"Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Матф.2:17-18). В 17-18 стихах 2-й главы Евангелия от Матфея говорится, что в событии избиения младенцев подтвердилось предсказание пророка Иеремии (Иер.31:15). Пророк Иеремия был закован цепями и в числе других евреев был угоняем в плен для переселения в Вавилон. Однако Навузардан полководец (или начальник телохранителей) Навуходоносора, царя Вавилонского, взял его из толпы прочих пленников израильтян, и отпустил на волю (Иер.40:1). Это произошло в городе Рама.

Рама представляла собой небольшой городок в колене Вениаминовом. Городов с таким названием в Палестине было несколько. О них так упоминается в Библии. "Гаваон, Рама и Бероф" (Иис.Нав.18:25). "Между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой" (Суд.4:5). Здесь говорится о Раме, которая была на горе Ефремовой. "И сказал слуге своему: дойдем до одного из сих мест и ночуем в Гиве, или в Раме" (Суд.19:13). "Проходят теснины; в Геве ночлег их; Рама трясется; Гива Саулова разбежалась" (Ис.10:29). "Вострубите рогом в Гиве, трубою в Раме; возглашайте в Беф-Авене: "за тобою, Вениамин!" (Ос.5:8). В этих местах Рама упоминается вместе с Гивой и Гевой. Есть Рама, в которой родился и жил Самуил. "И пришли в дом свой в Раму" (1Цар.1:19). "[И оставили Самуила там пред Господом,] и пошел Елкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии священнике" (1Цар.2:11). "Потом возвращался в Раму; ибо там был дом его" (1Цар.7:17).

Во времена, о которых говорит пророк Иеремия, в городе Раме полководец царя Навуходоносора, Навузардан, собрал пленных иудеев чтобы вести их в Вавилон (Иер.40:1). Рахиль, о которой говорится в разбираемых стихах, была любимой женой патриарха еврейского народа, Иакова. Рахиль являлась праматерью колен Иосифа и Вениамина. Иаков, после того как помирился с Исавом, первоначально стал жить в Сихеме. Потом переселился в Вефиль. А затем дошел до Ефрафы, то есть Вифлеема Иудейского. Там Рахиль родила Иакову сына Вениамина, умерла и была погребена на дороге в Вифлеем (Быт.35:19). Иаков над местом погребения Рахили воздвиг памятник, который и сейчас показывают туристам и паломникам как достопримечательность и святыню. Слова пророка Иеремии о том, что "голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет" (Иер. 31:15) относятся не к избитым Вифлеемским младенцам, а к пленным евреям (среди которых был и сам пророк Иеремия), которых в городе Раме собрал Навузардан для того, чтобы их переселить в Вавилон. Эти процитированные слова пророка Иеремии, имеющие отношение к пленным евреям, тоже нужно понимать аллегорически, поскольку Рахиль жила задолго до Вавилонского пленения. Слова пророка Иеремии, очевидца Вавилонского пленения евреев, иносказательно говорят о том, что если бы Рахиль, праматерь колен Иосифа и Вениамина, восстала из гроба и увидела происходящее в Раме пленение евреев, то она бы заплакала. Поэтому в разбираемой цитате пророка Иеремии и сказано "голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание" (Иер.31:15).

В следующей фразе Иеремия поясняет кто плачет. "Рахиль плачет о детях своих" (Иер.31:15). Под детьми Рахили Иеремия подразумевает пленяемых евреев, потому что Рахиль является праматерью двух еврейских колен (родов) - Иосифа и Вениамина. Представители этих колен конечно присутствовали в Раме в толпе плененных евреев, переселяемых в Вавилон. Далее Иеремия говорит о том, что Рахиль, плача "о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет" (Иер. 31:15). По образному выражению Иеремии, Рахиль не хочет утешиться и считает, что детей её нет, потому что угон в Вавилонское пленение евреев означает для Рахили гибель её детей. Иными словами очевидец Вавилонского пленения евреев, пророк Иеремия, образно и иносказательно в разбираемой цитате (Иер.31:15) под видом Рахили передал печаль еврейского народа по поводу постигшего его Вавилонского пленения.

