"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Матф.2:1-2). Как известно первая часть Нового Завета складывается из четырех Евангелий, которые, рассказывая о жизни и учении Спасителя мира, Иисуса Христа, дополняют описываемые события из Его жизни и уточняют истины Его учения.

Согласно принятой в христианстве хронологии в изложении Священной истории, событиям, изложенным в 1-м и 2-м стихах 2-й главы Евангелия от Матфея, предшествовали такие события, которые описаны в Евангелии от Луки (Лук.2:1-30). Сведения, содержащиеся в Евангелии от Луки (Лук.2:1-7), уточняют информацию, содержащуюся у Матфея о том, что Рождество Христово произошло в Иудейском городе Вифлееме, куда пришло Святое семейство в связи с переписью населения, проводящейся по повелению кесаря Августа. В этих стихах говорится о том, что правитель Римской империи, кесарь Август, издал повеление "сделать перепись по всей земле" (Лук.2:1). Записываться должен был каждый человек в своем городе. Поэтому из Галилейского города Назарета в Иудейский город Вифлеем отправился для переписи и Иосиф вместе с Марией "обрученною ему женою, которая была беременна" (Лук.2:5). Когда же Святое семейство находилось в Вифлееме, Дева Мария "родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лук.2:7). После описания Рождества (чем заканчивается 1-я глава у Матфея) и перед описанием прихода волхвов с востока (чем начинается 2-я глава у Матфея), согласно хронологии традиционного изложения событий Священной истории, принятой в христианстве, излагаются события, описываемые в Евангелии Луки (Лук.2:8-39). Перед посещением волхвов к Младенцу Иисусу Христу на поклонение пришли пастухи, потому что к ним явился Ангел Господень и сообщил им радостную весть о том, что "родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лук.2:11). Через восемь дней после Рождества Христова происходит обряд обрезания и наречение Богомладенцу имени Иисус (Лук.2:21). И когда исполнились дни очищения, Младенец, Иисус Христос, был принесен в Иерусалимский храм для того, чтобы Он как первенец, то есть "всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу" (Лук.2:23). В Иерусалимском храме Святое семейство встретилось с Симеоном, который был "муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем" (Лук.2:25). При посещении Иерусалимского храма Святое семейство встретилось также с пророчицей Анной, дочерью Фануиловой, которая была "вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лук. 2:37). И после всех вышеуказанных событий, описанных во 2-й главе Евангелия от Луки, на поклонение к Богомладенцу, Иисусу Христу, пришли с востока волхвы, о чем повествует Матфей во 2-й главе.

Некоторые критики и атеисты беспочвенно утверждают о том, что если один или другой Евангелист не описывает каких-либо событий, значит, он о них не знает. На это бездоказательное замечание можно возразить так. Если бы Евангелисты Лука и Иоанн не знали бы, или отрицали описанные только у Матфея события, например, такие как поклонение волхвов, избиение младенцев, бегство Святого семейства в Египет и возвращение его в Назарет, то они бы о своем незнании или отрицании этих событий и написали бы в своих Евангелиях. Они имели возможность сделать это, так как их Евангелия были написаны позже, чем Евангелие Матфея, которое к этому времени распространилось и было широко известно. Тот факт, что Евангелисты, Лука и Иоанн, не упоминают в своих Евангелиях об указанных событиях, подробно описанных в Евангелии Матфея, говорит о том, что эти Евангелисты, не желая повторять описание этих событий, не отрицают их существования. Иначе бы они о своем отрицании этих событий написали бы в своих Евангелиях.

На вопрос, почему в четырех Евангелиях Евангельские события излагаются в определенной последовательности, можно ответить так. Последовательность в изложении Евангельских событий устанавливается логикой, определяющей их развитие. Волхвы не могли прийти раньше пастухов на поклонение к Младенцу Христу потому что, согласно одному из толкований, им на то, чтобы дойти до Иерусалима понадобилось время продолжительностью приблизительно в четыре месяца. А пастухи имели возможность прийти на поклонение к Христу Младенцу раньше волхвов, потому что они во время Рождества Христова пасли свои стада в окрестностях Вифлеема, города, в котором родился Иисус Христос. А также потому, что сразу после Рождества Христова к пастухам явился Ангел Господень, который им объявил о Рождестве и послал их пойти поклониться родившемуся Спасителю мира, Иисусу Христу. Пока волхвы шли (были в пути) на поклонение к Богомладенцу, произошло обрезание Господне (Лук.2:21). А затем последовало на сороковой день от Рождества внесение во храм Богомладенца и встреча Святого семейства с Симеоном и Анной. И только после этих событий пришли на поклонение к Младенцу, Иисусу Христу, волхвы с востока. О чем и говорится во 2-й главе в 1-м стихе Евангелия от Матфея.

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском". В 1-м стихе 2-й главы Евангелия от Матфея, в котором сообщается о волхвах, раньше, до сообщения о волхвах, говорится о городе Иудейском, Вифлееме. Вифлеем, в котором родился Спаситель, в Евангелии назван Иудейским потому, чтобы отличить этот город от другого города, который также называется Вифлеемом, но находился в колене Завулоновом, недалеко от озера Галилейского (Нав.19:15). То есть слово “иудейский”, прибавленное к Вифлеему, указывает на его географическое расположение и отношение к колену (роду) Иуды.

О Вифлееме упоминается в целом ряде мест Ветхого Завета (Быт.35:19), (Мих.5:2), (Руф.1:2). Это был небольшой городок в колене Иудином, из которого обычно путешественники отправлялись в Египет (Иер.41:17). Несмотря на то, что Вифлеем был маленьким городом (Мих.5:2), он являлся важным военным пунктом (2Цар.23:14). И Ровоам укрепил Вифлеем (2Пар.11:6).

