О бегстве Святого семейства в Египет

“О самом бегстве и его продолжительности Святое Писание не дает никаких дальнейших подробностей, сообщая только то, что Святое семейство бежало из Вифлеема ночью и возвратилось уже тогда, когда Иосиф получил во сне уверение, что Младенцу можно безопасно возвратиться в землю Его рождения. Зато апокрифические сказания, которые обессмертил гений итальянского искусства, представляют множество подробностей о том, как во время пути драконы приходили и кланялись Младенцу, львы и леопарды благотворили Его, где только ступала Его нога, расцветали розы Иерихонские, пальмы по Его мановению склонялись для доставления своих фиников, разбойники были устрашены Его величием, и самое путешествие чудесно сократилось” (Жизнь Иисуса Христа, В. Фаррар, Санкт-Петербург, издание книготорговца И.Л. Тулузова, 1893, стр.21).

Однако Фаррар в приведенной цитате упоминает католические сказания, которых не разделяет православие, придерживаясь скромной простоты Евангельского текста. Исследователь Мильтон в своих комментариях указывает, что через три дня пути Святое семейство достигло египетской реки Риноколуры. И как он пишет “потоком, что отделяет Египет от Сирийской пустыни и, ступив на другой берег ея, они уже были вне всякой власти Ирода” (Жизнь Иисуса Христа, сочинение Ф.В. Фаррара, указанное издание, стр.21). Из этой цитаты можно сделать вывод о том, что только после того, когда Святое семейство перешло на другой берег реки, оно было защищено от власти Ирода. От Ирода Святое семейство было защищено не рекой, а удачно складывающимися и происходящими по воле Божьей обстоятельствами в виде своевременного предупреждения об опасности Ангела и последующего после этого предупреждения бегства в Египет. И эти благоприятно складывающиеся обстоятельства, защищавшие Святое семейство от Ирода, возникли до перехода на другой берег реки.

Согласно преданиям, о которых упоминает Фаррар, после того как Святое семейство переступило пределы Египта “все идолы страны мгновенно пали со своих пьедесталов, и, разбитые, лежали ниц, как по Его (Иисуса Христа) слову совершались многие чудесные исцеления от проказы и беснования” (Жизнь Иисуса Христа, сочинение Ф.В. Фаррара, указанное издание, стр.21). Согласно комментариям Ф.В. Фаррара, Святое семейство, придя в Египет, поселилось в городе Матарее и прожило там в течении двух лет. Матарея находилась “в нескольких верстах к северо-востоку от Каира, где долго показывали источник гнилой воды, которую Иисус сделал свежей и здоровой и старый сикамор, под ветвями которого они (Святое семейство) отдыхали” (Ф.В. Фаррар, указанное издание, стр.21). Согласно пояснениям ученого богослова, Эмиля Бока, которое он приводит в своей книге “Детство и юность Иисуса Христа” (Издательство “Энигма”, Москва, 1996, стр.110), Святое семейство, придя в Египет, поселилось не в Матарее, а в Гелиополе. Причем Эмиль Бок ничем не доказывает своих утверждений. Он так характеризует этот город: “Это был Гелиополь (Илиополь) город солнца. На храм, который здесь когда-то стоял, древний мир смотрел с благоговением, как на одно из самых старых и главных святилищей мудрости человечества” (“Детство и юность Иисуса Христа, указанное издание, стр.110). Несмотря на то, что Бок назван ученым-богословом, он в вышеприведенной цитате прибегнул к фальсификации. Мир не взирал на храм в Гелиополе “как на одно из самых старых и главных святилищ мудрости человечества” по той простой причине, что народ каждой страны имел свои верования и имел свой храм, который чтил как святилище мудрости. Для иудеев таким храмом был Иерусалимский храм. Для греков – храм Зевса в Афинах, и так далее.

Далее Эмиль Бок рассказывает в указанной книге о том, что “Платон по описанию Страбона, тринадцать лет учился у жрецов Гелиополя, прежде чем сам стал учителем у себя в Греции. С этим городом солнца, который в Ветхом Завете называется ещё Бефсамисом или Оном ( от египетского “ану”), связаны два важных момента в истории Израиля. Когда Иосиф был продан своими братьями в Египет, тамошние жрецы обратили внимание на способного, многообещающего юношу и открыли перед ним сокровищницу своих знаний. Именно в Гелиополе он, учась древней мудрости Гермеса, принял посвящение в египетские мистерии. А позднее молодой Моисей, усыновленный царским домом, воспитывался в Гелиополе и был научен египетской мудрости” (Эмиль Бок, указанное издание, стр.111). В приведенной цитате Бок опять прибегает к фальсификации и ложно пишет о том, что якобы Иосиф был обучен египетской мудрости. Такое утверждение противоречит Ветхозаветным сведениям, согласно которым Иосиф, находясь в Египте, чтил еврейские законы и не исповедовал мудрости египетской. И даже фараон не запрещал Иосифу построение именно еврейских храмов. Вот как об Иосифе пишет Библия. “Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним, и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим” (Деян.7:9-10). О Моисее в Библии говорится так. “И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах” (Деян.7:22).Однако, несмотря на ознакомление с Египетской культурой, Моисей исповедовал еврейскую мудрость. Подтверждением тому является вся дальнейшая жизнь Моисея. Он стал пророком Божиим и патриархом еврейского народа.

