“И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну” (Матф.2:11). Если Рождество Иисуса Христа произошло в пещере, использовавшейся в виде хлева, то поклонение волхвов произошло в доме, где находилось Святое семейство после возвращения из Иерусалима, в котором состоялось внесение во храм Богомладенца.

По поводу начала 11-го стиха "и, войдя в дом" среди богословов и комментаторов Библии возникали споры. Например, А.П. Лопухин пишет следующее: "Евангелист не сообщает каким образом волхвы нашли дом, где был Младенец" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.47). Это утверждение не верно по той причине, что волхвам не надо было искать дом, так как над домом с Богомладенцем остановилась Вифлеемская звезда, о чем и говорится в Евангелии. "Се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Матф.2:9). Под местом, где был Богомладенец и подразумевается дом. Как видим, вопреки неверному утверждению А.П. Лопухина, Евангелист Матфей сообщил, как волхвы нашли дом, в котором был Богомладенец. На этот дом им указала остановившаяся над домом звезда. Дальше Лопухин выдвигает предположение о том, что звезда была естественной. "Это видимо трудно объяснить если предположить, что звезда, которая шла перед ними, была естественной звездою" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.47).

Следуя рассуждениям Лопухина, можно сделать вывод о том, что если звезда была естественной, то она не могла остановиться над каким-либо домом. Так как естественные звезды просто сияют высоко на небе и не останавливаются над крышами домов. Поэтому, по ошибочным рассуждениям Лопухина, у волхвов возникла трудность в определении (нахождении) дома, в котором был Богомладенец. "Но трудность устраняется, если мы вспомним, что о Младенце начали уже говорить в Вифлееме. Едва возможно сомневаться, что поклонение Вифлеемских пастухов совершилось раньше, чем поклонение волхвов; пастухи рассказали о том, что им было возвещено Ангелом о Младенце "И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи" (Лук.2:18)." (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указ. издание, том 9, стр.47).

По ошибочной версии Лопухина, начало 11-го стиха 2-й главы Евангелия от Матфея неправильно объясняется таким образом, что волхвы нашли дом с Богомладенцем не при помощи Вифлеемской звезды, остановившейся над этим домом, а при помощи расспросов жителей Вифлеема, которые якобы знали от пастухов о рождении Богомладенца.

Другой толкователь Библии, Б.И. Гладков это место поясняет так. "Из повествования Евангелиста не видно, чтобы волхвы обращались с этим вопросом к кому-либо из жителей Вифлеема; да едва ли вифлеемляне могли ответить на вопрос, где родился Царь Иудейский" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, Санкт-Петербург, типография товарищества "Общественная польза", 1907, стр.73-74).

Как видим, толкования Лопухина, согласно которым волхвы нашли дом с Богомладенцем при помощи расспросов жителей Вифлеема (которым о Богомладенце рассказали пастухи) противоречат толкованию Гладкова. Согласно утверждению Гладкова "едва ли в Вифлееме могли ответить на вопрос, где родился Царь Иудейский". Кто же из двух комментаторов прав?

Для ответа на этот вопрос нужно строго придерживаться текстов Евангелия. Возможно, сведения о рождении Богомладенца и распространились через пастухов в Вифлееме. Однако волхвы нашли дом с Богомладенцем не в результате расспросов жителей Вифлеема, а потому что над этим домом остановилась Вифлеемская звезда. О чем и сказано "[И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Матф.2:9). Поэтому при толковании текстов Библии по отношению к бездоказательным и сомнительным рассуждениям всегда нужно давать предпочтение стихам Евангелий, в которых всё ясно сказано. Под влиянием звезды, остановившейся над домом, волхвы были совершенно уверены, что именно в этом доме и находится Царь Иудейский. Преисполненные этой уверенности, и никого ни о чем не расспрашивая, волхвы вошли в дом, где и увидели Богомладенца и Его Мать, Деву Марию. Не взирая на слишком бедную обстановку, не подобающую царю, волхвы совершили обряд поклонения. То есть пали ниц и стали кланяться. А затем, открыв свои сокровища, преподнесли дары.

Русский и славянский перевод фразы "открыв сокровища свои" не совсем точен. В греческом тексте это слово действительно обозначает сокровища. Именно в этом смысле это слово употреблено в греческом тексте Нового Завета в таких местах как (Матф.4:19-21) (Лук.12:33), (Евр.11:26). Но в других случаях это слово в греческом языке обозначало "место, куда складываются драгоценные вещи", то есть сокровищницу. Именно второе смысловое значение в смысле сокровищницы, более всего подходит к разбираемому месту. Тогда бы это место читалось так: "и открыли сокровищницы свои". Открыв сокровищницы свои, волхвы преподнесли Спасителю свои дары. Как знак особого почтения восточный обычай предписывал подносить дары царям. Например, Иаков советует дать подарки "человеку тому" (Иосифу) своим сыновьям, когда они отправлялись в Египет. "Возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов" (Быт.43:11). Отправляя Давида к Саулу, Иессей взял "осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Саулу" (1Цар.16:20). Из этих примеров видно, что дары приносили, исходя из возможностей и достатка их приносивших. Толкователи считают, что волхвы в виде даров преподнесли Спасителю изделия своей земли.

В выборе даров толкователи также усматривали особое символическое значение. Волхвы преподнесли такие дары Богомладенцу. Золото – как царю, потому что золотом платили царям дань. Ладан преподнесли как Богу, потому что его воскуривали в храмах при богослужениях. И смирну преподнесли как смертному человеку, которому надлежит умереть, потому что смирной бальзамировали тела умерших, чтобы замедлить разложение. Волхвы принесли "золото от племени Симова, Смирну от Хамова и ладан от Иофета" (Ф.В. Фаррар "Жизнь Иисуса Христа", указанное издание, гл.3, стр.20).

В более поздних толкованиях объединялось символическое значение даров для характеристики личности Иисуса Христа. Потому что Спаситель объединил в Себе царское достоинство, так как родился в царском роду царя Давида, а также как Мессия царствовал в душах людей. Спаситель также был Богом и Первосвященником основанной Им религии – христианства. И родившись в человеческом теле, Иисус Христос пришел в мир людей, чтобы спасти их Своей искупительной жертвой и дать им новое учение о том, как правильно жить на свете.


Газета "БЛАГОВЕСТ", февраль 1999 г.