Этот город живописно расположился на скалистой возвышенности на 726 метров выше уровня моря. Вифлеем находился в 7,5 километрах к югу от Иерусалима. Из Вифлеема открываются живописные виды во все стороны. Вифлеем является одним из красивейших мест Палестины. Этот город окружен садами и хлебными полями. Холмы Вифлеема обсажены виноградниками, смоковницами, миндальными и оливковыми деревьями. Поэтому первоначальное название этого города было Ефрафа, то есть плодородный (Быт.35:16-19), (Быт.48:7). В поздние времена он стал называться Вифлеем, то есть дом хлеба. Особенно в весенние месяцы, когда долины устланы травой, украшены анемонами и другими цветами, а сады, цветущими деревьями, местность около Вифлеема выглядит очень живописно.

После распространения христианства Вифлеем стал привлекать к себе большое количество богомольцев не только своей красотой, но и своими святынями и достопримечательностями. В этом городе Рахиль родила от Иакова Вениамина. В Вифлеем Руфь пришла с Ноеминью (Руф.1:19). Собирала колосья на поле Вооза. А затем, выйдя за него замуж, родила ему Овида. У Овида был сын, Иессей, ставший отцом Давида. Потому что Давид родился и первоначально жил в Вифлееме, этот город ещё называют "город Давидов" (Лук.2:4), "Если отец твой спросит обо мне, ты скажи: "Давид выпросился у меня сходить в свой город Вифлеем; потому что там годичное жертвоприношение всего родства его" (1Цар.20:6).

Вифлеем известен всему миру как город, в котором родился Иисус Христос, Мессия, Спаситель, что произошло согласно древнему пророчеству. "И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих.5:2). Именно в этом городе Дева Мария родила Богомладенца, спеленала Его и положила в ясли. Именно в Вифлееме "Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины" (Иоан.1:14). И Ангелы прославили Рождество Христово словами: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лук.2:14). Именно в Вифлеем пришли на поклонение к Богомладенцу пастухи, а затем волхвы.

В IV веке Святая равноапостольная царица Елена над пещерой Рождества Христова воздвигла величественный храм, посвященный Богоматери, Деве Марии. Главный, средний алтарь этого храма находится над самим вертепом. Оттуда по пятнадцати мраморным ступеням можно спуститься в подземный храм, который и является тем самым вертепом-пещерой, где родился Иисус Христос. Место рождения Спасителя обозначено серебряной звездой с четырнадцатью лучами и украшено серебряными лампадами. В нескольких шагах от места рождения Христа находится особая пещера, в которой помещены ясли Богомладенца. Эти ясли высечены из природного камня и обложены белым мрамором. В этом же храме находится пещера, где обитал праведный Иосиф, пещера, где погребены Вифлеемские младенцы, невинно избиенные Иродом, келия и гробница Блаженного Иеронима.

В окрестностях Вифлеема сохранилось много достопримечательных мест и древних памятников. Например в долине Рефаимской существует дом Симеона Богоприимца. Недалеко от Вифлеемской дороги, ведущей в Иерусалим, указывают на отросток теревинфового дерева, под которым, по преданию, отдыхала Дева Мария по пути Святого семейства из Вифлеема в Иерусалим. Не доходя до Вифлеема, при спуске в долину, находится гробница и памятник Рахили, над которым теперь стоит мусульманская мечеть. А дальше за оврагом показывают развалины древней Рамы, напоминающей слова из Библии "голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет" (Иер.31:15), (Матф.2:18).

Современный город Бейт-Лехем, расположенный на месте Библейского Вифлеема, остался таким же маленьким городком, как и раньше. В конце прошлого века этот город походил на деревню со своими одноэтажными домами и палисадниками. В этом городке тогда жили четыре тысячи арабов, занимающихся земледелием, садоводством и пчеловодством. А также изготовлением сувениров для туристов в виде образков, четок, распятий и т.д. В ходе войны 1967 года израильтяне заняли этот город и теперь он находится под израильским управлением. В настоящее время в нем живут около пятнадцати тысяч жителей. Восемь тысяч из этого числа составляют мусульмане. А остальная часть населения состоит из христиан различных исповеданий. В наши дни город активно посещается туристами, паломниками и богомольцами со всех концов света.

В рассматриваемых словах Евангелия от Матфея, указывающих на приход волхвов (Матф.2:1), говорится и о царе Иудейском, Ироде. "Во дни царя Ирода". Династия Иродов процарствовала в Иудее 140 лет. Царь Иудейский, Ирод, присвоивший себе звание Великого, являлся потомком презираемого евреями Измаила (Быт.16:15) и потомком ненавистного Исава (Быт.25:25). Ирод был внуком простого прислужника при храме в Аскалоне. Он родился от арабки и был вторым сыном идумеянина Антипатра, которого римский император Юлий Цезарь сделал прокуратором Иудеи. Ирод в пятнадцатилетнем возрасте был назначен своим отцом на должность прокуратора Галилеи. А несколько позже, вместе со своим братом Фазаилом был назначен римским консулом Антонием четвертовластником над Иудеей. Спустя год он был назначен царем Палестины. Став царем, Ирод победил своего противника Макавея Антигона, взял приступом Иерусалим, а затем истребил род Макавеев. Ирод совершил также и святотатство в виде расхищения гробницы царя Давида. После битвы при Акциуме Ирод поддержал римского императора Октавиана при его воцарении. За это он получил от этого императора Траханитскую область и Панеас.

Ирод был злым и завистливым человеком. Вел беспутную и преступную жизнь, являясь коварным тираном. Характеру Ирода было свойственно высокомерие и тщеславие, зависть и подозрительность. Он кичился своим западным образованием. Чтобы снискать расположение еврейского народа он занялся перестройкой и украшением Иерусалимского храма. Но наряду с этим он был подвержен влиянию римской культуры. И ввел по римскому образцу игры, построил ристалище в Иерусалиме. Ирод совершил много гнусных преступлений. Он убил Мариамну, которая была одной из его многочисленных жен, и её двух сыновей, Александра и Аристовула. И казнил своего шурина, брата своей жены, Мариамны, тестя и тещу. А за несколько дней до своей гибели он приказал убить своего сына, Антипатра. Узнав об этом, кесарь Август сказал об Ироде: "Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном".

