Закончив рассказ о бегстве Святого семейства в Египет, Матфей продолжает повествовать об Ироде. "Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Матф.2:16). В 16-м стихе 2-й главы Евангелия от Матфея говорится о том, что Ирод, не дождавшись возвращения волхвов, понял, что они к нему не придут и не расскажут где именно (в каком месте) в Вифлееме находится Богомладенец. Поэтому Ирод и увидел "себя осмеянным волхвами". То есть Ирод понял, что волхвы не пришли к нему и не сообщили о местонахождении Младенца в Вифлееме, потому что поняли истинные, злые замыслы Ирода, которые он вынашивал против Богомладенца. Иными словами, Ирод понял, что вопреки его ложным заверениям о том, что якобы сам Ирод желает "пойти поклониться Ему" (Богомладенцу) (Матф. 2:8), волхвы, после указания Ангела, распознали его обман и коварный замысел в отношении Богомладенца. Поэтому и не пришли к Ироду с сообщением о том, где находится Богомладенец в Вифлееме. Это поведение волхвов дало основание Ироду увидеть себя осмеянным волхвами, которые, вопреки желанию Ирода, не стали слепым орудием в его руках, не стали способствовать осуществлению коварных планов Ирода и не пришли второй раз к нему. Ирод решил, что своим поведением волхвы как бы посмеялись над его коварными замыслами, показав, что они поняли истинные зловещие намерения Ирода, несмотря на его ложные слова. И вопреки его замыслам, не пожелали участвовать в злых кознях Ирода.

Поняв, что волхвы не пришли вторично к нему, потому что разоблачили его коварные замыслы, Ирод очень разозлился "весьма разгневался". Результатом гнева Ирода явилось то, что он послал своих воинов "избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже". План об уничтожении Богомладенца Ирод вынашивал раньше, ещё до указанной в Евангелии вспышки гнева. Поняв, что волхвы к нему не придут и разгневавшись по этому поводу, Ирод в припадке ярости стал думать о том, как можно расправиться с Богомладенцем без информации, ожидаемой от волхвов. Именно при этих условиях в мозгу Ирода, воспаленном яростью, и рождается этот зверский приказ. Ирод отдал такой зверский приказ об избиении младенцев, потому что полагал о том, что в числе убиенных младенцев окажется и истинный Царь Иудейский. Убить этого Царя Ирод хотел для того, чтобы сохранить свою власть и не допустить притязаний нового Царя на свой трон. Для того, чтобы осуществить свой зверский замысел, Ирод использовал сведения о времени рождения Богомладенца, "которое выведал от волхвов" (Матф. 2:16) .

На вопросы о том, какое именно время рождения Богомладенца Ирод выведал от волхвов и почему приказал истреблять младенцев "от двух лет и ниже", можно ответить так. От волхвов Ирод узнал, что звезду Царя Иудейского они увидели у себя на родине около года назад. О чем и говорится "Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды" (Матф.2:7). На основе этих сведений Ирод ошибочно решил, что звезда указала волхвам не зачатие, а рождение Младенца. Поэтому Ирод неверно решил, что Младенец должен быть старше года, но не моложе двухлетнего возраста. Поскольку место нахождения Богомладенца Ироду указали книжники, назвав город Вифлеем, Ирод своих солдат и "послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его". Такую территорию для истребления младенцев Ирод указал потому, что не знал точно где, в Вифлееме или в его окрестностях находится Богомладенец. Писатель более позднего времени (около 400 г по Р.Х.) Макробий писал так: "Август, будучи извещен, что между мальчиками ниже двухлетнего возраста, избитыми по повелению Ирода, был также убит собственный сын Ирода, сказал на это: "Лучше быть Иродовой свиньей, чем его сыном". Макробий передал ложный слух, распространившийся в то время, о том, что якобы погиб малолетний сын Ирода. Но слух этот стал реальным событием, когда за пять лет до гибели Ирода, этот тиран казнил своего взрослого любимого сына, Антипатра, за организацию заговора против Ирода. Однако, в ответе Августа даже на слухи о гибели сына Ирода видно отношение Римского императора к зверскому поступку Ирода в виде избиения младенцев. Август своим ответом сказал, что у тирана Ирода безопасней быть свиньей, чем сыном, потому, что как иудей, Ирод не ест свинины. Смысл ответа Августа состоит в том, что в царстве Ирода жизнь свиньи, как грязного животного, которое не едят евреи, в большей безопасности, чем жизнь любого из его подданных, и даже его собственного сына. То есть этими словами Август осудил зверский поступок Ирода.

Многие комментаторы Библии выступали против подлинности события, связанного с избиением младенцев, на том основании, что это событие не упоминается в описаниях Иосифа Флавия. По поводу этого мнения можно возразить следующим образом. У Иосифа Флавия описаны в основном самые значимые (по его мнению) события того времени. И если этот автор, по какой либо причине не упоминает о каком либо событии, то это не значит, что его не было. Факт того, что о событии, связанном с избиением младенцев упоминает только один из четырех Евангелистов, Матфей, не умаляет значения и достоверности этого события. Потому что это событие вполне согласуется с жестоким и кровожадным характером Ирода, который, для сохранения своего трона, мог отдать такой жестокий приказ. А также потому, что если это событие упомянуто хотя бы одним Евангелистом, то оно достоверно, потому что Евангелисты не ставили своей целью искажать события, а правдиво рассказывали о жизни и учении Иисуса Христа.

В Вифлееме и его окрестностях, согласно преданию, было перебито четырнадцать тысяч младенцев. По другому, католическому варианту, 144000 младенцев. Отрицая реальность этих цифр, многие комментаторы, особенно атеисты, говорят о том, что Вифлеем был маленьким городом и в нем не могло быть такого большого количества населения и столько малолетних детей. Возражая таким комментаторам, можно сказать, что они забывают о проводимой тогда переписи населения, благодаря которой даже в маленьком городке Вифлееме и в его окрестностях находилось большое количество приехавших с семьями на перепись потомков царя Давида и их малолетних детей. Но даже небольшое число избиенных младенцев не уменьшает вины и жестокости Ирода, и не снимает позора с его бесчеловечного поступка.


Газета "БЛАГОВЕСТ", март 1999 г.