“И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Матф.3:2). Во 2-м стихе 3-й главы Евангелия от Матфея говорится о том, что именно проповедовал Иоанн Креститель. Говоря о том, что приблизилось Царство Небесное, Предтеча говорит о пришествии Царя Небесного, Мессии, потому что с приходом Мессии, в Его лице к людям приближается Царство Небесное. Он призывал людей своей проповедью к покаянию, потому что (ибо) приблизилось Царство Небесное. Покаянием называется осознание человеком своих грехов, осуждение их, и несовершение их в дальнейшем. То есть человек, ранее совершивший злой поступок, нарушивший Законы Божии, осознал свою греховность, понял неправильность своих действий, осудил себя за грехи, признал порочность своего поведения. И пришел к твердому убеждению никогда в жизни грех не совершать. То есть больше не делать злого поступка. Покаяться людей Иоанн Креститель призывал потому, что с приближением Царства Небесного с человека более строго взыскивалось за его поступки. И поскольку в Царстве Небесном Царем был Господь Бог, воплощение Справедливости, то Он справедливо спрашивает с людей за их дела. Поэтому грешные евреи боялись приближения Царства Небесного. Так как такое приближение требовало от них исправления их жизни и поведения. Войти в Царство Небесное может только безгрешный человек, а избавиться от грехов можно только покаянием и не совершением их впредь. Поэтому Иоанн Креститель “проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов” (Лук.3:3).

Мы, современные христиане, под Царством Небесным понимаем Владычество Бога, то есть Царство, в котором господствует Бог. Это Царство отличается от царств земных царей и иных владык, в царствах которых господствует грех, зло, беззаконие. Царство Божие Небесное не похоже на земные царства, так как имеет не земное, а Небесное, Божественное происхождение и устройство. Евреи, которым проповедовал Иоанн Креститель, понимали под Царством Небесным Царство, в котором будет владычествовать ожидаемый ими Мессия. Мессию считали Царем Небесным по образу царя земного. В их представлениях Он должен был стать исполнителем Божественных обетований и обещаний и дать еврейскому народу все блага.

Придя в мир людей, Иисус Христос был не только Царем Царства Небесного, которое в Его лице приблизилось к людям, но Он также принес и заповеди, благодаря исполнению которых люди могли попасть в Царство Небесное. То есть, дарование людям заповедей Христовых, через исполнение которых они могли попасть в Царство Небесное, также приближало это Царство Небесное к людям.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель 1999 г.