Ирод перед приближением своей гибели приказал арестовать лучших и известных людей из народа. И потребовал обещания от своей сестры чтобы их убили в момент его смерти, так как предполагал, что по поводу гибели этих достойных людей народ будет их оплакивать. Таким образом, по словам Ирода, оплачут и его смерть. Однако это повеление Ирода выполнено не было. Перед смертью Ирод разделил власть в своем царстве между своими сыновьями. Иудею, Самарию и Идумею он отдал в управление Архелая. Над Галилеею и Персиею сделал тетрархом своего сына, Ирода Антипу. Его сын, Ирод Филипп I стал правителем над тремя верхними областями на востоке от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните.

В период правления Ирода в Вифлееме и родился Спаситель мира, Иисус Христос. Узнав от волхвов о рождении Царя Иудейского, Ирод, опасаясь за свой престол, который он незаконно занял, приказал истребить всех Вифлеемских младенцев. Вскоре после этого поступка в 750 году от основания Рима Ирод умер в сильных страданиях от неизвестной мучительной болезни. Он оставил после себя дурную славу, снискав неприязнь и ненависть еврейского народа. Впоследствии имя “Ирод” получило нарицательное значение. Этим именем стали называть изверга, мучителя, тирана, человека коварного, подлого и злого. Несмотря на то, что прошли века, имя Ирода, как символ свирепости и жестокости, широко известно всему миру.

В греческом тексте 2-й главы 1-го стиха поясняемого Евангелия от Матфея имеется слово “вот”, которое пропущено в русском переводе. Поэтому правильный перевод этого стиха выглядит так. "И когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, се (вот) пришли в Иерусалим волхвы с востока". Употребление слова “вот” является очень важным и необходимым в тексте, так как оно придает этому тексту определенный смысл. Благодаря этому слову имеется смысловое указание на то, что когда Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском именно во время правления царя Ирода произошел приход волхвов. То есть слово “вот” разграничивает 1-й стих 2-й главы на две части и используется Евангелистом Матфеем для того, чтобы подчеркнуть ту мысль, что пришли на поклонение к Богомладенцу волхвы. Иными словами это слово “вот” (се) заостряет внимание читателей на приходе волхвов.

Волхвами называли членов особой касты магов, которая существовала в древности на востоке у мидян, персов и вавилонян. Волхвы были жрецами, астрологами и предсказателями. Их предводитель назывался раб-маг, то есть начальник магов (Иер.39:3,13). Эту должность в Вавилоне занимал и Даниил (Дан.2:48). В Библии упоминаются волхвы египетские (Быт.41:8), (Исх.7:11). Волхвы персидские (Дан.2:4).

В преданиях волхвами названы мудрецы или цари, пришедшие с Востока на поклонение к Богомладенцу. Сведения, сообщаемые в Евангелиях о волхвах, очень скудны. Однако христианские легенды и предания восполнили этот пробел. Так английский монах Беда, живший в VIII веке, утверждал о том, что имел Божественное откровение, благодаря которому ему были открыты сведения о волхвах и их имена. Вот как этот монах описывает волхвов. "Мельхиор был седокурым старцем с большой бородой. Гаспар был моложе, но не носил бороды; он был краснощекий. Относительно Валтасара, то он относился к черной расе и бороду не брил".

Эти сведения, сообщенные английским монахом, православие не приняло. Однако эти сведения распространились во всем католическом мире. Описание внешности волхвов широко стали использовать художники в христианском изобразительном искусстве. Мельхиора изображали в виде старца с седыми волосами и длинной бородой. Гаспара в виде безбородого розовощекого юноши. Валтасара в виде негра или смуглого человека зрелых лет. "Мельхиор был старец с седыми волосами и с длинною бородою, Гаспар румяный и безбородый юноша, Валтасар смуглый и зрелых лет. Предание дальше сообщает, что Мельхиор был потомок Сима, Гаспар – Хама, и Валтасар – Иофета. Таким образом они являются представителями трех возрастов человеческой жизни и трех рас земного шара" (Ф.В. Фаррар, "Жизнь Иисуса Христа", новый перевод с 3-го английского издания А.П. Лопухина, Санкт-Петербург, издание книготорговца И.Л. Тузова, 1893, гл.3, стр.15).

Христианские предания рассказывают о том, что путешествие волхвов в один конец длилось четыре месяца. И когда волхвы пришли в Иерусалим, то узнали о том, что шесть недель тому назад уже родился Богомладенец. Черепа трех волхвов-царей в золотых коронах, усыпанных драгоценностями, как священные останки-реликвии, до сих пор хранят и показывают в Кёльнском соборе. Католическое предание о том, что волхвы были царями, основано на пророчестве Исаии. "И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию" (Ис.60:3). Если эту цитату прочесть в контексте, то станет видно, что речь в этом отрывке Библии идет не о поклонении царей-волхвов Мессии, а о строительстве Иерусалимского храма. Так в начале этого отрывка говорится. "Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою" (Ис.60:1). Затем говорится о возведении стен. "Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе" (Ис.60:10).Говорится о том, что корабли будут вести для построения храма серебро и золото. "Так, Меня ждут острова и впереди их - корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, потому что Он прославил тебя" (Ис.60:9). О том, что речь идет не о поклонении волхвов Богомладенцу, а о городе Иерусалиме, ясно сказано в 14-м стихе. "И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева" (Ис.60:14). Таким образом цитата из Исаии 60:3 не имеет отношения к поклонению волхвов.

