“Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец” (Матф.2:9). Волхвы, не подозревая о коварстве Ирода, очень искренне изложили ему цель своего путешествия, надеясь на взаимную искренность. Можно предположить, что волхвы не подозревали о скрытых намерениях Ирода и хотели вернуться в Иерусалим после посещения Богомладенца. Иначе бы впоследствии им не было бы предупреждения о том, что этого делать не следует. Поэтому волхвы, проявив искренность со своей стороны, поверили словам Ирода и отправились в Вифлеем.

В жарких странах, в том числе и в Палестине, не принято было из за жары путешествовать днем. Поэтому и волхвы вероятно отправились в Вифлеем поздним вечером. В начале своего пути они взглянули на звездное небо и увидели ту звезду, которую видели раньше на востоке. Первоначально эта звезда была знамением о зачатии Царя Иудейского. Зная это, волхвы без сопровождения звезды пришли в столицу иудейского царства, в город Иерусалим. Теперь же, когда они узнали в Иерусалиме о том, что Царь Иудейский родился в Вифлееме, то и направились туда. Звезда появилась вновь. Доказательством того, что это была не обычная звезда, не просто астрономическое явление, является умение звезды перемещаться, указывая путь, что не могут делать обычные звезды. “[И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец” (Матф.2:9). То, что звезда умела идти, и вела волхвов, говорит о том, что это была чудесная, необычная звезда, а не просто какое-то природное явление.

Толкователь Библии А.П. Лопухин, поясняя 8-й и 9-й стихи 2-й главы Евангелия от Матфея, о звезде пишет так: “Но она (звезда) получила теперь для них иной смысл. Прежде они знали её только как звезду, возвещавшую о рождении какого-то великого царя. Теперь они были уверены, что этот царь уже родился и именно в Вифлееме. Прибавилось новое знание о царе”. (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.47).

В этом толковании содержится неточность, состоящая в том, что согласно Евангельским текстам волхвы знали о рождении царя не в момент второго появления звезды, возникшей на пути в Вифлеем, а значительно раньше. Придя в Иерусалим, волхвы уже знали, что родился Царь Иудейский. Это доказывается вопросом волхвов о том, “где родившийся Царь Иудейский” (Матф.2:2). А о том, что Он родился или нет, волхвы вопросов не задавали, так как у них на время прибытия в Иерусалим была твердая уверенность в том, что Царь Иудейский уже родился и их интересовал вопрос о том, где, в каком месте Он находится. Так что, говоря о прибавлении новых знаний о царе, как это делает Лопухин, можно говорить лишь о том, что эти знания связаны не с фактом рождения, а с местом рождения. И эти знания уточняют, что городом рождения Царя Иудейского является Вифлеем. Лопухин же ошибочно пишет о том, что только при втором появлении звезды на пути из Иерусалима в Вифлеем волхвы “были уверены, что этот царь уже родился, и именно в Вифлееме” (Толковая Библия, А.П. Лопухин, указанное издание, том 9, стр.47). Из 8-го стиха 2-й главы следует то, что волхвы отправились на поклонение, получив информацию о месте рождения из уст жестокого и злого царя Ирода. 9-й стих 2-й главы говорит о том, что Господь без Ирода, посредством чудесной звезды указывает путь волхвам к Богомладенцу. То есть говорится о том, что Господь без злого источника информации способен указать дорогу к родившемуся Мессии.


Газета "БЛАГОВЕСТ", февраль 1999 г.