Избиение младенцев и наказание Ирода

Поклонение волхвов имело зловещее последствие, последовавшее после их ухода и выразившееся в избиении Вифлеемских младенцев. Сам факт прихода волхвов на поклонение к новорожденному Царю Иудейскому в глазах Ирода поднял авторитет родившегося Мессии Христа и вызвал к Нему неприязнь. С этих пор Ирод в родившемся Младенце стал видеть законного престолонаследника, родившегося в царском роде царя Давида, Который представляет опасность для престола Ирода. Поэтому Ирод, после того как волхвы не явились к нему после поклонения Богомладенцу, отдает свой зверский приказ об избиении Вифлеемских младенцев. На вопрос о том, почему он приказал казнить всех младенцев "от двух лет и ниже", можно ответить так. Ирод знал от волхвов, что новорожденный Царь Иудейский был Младенец. Согласно древнееврейскому обычаю младенцем считается ребенок до двухлетнего возраста, и до двух лет его на востоке ещё кормят грудью.

Ирод был не единственным тираном древнего мира, совершившим такое жестокое преступление. Так, например жизнеописатель Светоний в описании биографии римского императора Августа, рассказанной вольноотпущенником Юлием Маратом, описывает такой случай. Незадолго до рождения императора Августа по Риму распространилось предсказание о том, что скоро родится человек, который низложит Римскую республику и станет диктатором. Тогда Римский сенат под предлогом того, чтобы спасти республику, издал приказ о том, чтобы все мальчики, рожденные в течении года, должны быть забраны правительством. Жены сенаторов, которые были беременны, прятали родившихся детей, потому что каждая из них, надеясь, что это предсказание о воцарении относится именно к её ребенку.

Евсевий, взяв предсказание еврея Егезиппа, рассказывает о том, что римский император Доминициан, встревоженный возрастающей известностью имени Иисуса Христа, решил истребить всех потомков дома Давидова. К тому времени два потомка этого рода остались в живых и были известны под именем Деспосиков. Их выдал императору некий назорейский еретик Иокат. Но когда император Доминициан увидел, что это простые люди и руки их покрыты мозолями от тяжелого труда и что они не могут претендовать на его престол, он их отпустил невредимыми.

Как видим, вышеприведенные примеры указывают на то, что языческие правители пытаясь защитить свое пребывание у власти, не брезговали массовыми расправами. Ирод, получивший воспитание в Риме, вобрал худшее из языческой культуры, жестокость и кровожадность. И проявил эти черты характера в своем решении об избиении младенцев. Многие комментаторы, ставя под сомнение факт избиения младенцев, ссылаются на то, что у известного писателя Иосифа Флавия об этом событии ничего не говорится. То обстоятельство, что Иосиф Флавий не упомянул об избиении младенцев, ещё не говорит о том, что такого факта не было. Не упомянуть он мог потому, что не счел нужным это сделать по какой-либо причине, нам не известной. Сохранились сведения, что акция избиения младенцев проводилась секретно, в условиях строжайшей тайны, что также способствовало скудному распространению слухов об этом событии. Однако сам факт избиения младенцев не противоречит жестокому характеру Ирода и его преступной жизни. Достоверно известно, что Ирод избивал первосвященников и знатных людей, устраивал казни членов синедриона. Так для собственного увеселения Ирод заставил на своих глазах утопить первосвященника, своего шурина, молодого и благородного Аристофула. Заставил задушить свою жену, асмонейскую княжну, Мариамну. Его сыновья Александр, Аристофул, дядя Иосиф, дядя жены его Антигон, теща Александра, родственник Тобан, друзья Досифей и Гадий, павшие от его гнева, являются немногими примерами его жестокости. Брат его Ферора и сын его Архелай чудом избежали казни. Иудейские послы в своем сообщении об Ироде императору Августу говорили: "Оставшиеся в живых при нем были несчастнее даже замученных". "Безжалостным чудовищем" назвал Ирода Иосиф Флавий.

Под конец жизни Ирод мучился не только от многочисленных болезней, но и от того, что его преследовали призраки задушенной жены и умертвленного сына. За пять дней до своей смерти Ирод казнил своего любимого сына, Антипатра, обвинив его в дворцовом заговоре. Сам Ирод мучился от нестерпимых болей. Он был сжигаемый неутолимой жаждой, голодом. Его палил медленный жар. А тело внутри и снаружи покрывали болезненные язвы. Его внутренности разлагались изнутри и испускали зловоние такое сильное, что рядом с ним невозможно было стоять. Его заживо пожирали могильные черви, которые выползали из его утробы и от которых он не мог избавиться. Жизнь его превратилась в сплошные страдания. Даже перед смертью он продолжал отдавать преступные кровожадные приказания. Зная, что он ненавидим и презираем народом, он приказал, чтобы знатные люди государства и начальники колен израильских прибыли в Иерихон. Собрав их всех в ипподроме, Ирод тайно приказал своей сестре Саломии казнить их в момент своей смерти, для того чтобы народ плача по достойным людям, как бы оплакал и его смерть. Однако этот последний зверский приказ Ирода не был выполнен. И день смерти Ирода стал всенародным праздником. Символично, что Ирод был погребен в склепе Иродии, находящемся недалеко от того места, где родился Иисус Христос. Завещание его оспаривалось, а царство его распалось. Сыновья его умерли в бесславии и ссылке. И несмотря на то, что он от своих десяти жен и многих наложниц имел девять сыновей и пять дочерей, в течение одного столетия его род, над которым тяготело проклятие Божее, погиб от болезней и насилия. И не осталось ни одного его потомка для того, чтобы носить его проклятое имя.

Из выше изложенных фактов видно, что Ирод более придерживался языческих традиций. Это подтверждается и перестройкой Иродом Иерусалимского храма с добавлением в него элементов языческого храма Юпитера. Из всего этого можно сделать вывод о том, что в решении Ирода об избиении младенцев сказалась не только врожденная жестокость, но и римское воспитание и варварские языческие традиции.


Газета "БЛАГОВЕСТ", март 1999 г.