Предание о том, что волхвы были арабы, возникло у католиков потому, что в то время дары волхвов производились в арабских землях. Указание на национальность волхвов, их родину и царское положение подкреплялось местом из псалма. "Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары" (Пс.71:10). Если прочесть Псалом 71:1-20 царя Давида, то станет ясно, что в нем речь идет не о Мессии, а о сыне царя Давида. Так в первом стихе сказано. "Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду" (Пс.71:1). В других местах этого псалма сын царя пишется с маленькой буквы (Пс.71:7-8,10). В то время как Бог и Иисус Христос в местоимениях пишется только с большой буквы. Поэтому в 71 псалме говорится не о волхвах-царях, пришедших к Мессии, а об обычных царях, пришедших к сыну царя Давида, Соломону. Таким образом католическое обоснование прихода царей-волхвов указанными цитатами из Ветхого завета не состоятельны.

По поводу числа волхвов существовали споры. Блаженный Августин и Святой Иоанн Златоуст утверждали, что волхвов было двенадцать. Другие комментаторы Библии считали, что судя по числу даров, волхвов было трое. Все вышеуказанные сведения широко распространены в католичестве. Однако не признаются православием, которое основывает свои взгляды не на легендах и преданиях, а на Священных текстах Евангелия, сообщающих истинную информацию о волхвах. Но в связи с тем, что эти сведения широко используются при изображении волхвов в христианском искусстве (в живописи, графике, поэзии, литературе), они полезны в качестве познавательной информации для всех христиан с той целью, чтобы позволить христианам разобраться в сюжетах христианского искусства, связанных с поклонением волхвов.

Слова "пришли в Иерусалим волхвы с востока" также понимались по разному. Например Иустин Мученик, Епифаний и Тертуллиан считали, что волхвы пришли из Аравии. Иоанн Златоуст, Василий Великий считали, что они пришли из Персии. А Блаженный Августин считал что волхвы пришли из Халдеи. "Нельзя сомневаться, что волхвы пришли из какой-нибудь местности Парфянского царства". "Таким образом волхвы пришли или из Вавилонии, или из какой-нибудь другой части Месопотамии или же прилегающих к ним местностей" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, Петербург, бесплатное приложение к журналу "Странник", 1911г., том 9, стр.41).

На вопрос о том откуда пришли волхвы, можно ответить так. Изучая Библию и логически рассуждая, можно предполагать, что вероятнее всего волхвы пришли из стран, составляющих Вавилонское царство. Это рассуждение основано на том, что именно в Вавилонском царстве во время семидесятилетнего плена евреев предки волхвов, которые явились в Иерусалим, могли ознакомиться с еврейской культурой и религией. И также могли узнать, что евреи ждут Спасителя, Великого Избавителя и Царя, Который покорит весь мир. А также то, что вся еврейская религия и идеология пронизана ожиданием прихода Мессии. Из откровения пророка Даниила (который во время пленения жил в Вавилонском царстве) о семидесяти седминах волхвы и их предки могли узнать о приблизительном времени пришествия Мессии, Царя Иудейского. В Вавилонском царстве в среде волхвов должно было сохраниться предание о пророчестве волхва Валаама, который сказал: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Чис.24:17).

То, что волхвы не были иудеями, доказывает их вопрос. Они не спрашивают, где наш царь, а спрашивают, где Царь Иудейский. А также то, что волхвы не иудеи подтверждается тем, что они были не знакомы с правителем Иудеи и не знали, где находится Вифлеем.

Слова "пришли в Иерусалим волхвы" у некоторых читателей вызывают вопрос о том, в какую часть Иерусалима пришли волхвы. Зная уклад жизни древнееврейских городов, на этот вопрос можно ответить так. Иерусалим, являясь столицей Израильского царства, в ту пору был неблагоустроенным городом с узкими кривыми улочками, окруженными высокими каменными или глинобитными заборами. Эти улицы были малолюдны. И днем, когда от жары люди прятались под навесы или под крыши домов, на этих пустынных улицах мало кого из прохожих можно было встретить. Зато сосредоточием жизни Иерусалима был базар. Он имел деревянные, каменные и матерчатые крыши и навесы, защищавшие прилавки и людей от палящего солнца. А также на базаре были и бассейны с водой. Именно на базаре люди покупали пищу и одежду, и всё необходимое для жизни. Именно на базаре люди обменивались новостями, говорили о политике, погоде и о своих бытовых делах. Именно на базаре обсуждались различные вопросы и зачитывались повеления правителей. На базаре люди не только продавали и покупали товар, но и обсуждали новости, веселились и отдыхали в харчевнях. Поэтому именно на базар и отправились пришедшие в Иерусалим волхвы. На базаре волхвы вероятно начали спрашивать о родившемся Царе Иудейском. Сперва у меновщиков денег, так как те контактируют с большим количеством людей. Затем у водоносов, хозяев трактиров. Но никто не мог ответить на вопрос волхвов "где родившийся Царь Иудейский".

Вскорости слух о волхвах, расспрашивающих о местонахождении родившегося Царя Иудейского, Мессии, распространился по всему базару Иерусалима. Шпики и царские охранники, находившиеся на базаре, доложили о волхвах царю Ироду. Согласно преданиям, Ирод встревожился приходом волхвов и велел тайно следить за ними. А также подослал к волхвам шпиков с целью выведать у них, кого они конкретно ищут и называют Царем Иудейским. От шпиков Ирод узнал, что Царем Иудейским волхвы называют не правителя, а Мессию, Христа Спасителя, учение Которого распространится со временем в их стране. Если бы волхвы искали просто правителя, царя иудейского, они бы сразу пошли в царский дворец. Волхвы поясняли свои выводы о Мессии, Царе Иудейском тем, что увидев звезду на востоке, высчитали, что она взошла над Иерусалимом. А согласно религиозным представлениям евреев, волхвы знали о том, что уже подошло время в Израиле по всем пророчествам когда должен был родиться Мессия.