Дальше Бок пишет: “Когда Иосиф с Марией и Младенцем Иисусом пришли в Гелиополь, храм уже утратил свой прежний величественный блеск. Легенды рассказывают, будто строение храма с грохотом обрушились, когда там появилось Святое семейство” (Эмиль Бок, указанное издание, стр.113-114). Утверждения Эмиля Бока о том, что Святое семейство после бегства из Палестины поселилось в Египте именно в Гелиополе, основано на том выводе, что этот город “в египетской праистории был важнейшим центром духовной культуры, да и в судьбе ветхозаветного народа сыграл весьма значительную роль” (Эмиль Бок, указанное издание, стр.110). Это утверждение Эмиля Бока не убедительно, потому что Святое семейство скорее всего пошло бы в город не с чужой им египетской культурой, а в город, который был сосредоточием своей родной еврейской культуры. Таким городом в Египте был не Гелиополь, а Матарея, в котором существовала не только еврейская диаспора, помогающая еврейским беженцам, но и свой еврейский храм для удовлетворения религиозных потребностей евреев.

“Но что более всего помогало освоиться на новом месте и обрести чувство уверенности и защищенности, так это участие и понимание с каким жрецы и мудрецы Гелиополя, несомненно отнеслись к пришельцам из Вифлеема, и в особенности к Младенцу Иисусу” (Эмиль Бок, указанное издание, стр.115). Выше приведенное утверждение Эмиля Бока также бездоказательно, как и другие. Несостоятельность этого утверждения доказывается посредством логики, согласно которой жрецы египетской религии, как в прошлом, так и в настоящем времени, заботились лишь о своих религиозных кумирах. Египетские жрецы были врагами еврейской религии и её Бога. Поэтому ни о какой заботе о Богомладенце со стороны египетских жрецов не может быть и речи. А со стороны Святого семейства также не могло быть контакта с египетскими жрецами и их идолами, потому что вторая заповедь запрещала евреям поклоняться идолам. И Святое семейство, находясь в Египте, естественно чтило Закон Божий. Это доказывается тем фактом, что Иосиф строго чтил постановления Божии, за что и назывался законником, а также Иосифом праведным. А о Святом семействе заботились, как о своих соотечественниках и единоверцах, представители еврейской диаспоры, расположенной в Матарее в Египте. И совсем абсурдным звучит такое предположение Эмиля Бока: “если верно что Иосиф поселился в Гелиополе по совету трех царей-волхвов, то можно смело предположить, что он с первых же дней снискал там большое уважение” (Эмиль Бок, указанное издание, стр.115). Это предположение опровергается ходом евангельских событий. После ухода волхвов, Иосифу во сне явился Ангел Божий, который настоятельно приказывал ему бежать в Египет. “Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его” (Матф. 2:13). Поэтому в момент ухода волхвов Иосиф ещё не знал о предстоящем бегстве в Египет. И волхвы, согласно Евангельским текстам, не могли для поселения в Египте посоветовать Гелиополь. Автор пытается навязать вывод о том, что волхвы спасли Богомладенца, таким образом навязывая оккультный взгляд на вещи, в то время как волхвы сами были жертвами волхвования, а Богомладенец защитил Себя Сам.

Неправильным является утверждение Эмиля Бока о том, что “само Провидение привело мальчика (Мессию) именно в это место, где издревле жила солнечная мудрость Заратуштры” (Эмиль Бок, указанное издание, стр.115). Неправильность этого утверждения состоит в том, что зароостризм и христианство являются противоположными и взаимоисключающими религиями. Весь Ветхий Завет пронизан борьбой с языческими кумирами и губительной языческой “мудростью”. Поэтому Истинный Бог, Иисус Христос, не может исповедовать языческий зароостризм.

В главе под названием “Умудренное детство” Эмиль Бок духовное развитие Иисуса Христа представляет протекающим под влиянием бесед египетских старцев. “Такие беседы, пусть даже совсем короткие, в конечном итоге стимулировали тот результат, какого воплощенная в мальчике Иисусе индивидуальность должна была достигнуть за годы жизни в Египте: древняя солнечная мудрость, некогда заложенная в Персии Заратуштрой, а затем обновленная Гермесом для Египта, соединилась с существом ребенка. Отныне она окутывала его как сверхчувственный покров. Эфирное тело подрастающего ребенка полностью прониклось этой мудростью” (Эмиль Бок, указанное издание, стр.117). Ложность вышеприведенной фразы Эмиля Бока очевидна, и состоит в том, что не мог ребенок, Иисус Христос, пропитываться мудростью Заратуштры и Гермеса, так как эти языческие религии противоречат христианству. Христу-Спасителю не нужно было заимствовать учение Заратуштры и Гермеса, потому что Он, Спаситель мира, был рожден предвечно, и уже имел Божественные истины Своего Христианского учения, которое не нуждалось в дополнении примитивными языческими религиями. После ознакомления даже с отдельными цитатами Бока создается впечатление, что этот ученый богослов, как его называет выше указанная книга, не имеет элементарных сведений о религиях мира. Заратуштра создал свою религию в Персии, а не в Египте, а Гермес, как языческий бог коварства и плутовства, первоначально покровитель скотоводов и виноделов, а затем путешественников, купцов, торговцев и дипломатов, как вестник богов, относится к греческой, а не к египетской религии. Приходится лишь удивляться тому, что ученый богослов, как он себя называет, не знает этих понятий и бездоказательно пишет явно абсурдные утверждения.

Далее, как всегда бездоказательно Эмиль Бок пишет “надо полагать, что Иосиф и Мария с Младенцем пробыли в Египте три года” (Эмиль Бок, указанное издание, стр.114). Согласно дате Рождества Христова 25 декабря 747 года от основания Рима и дате смерти Ирода, 12 апреля 750 года от основания Рима, легко определить, что Святое семейство пребывало в Египте не три, а немногим более двух лет.


Газета "БЛАГОВЕСТ", март 1999 г.