25-го стиха 1 главы из Евангелия от Матфея о том, что якобы после рождения Спасителя Богородица имела от Иосифа обручника детей. Такого мнения придерживались строгие ариане Евдокий и Евномий. Православие отвергает это мнение. А Епифаний Критский людей, разделяющих это мнение, причисляет к еретикам и называет антидикомарианитами. То есть противниками Марии. Блаженный Иероним сурово осудил и порицал за эту точку зрения некоего Гельвадия. Собор Иллирийских епископов за такое мнение лишил сана некоего Бозона, епископа Сардийского. Активно развивавшееся в IV веке монашество ратовало за приснодевство Богоматери. Впоследствии эта позиция сделалась общецерковным учением. Такие церковные учителя как Ефрем Сирин, Григорий Назианский, Амвросий Медиоланский высоко чтут и превозносят Деву Марию, как Чистейшую и Светлейшую из всех и очищенную от скверны греха. Даже Августин Блаженный свое утверждение о том, что человек не может быть свободен от греха, “нет праведного ни одного” (Рим.3:10) не применяет его к Деве Марии. Однако христианская церковь не признала Деву Марию свободной от первородного греха, как например, был свободен от этого греха непорочно рожденный Иисус Христос.

Большое влияние на вопрос почитания Богоматери Девы Марии имело завершение Несторианского спора, после которого слово Богородица, упоминаемое Афанасием Великим, было признано всеми и стало общеупотребительным. Почитание Девы Марии сформировалось на Вселенском соборе в Ефесе, проходившем в 431 году. Дева Мария была признана Богородицей и Царицей Небесной. Православная церковь чтит Богородицу как Святую и Непорочную Приснодеву, как Скорую Заступницу, Помощницу и Ходатаицу перед Богом за молящихся Ей.

Православная церковь славит Богородицу в молитвах за Её благодеяния. В честь Её установлены многие праздники, открыты многие храмы с Её именем и почитаются Её чудотворные иконы. Католическая церковь в почитание Богородицы Девы Марии установила новый догмат, которого не было в древнейшей христианской церкви и который православная церковь отвергает, как не имеющий веских доказательств. Ещё в XII веке в странах запада начало распространяться учение о непорочном зачатии и рождении Богородицы Девы Марии. Позже Лионские каноники установили праздник в честь непорочного зачатия Девы Марии. Доминиканцы отрицали этот праздник и выступали с критикой такого мнения. Но благодаря францисканцам, уже в XIV веке этот праздник и сформировавшееся учение было признано католичеством повсеместно. И Пий IX при активном старании иезуитов 8 декабря 1854 года торжественно провозгласил учение о непорочном зачатии Богородицы Девы Марии как обязательный догмат, который должны признавать все католики. В 1950 году был принят догмат о телесном вознесении Девы Марии. А в 1964 году папа Павел VI провозгласил Деву Марию “Матерью церкви”.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 1999 г.