Узнав, что волхвы ищут именно Мессию, Ирод собрал первосвященников и книжников, и спросил у них не об абстрактном царе иудейском, а о Христе "где должно родиться Христу?" (Матф.2:4). И получил ответ от них, что местом рождения Христа является Вифлеем. А уже затем, согласно преданиям, через два дня спустя, царь Ирод тайно, чтобы не показать народу, что заинтересован вопросом волхвов, под покровом ночи пригласил для беседы волхвов в свой дворец и выведал от них время появления звезды.

Неуместен вопрос атеистов о том, почему звезда сразу не привела волхвов в Вифлеем и им пришлось разыскивать рожденного Богомладенца. Неуместны и неверны также рассказы писателей о том, что звезда вела волхвов из их страны и сопровождала их на протяжении всего их пути, сияя им днем и ночью.

Примером такого неправильного рассказа может быть отрывок из книги Ч. Диккенса. Волхвы сказали: "Мы видели в небе звезду, которая указала нам, что в Вифлееме родился Младенец. Когда Он вырастет, Его будут любить все люди. Услышав это, встревожился Ирод, потому что был он человеком завистливым. Но не подал царь виду и спросил у мудрецов, где же этот Новорожденный. И мудрецы ответили: мы не знаем, но думаем звезда укажет нам, так как весь путь сюда она вела нас за собой, а теперь остановилась на небе" (Ч. Диккенс "Жизни нашего Господа, Иисуса Христа", Рига, "Виеда", 1991, стр.10). Согласно Евангелию от Матфея звезда не вела волхвов с их страны в Палестину. В Иерусалим они пришли сами, потому что раньше, в своей стране, видели звезду Царя Иудейского на востоке и пришли поклониться Ему. В Иерусалиме Ирод направил волхвов в Вифлеем, наказав тщательно разузнать о Младенце и затем собранные сведения сообщить ему, Ироду. И только когда волхвы, выслушав Ирода, пошли из Иерусалима в Вифлеем, звезда, которую они видели на востоке, вновь появилась и засияла, и шла перед ними. И остановилась перед тем местом, где находился Богомладенец.

Как пишется во 2-м стихе 2-й главы Евангелия от Матфея, волхвы пришли поклониться Царю Иудейскому, "ибо мы видели звезду Его на востоке". "Выражение “на востоке” также спорное и требует объяснения. Некоторые думают, что это выражение означает “при восхождении”, другие возражают против них на том основании, что по-гречески стояло бы “при восхождении ея”. Это возражение не сильно. Говоря "при восхождении", волхвы указывают не только на то, что видели, как эта звезда восходила или восходит, но и на самое время ея появления. Они видели звезду в самом начале, когда она только что восходила или взошла" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.44).

Слова "видели звезду Его на востоке" понимаются по разному. Согласно двойственному толкованию греческого текста, под востоком можно понимать не только часть света, но и восход чего-либо. То есть появление, восхождение, постепенное зарождение, в данном случае Вифлеемской звезды. И Ирод в последствии, в беседе с волхвами, спрашивает о времени "появления звезды" (Матф.2:7) как у не созерцателей востока, а очевидцев восхода, то есть появления звезды. Можно предположить, что волхвы были не царями, а астрологами и поэтому ежедневно занимались изучением звездного неба. Однажды они увидели восхождение новой звезды и наблюдали её формирование на фоне звездного неба. Вначале звезда возникла в виде блестящей точки. Затем, на их глазах увеличившись в размерах, стала постепенно расти, обрела цвет и лучистость. Появление новой звезды привлекло внимание волхвов и они при помощи своих приборов стали изучать её. У астрологов того времени были оптические приборы, в которые вместо линз были вставлены шлифованные драгоценные камни. Глядя через них, волхвы могли увидеть цвет, спектр звезды, определить угол и высоту над горизонтом и по древним халдейским таблицам вычислить другие сведения.

У многих толкователей Библии возникало недоумение, почему увидев звезду на востоке, волхвы связали её не с каким-то явлением, а именно с рождением Мессии. "Гораздо более трудный вопрос о том, каким образом волхвы узнали по звезде, что родился именно царь, и притом Царь Иудейский" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.44).

Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Так как волхвы того времени были не только предсказателями по звездам, но и астрономами, занимавшимися научным изучением неба, после появления восшедшей звезды волхвы определили её местонахождение над Палестиной. Появление необычной звезды над Палестиной натолкнуло волхвов на мысль о необычном явлении, которое должно произойти именно в этой стране. И волхвы стали изучать древнееврейскую философию, религию, предания и сказания. А согласно еврейским религиозным предсказаниям пришло время появления Мессии. И волхвы решили, что эта звезда и обозначает зачатие Спасителя мира. То есть, по мнению волхвов, появление над Палестиной сверх яркой крупной звезды и должно было обозначать в этой стране исключительное явление, которым, по их мнению, и было зачатие Мессии. Коль звезда необычна, считали волхвы, то и человек, зачатие которого она обозначает, тоже необычен.

А в Палестине таким человеком может быть только Мессия. Ведь ожиданием Мессии пронизаны все древние тексты Ветхого завета. Об этом впоследствии в Новом завете было сказано так. "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Иоан.5:39). "И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лук.24:27).

Спаситель, Мессия именуется в Ветхом завете как Царь, Бог, Первосвященник и Сын человеческий. Много раз в Ветхом завете (в псалмах Давида, в книгах пророков Исаии, Иеремии, Даниила, Захарии, Малахии и т.д.) о Боге сказано как о “Царе”, “Царе Израиля” и “Великом Царе”. "Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш" (Ис.43:15). "Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас" (Ис.33:22). "Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис.44:6). "Живу Я, говорит Царь, Которого имя Господь Саваоф" (Иер.46:18). "А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его" (Иер.10:10). (Иер.51:57), (Мал.1:14).