Евангелист Матфей в своем Евангелии сравнивает печаль Рахили, вызванную пленением евреев в Раме, с другим событием, избиением младенцев, происшедшем в Вифлееме, в городе, находящемся недалеко от Рамы. Евангелист Матфей обращается к Рахили потому что она праматерь родов еврейского народа (Иосифа и Вениамина) и потому, что её могила находится как раз по дороге в Вифлеем, где и произошла трагедия, связанная с избиением младенцев. То есть, цитируя слова пророка Иеремии, Евангелист Матфей в событиях Вавилонского плена евреев, видит другое печальное событие, избиение Вифлеемских младенцев. За счет сравнения этих двух событий Матфей говорит о той печали, которую у еврейского народа вызвало избиение младенцев, приравнивая это событие к народной трагедии, равной по значимости такому печальному событию как Вавилонское пленение евреев. То есть Матфей плач Рахили, вызванный Вавилонским пленением, иносказательно переносит на избиение Вифлеемских младенцев, и в лице Рахили, по образному выражению Матфея, олицетворяется печаль не только всех родственников этих младенцев, но всего еврейского народа. Такую аллегорию Матфей применил потому, что Рахиль является праматерью двух колен еврейского народа. И потому, что место её погребения находится рядом с Вифлеемом. И по иносказательному представлению Матфея, Рахиль как бы могла восстать из гроба и увидеть избиение младенцев, и проявить свою печаль. А также потому что Евангельское событие, связанное с избиением Вифлеемских младенцев, является одним из трагических эпизодов Нового Завета и приравнивается Матфеем по своему значению к Вавилонскому пленению.

Эпизод с избиением младенцев породил массу вопросов философского и религиозно-нравственного характера у комментаторов Библии. Например очень часто встречаются такие вопросы. Почему Бог разрешил совершить Ироду это злодеяние? И во имя чего погибли невинные младенцы? На эти вопросы можно ответить так. Бог не препятствовал Ироду в его этом и других злодеяниях чтобы не нарушить свободу воли человека при совершении поступка, злого или доброго. Свобода воли, проявляемая человеком при совершении поступков, является одним из высших даров Божиих, ниспосланных Богом человеку. И поэтому Господь оставляет человеку право сознательно принимать самостоятельное решение, даже если это решение греховно. Но предоставляя человеку свободу выбора в совершаемых поступках, Господь не снимает с человека ответственности за его дела. Поэтому человек получает воздаяние (благотворное или карающее) за принятое решение и совершенный поступок. Последовавшая за избиением Вифлеемских младенцев смерть Ирода и его приспешников является поучительным примером, адресованным всему миру и всем дальнейшим поколениям людей. Смерть Ирода и его слуг, исполнявших этот страшный приказ об избиении младенцев, подтвердила действие закона воздаяния Божьего, согласно которому за злой поступок (в виде избиения младенцев), как и за другие свои грехи, Ирод получил справедливое и грозное воздаяние (в виде мучительной болезни и страшной смерти).

На бездоказательное утверждение атеистов о том, что если бы избиенные младенцы продолжали бы жить, то из их числа могло бы появиться много талантливых людей, сделавших полезные дела, можно возразить следующими словами. "Бог не попустил бы ранней смерти их если бы они имели сделаться великими" (Святой Иоанн Златоуст, Беседы на Матфея, гл.7). Комментируя это место Библии, Иннокентий, Архиепископ Херсонский писал так: "Напротив они (избиенные Вифлеемские младенцы) легко могли быть в числе тех, которые кричали Пилату: "Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!" Может быть на них обрушились бы те скорби и беды, о которых Господь говорил перед Своими страданиями: "Приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные и утробы не родившие и сосцы не питавшие". И это-то блаженство теперь и досталось Вифлеемским матерям. Им лучше было потерять детей в невинном возрасте, чем видеть их несчастную смерть и ужасные бедствия, когда они бы стали бы опорой их несчастной старости" (Творения отцов церкви, том II).


Газета "БЛАГОВЕСТ", март 1999 г.