Наряду с этим Бог назван в Ветхом завете и как "Царь царей", "Владыка владык". "Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров" (Втор.10:17). "Бог богов Господь, Бог богов Господь, Он знает, и Израиль да знает! Если мы восстаем и отступаем от Господа, то да не пощадит нас Господь в сей день!" (Иис.Нав.22:22). "Бог богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада" (Пс.49:1). "И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!" (Дан.2:47).

О Мессии, Который должен родиться, также говорится как о Боге и как о Царе. "Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6). "Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле" (Иер.23:5). "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах.9:9). "И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих.5:2).

Мессию также называют Христом Владыкой и Сыном человеческим. "Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (Дан.9:25-26). "Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан.7:13-14). Поэтому и волхвы, называя Иисуса Христа Царем Иудейским, и Ирод, спрашивая у книжников о Христе, имеют ввиду Мессию, Бога, Спасителя. Поэтому, отправившись на поклонение к Мессии, учение Которого распространится со временем и в их стране, волхвы назвали Мессию, как и в Ветхом завете, Царем Иудейским, восхождение звезды Которого они и увидели.

Эта звезда, которая побудила волхвов к поклонению, в библиистике называется Вифлеемской. Толкователи Библии считают, что Вифлеемская звезда была предсказана ранее. "Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля" (Чис.24:17). Некоторые толкователи Библии считали, что эта звезда представляла собой сверхъестественное явление и была видима только волхвам. Но Астроном Кеплер 17 декабря 1603 года наблюдал совпадение (сочетание) планет Юпитера и Сатурна. В зодиакальном знаке Рыб это совпадение планет весной 1604 года стало более заметно, потому что к ним присоединилась и планета Марс. 10 октября 1604 года Кеплер заметил у подножья Змееносца вблизи совпадения планет Марса и Сатурна необычную звезду, которая сияла "как ослепительный яркий факел, раздуваемый сильным ветром, пламенеющий и искрящийся". Ученик Кеплера, Бруновский, писал о том, что эта звезда сверкала разноцветными огнями, как бриллиант. Кеплер это явление назвал безмерным чудом Божьим и занялся астрономическими исчислениями. На основе этих вычислений он пришел к выводу, что подобное совпадение Юпитера, Сатурна и Марса, и ещё какой-то необыкновенной звезды, произошло в 747-748 годах по Римскому летоисчислению (от основания Рима). Кеплер также доказывал, что совпадение трех планет Юпитера, Сатурна и Марса бывает приблизительно раз в 800 лет. И если, по мнению Кеплера, отсчитать назад от 1604 года (в котором Кеплер увидел такое соединение) дважды по 800 лет, то окажется, по мнению Кеплера, что это явление припадает на Рождество Христово. Эти расчеты Кеплера были подтверждены знаменитыми астрономами его времени.

Однако английский комментатор Евангелия, Морисон, критиковал Кеплера, говоря, что его мнение несостоятельно ни с научной, ни с экзегетической точки зрения. Английский комментатор Евангелия от Матфея, Морисон, высказывая возражения против мнения Кеплера, писал: "Из стиха 2-го мы заключаем, что звезда, которую видели маги, не была звездой, появившейся на небе в современном и научном смысле термина звезда. Она не была ни постоянной звездой, отстоящей от Земли на огромное расстояние. Ни планетой, обращающейся вокруг нашего солнечного центра. Маги никогда не думали о звездах, как об отдельных мирах. Звезда была для них только светящейся небесной точкой. И такая светящаяся точка явилась к ним, на западе от них, когда они наблюдали небесный свод. Она явилась им, указывая на Иудею, и завела их туда. Почему же она не могла быть чудесной звездой? Иисус Христос был центром огромного круга сверхъестественных существ. А этот круг пересекал во многих точках множество других кругов и во внешней и человеческой природе. Отсюда приготовления к Его явлению не только среди иудеев, но и среди окружающих язычников. И отсюда же и сосредоточение чудес при Его рождении и жизни около них. Отсюда же (почему и нет?) и звезда волхвов" (цитируется по книге А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.44).

После открытия Кеплера многие комментаторы придерживались мнения о том, что замеченная Кеплером звезда и была так называемой Вифлеемской звездой. И что волхвы действительно заметили совпадение планет в начале этого явления, которое произошло на востоке, как подсчитали современные астрономы, 29 мая 747 года от основания Рима за три с половиной часа до восхода Солнца. И если волхвы тогда же отправились в путь, то, по мнению комментатора Альфорда, вероятнее всего через пять с лишним месяцев дошли до Иерусалима. Ездра например ехал из Вавилона в Иерусалим четыре месяца (Ездр.7:9). И если, по мнению сторонников Кеплера, волхвы вечером отправились из Иерусалима в Вифлеем, то видели совпадение планет в направлении к Вифлеему. Еврейский ученый Абарбанель, не знавший ничего о совпадении планет, в своей книге комментариев к Даниилу, изданной в 1547 году, рассказывает, что по преданию было совпадение планет Юпитера и Сатурна перед рождением Моисея в 2365 году по сотворении мира. Далее этот ученый высказывает мнение, что подобное явление в 1468 году по Рождеству Христову нужно было считать как знамение, предвещавшее появление Мессии. Как и все представители иудаизма, этот ученый не признает Иисуса Христа Мессией и ждет пришествия иного, по их понятиям, истинного мессии. Абарбанель, как и Кеплер, пытался связать небесные явления с рождением необычных людей.

Несмотря на то, что теория Кеплера имеет сторонников, однако она имеет много недостатков. Мнение Кеплера выглядит неубедительно по таким причинам. С астрономической точки зрения, для того, чтобы обозначить рождение Богомладенца Господу Богу не нужно было для этой цели создавать обычную звезду. Доказательством того, что волхвам явилась не обычная, природная звезда (возникшая в результате соединения трех планет), а особенная, чудесная звезда, является тот факт, что обычная звезда не могла бы идти перед волхвами. А Вифлеемская звезда вела себя не как обычное космическое тело, а как путеводная звезда в прямом смысле, что доказывается тем, что она, появившись перед волхвами, перемещалась по небу, указывая им путь к Богомладенцу. "[И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Матф.2:9). Как видно из Библейского текста, звезда здесь фигурирует не как обычное небесное тело, а как путеводная звезда-указатель, чтобы показать дорогу к Богомладенцу.

С экзегетической точки зрения гипотеза Кеплера несостоятельна потому, что Богу не нужно было создавать специальную природную звезду в материальном мире для того, чтобы оповестить о рождении Мессии. О рождении Спасителя оповестила не звезда, а Ангел Господень, явившийся пастухам. "Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лук.2:9-11).

Таким образом рассуждения Кеплера ни в астрономическом, ни в экзегетическом отношении не верны. Вифлеемская звезда не была обычной материальной звездой, созданной Богом в честь рождения Мессии. Это была необычная, чудесная звезда, данная волхвам, в первом случае для того чтобы вызвать их на поклонение. А во втором случае чтобы указать им место нахождения Богомладенца. Доказательством необычности и чудесной природы Вифлеемской звезды является то, что она двигалась по небу и остановилась "над местом, где был Младенец" (Матф.2:9). А обычные, природные звезды так себя не ведут.

Экзегет Цан, защищая точку зрения Кеплера, говорит о том, что волхвам якобы казалось, что звезда двигалась впереди них также, как например кажется, что луна двигается впереди идущих людей и они не могут её обогнать. "Звезда двигалась пока они (волхвы) двигались. Когда они остановились, и звезда остановилась" (цитируется по книге А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.44).

В своем рассуждении Цан прибегает к искажению Библейского текста, рассказывая о том, как волхвы могли воспринять движение звезды во время своего путешествия в Вифлеем. На самом же деле, вопреки бездоказательному утверждению Цана, в Библейском тексте говорится не от имени волхвов об их восприятии звезды, а от имени Евангелиста Матфея, как повествователя, говорящего о том, что звезда двигалась перед волхвами и указывала им путь в Вифлеем и остановилась там, где был Богомладенец. То есть в Библейском тексте ясно указано на то, что Евангелист Матфей, как повествователь, излагает те события, которые были связаны с движением звезды не в субъективном восприятии волхвов, а наяву, в жизни. Матфей также не касается того вопроса, как субъективно воспринималось перемещение звезды волхвами. Другим возражением против теории Кеплера является несоответствия в его подсчетах, основанных на совпадении трех планет, по которым якобы Спаситель мира родился в 748 году от основания Рима.

Ещё одним возражением, показывающим несостоятельность теории Кеплера, является то, что в Библейском тексте фигурирует одна звезда, названная греческим словом “астра”, что в переводе обозначает “звезда”. А в теории Кеплера упоминается три планеты, слившиеся (совпавшие) воедино, и одна звезда в придачу, что в греческом тексте называлось бы не одной звездой, а созвездием (группой звезд, несколькими звездами).

Однако вопреки Библейским текстам, фактам, логике и здравому смыслу, некоторые исследователи Библии теорию Кеплера о Вифлеемской звезде признают. "Мнение Кеплера принимается в настоящее время многими серьезными исследователями. И о нём можно сказать, что это лучшее и наиболее обоснованное мнение" (Толковая Библия, А.П. Лопухин, Петербург, бесплатное приложение к журналу "Странник", 1911, том 9, стр.44). Вместо доказательств, для оправдания теории Кеплера Лопухин в своей книге "Толковая Библия" (указанное издание, стр.44) необоснованно пишет: "Если принять его (мнение Кеплера), то нет надобности прибегать и к дальнейшим предположениям например о том, что звезда, которую видели волхвы на пути в Вифлеем, была не та, которую они видели раньше, а другая".

Предположение Лопухина о другой Вифлеемской звезде бездоказательно и противоречит текстам Евангелия, в котором написано: "Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою" (Матф.2:9-10). Как видим, в тексте Евангелия говорится не о новой, а об одной и той же Вифлеемской звезде "которую видели они (волхвы) на востоке".

Теория Кеплера берет свое начало от представлений древнего языческого мира. Например древние греки и римляне считали, что рождение (зачатие) великих людей обозначаются небесными знамениями и появлением небесных тел. Такое мнение поддерживалось не только в античной культуре, но и в восточных странах. Например, даже Магомет указывал на появление кометы как доказательство божественности своей пророческой деятельности. По утверждению Тацита Светония и Иосифа Флавия, в то время, когда волхвы увидели звезду на востоке, господствовало убеждение, основанное на древних пророчествах о том, что скоро в Иудее "восстанет новый царь и подчинит себе весь мир". В условиях напряженного ожидания прихода Избавителя и Спасителя, увиденная волхвами звезда и была воспринята как указание на зачатие Мессии.

Вокруг звезды, которую видели волхвы на востоке, среди комментаторов и толкователей Библии было много споров. Например Игнатий Богоносец, Ориген и Евсевий считали, что это была не обычная звезда, а специально созданная Богом в честь Рождества Господнего. Иоанн Златоуст и Феофилакт считали, что эта звезда была разумной силой, подобной живому существу, явившемуся в образе звезды. Как уже говорилось, астроном Кеплер видел в Вифлеемской звезде обычное космическое явление в виде совпадения планет Юпитера, Сатурна и Марса с добавлением необычной звезды.

При помощи логических рассуждений мы выяснили, что Вифлеемская звезда была необычным явлением, так как обычные звезды по небу не ходят (не имеют такой траектории движения). Поэтому именно эта чудесная звезда, являясь специальным знамением Божиим, указала волхвам на Рождение Великого Царя Иудейского и побудила их прийти на поклонение к Нему. О чем и говорили сами волхвы: "Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Матф.2:2). Этот стих вызвал много недоуменных вопросов со стороны толкователей Библии.

Святой Иоанн Златоуст по поводу этого места писал так: "Волхвы знают, что Новорожденный будет царем не у них, а у другого народа, в стране отдаленной. Для чего же предпринимают такое путешествие, подвергаясь в этом деле великим опасностям? Они должны были знать, что когда пойдут в город, имеющий царя, и станут всенародно объявлять, что есть другой царь кроме теперь там царствующего, то подвергнут себя тысяче смертей. Для чего и поклоняться лежащему в пеленах персиянину варвару, не имеющему ничего общего с народом иудейским, решиться выйти из своей земли, оставить отечество, родных и дом, и подвергнуться чужому владычеству? Перейти такой далекий путь только поклониться, всех взволновать и тотчас уйти! И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, Младенца в пеленах и бедную Мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали что Он из низкого и бедного состояния сделался царем, тому поклонялись прежде восшествия на царский престол? Видишь ли сколько открывается несообразностей, если судить о сем по ходу дел человеческих!" (Святой Иоанн Златоуст, Беседы на Матфея, гл.6).

К этим рассуждениям можно добавить и ту мысль, что чудесную звезду могли видеть не только эти волхвы, но и другие волхвы, и не только с востока. Другие волхвы тоже могли знать, что появление необычной звезды предвещает рождение великого Царя. Но при этом они не пришли на поклонение, потому что обычая совершать поклонение, даже великому царю, от имени частных лиц (какими и были волхвы), а не послов, ни на востоке, ни на западе не существовало. Даже если предположить тот факт, что три пришедших волхва знали о звезде Иакова, предсказанной пророком Валаамом, знали о седминах Данииловых, о том, что еврейский народ ожидает рождение великого Царя. Даже и тогда остается непонятным их опасное путешествие, а также то, зачем они пришли на поклонение. Ведь великий Царь родился не в их стране, а в другой.

Иоанн Златоуст так ответил на этот вопрос. "Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христовом, не обращали на то особенного внимания, то Господь внушил варварам прийти из отдаленной страны расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев. И они от персов первых узнают то, чему не хотели научиться у пророков" (Иоанн Златоуст, Беседы на Матфея, гл.6).

На это мнение можно сделать замечание о том, что если бы все до одного иудеи "не хотели научиться у пророков", то не возникло бы христианство в виде секты, состоявшей именно из иудеев и образовавшейся в иудейской среде. Приход волхвов взбудоражил не всех, а именно тех евреев, которые, несмотря на пророчества своих пророков о том, что пришел час для появления Мессии, сознательно не замечали этого важного события. В лице волхвов на поклонение пришли мудрецы Востока, которые в Богомладенце видели не просто нового царя, а нового Бога, в последствии основавшего новую религию - христианство. И если в лице пастухов на поклонение пришли иудеи, не зараженные лжеучением фарисеев, то в лице волхвов на поклонение явились язычники, способные отречься от язычества и уверовать в Мессию Христа и воспринять Его новое учение.

Значение такого события как поклонение волхвов, состоит в том, что волхвы (маги) и язычники признали Мессию и Его учение. Приход волхвов понадобился для того, чтобы указать книжникам и фарисеям, искажающим закон Божий, на то, что свершилось великое событие в виде Рождества Иисуса Христа, Спасителя мира. О том, что волхвы воспринимали Младенца не только как царя, но и как Бога, говорит факт их поклонения. Просто к царю даже и другого государства они могли бы не приехать на поклон. Факт прибытия волхвов иного народа из другой страны на поклонение к Младенцу говорит не об установлении политических и дипломатических отношений, а о большем. Например о поклонении Мессии и Богу. Приехав на поклонение, волхвы не ставят вопроса о том, произошло ли рождение. А они говорят: "Где родившийся Царь Иудейский?".

Уверенность в том, что Царь Иудейский уже родился, также говорит о том, что они воспринимают Младенца как Бога. Уверенность в рождении нового Бога Избавителя могла быть у волхвов основана не только на созерцании звезды или на знаниях пророчеств иудейских. Но такая уверенность могла быть предположительно основана на волховании (магических действиях), в результате чего волхвы узнали о том, что зачат в Иудее Мессия, Спаситель и Искупитель рода человеческого, новый Бог. Можно предположить, что эти сведения о Богомладенце и Его миссии были даны только трем волхвам, которые и пошли на поклонение. Факт того, что волхвы восприняли Иисуса Христа как Бога, подтверждается их дарами. Иисус Христос называется в Библии Богом, Царем и человеком (Сыном Человеческим). "Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6). "Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле" (Иер.23:5). "Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан.7:13-14).

И волхвы преподнесли Иисусу Христу дары: золото как царю, ладан как Богу, и смирну как человеку. Восприятие Иисуса Христа не только как царя, но и как Бога, подтверждено действием волхвов в виде совершения обряда поклонения Богомладенцу. Греческое слово “поклониться”, фигурирующее в греческом тексте Библии, указывает на действие в виде падения ниц на землю с совершением поклонов. Исполняя первую заповедь десятословия, евреи не поклонялись людям, а только Богу. "Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его -- ревнитель; Он Бог ревнитель" (Исх.34:14). У язычников волхвов поклонение, то есть падение ниц с поклонами, адресовалось не только царям, но и Богу. Поэтому поклонение волхвов относилось к Иисусу Христу одновременно как к Царю и как к Богу.


Газета "БЛАГОВЕСТ", февраль 1999 г.