“Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” (Матф.3:3). В 3-м стихе 3-й главы Евангелия от Матфея сказано о самом Иоанне Крестителе, как о Предтече. И его миссия подтверждена пророчеством пророка Исаии. Эта мысль высказана и у других Евангелистов. “Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов” (Мар.1:2-4). “И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” (Лук. 3:3-4). “Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия” (Иоан.1:23).

У многих комментаторов 3-й стих вызывал сомнения и неясности в понимании. Например: “Связь речи не вполне ясна. Иоанн проповедует народу покаяние, потому что приблизилось Царство Небесное, ибо он, то есть Иоанн, есть тот и прочее. Вследствие некоторой неясности и неопределенности выражений объясняли 3-й стих в связи со 2-м приблизительно так: приходит Иоанн Креститель, говоря: покайтесь ... ибо (подразумевается Иоанн говорит о себе) он есть тот, о котором пророчествовал Исаия. Другими словами Евангелист во 2-м стихе приводит буквальную подлинную речь Иоанна Крестителя, а в 3-м стихе тоже его речь, но только выраженную его собственными словами (сравните Иоан.1:23). Такое объяснение отвергается новейшими критиками, которые говорят, что слова “он есть тот” и т.д. принадлежат не Иоанну Крестителю, а Евангелисту” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.54).

Если внимательно читать 3-ю главу Евангелия от Матфея, то становится видно, что в 1-м стихе Евангелист Матфей говорит о приходе Иоанна Крестителя и о его проповеди. Во 2-м стихе указывает словами “и говорит” на содержание проповеди и на то, что нужно покаяться, так как (ибо) приблизилось Царство Небесное. 2-й стих заканчивается точкой, представляя собой высказанную мысль и завершенную фразу. В 3-м стихе, конечно же, даются слова Евангелиста Матфея, в которых говорится о том, что о Предтече пророчествовал Исаия. Доказательством того, что эти слова говорит не Предтеча, является то, что об Иоанне Крестителе в 3-м стихе говорится в 3-м лице. То есть говорит не он, а говорится о нем “ибо он тот”. Подтверждением того, что в 3-м стихе говорится о Предтече, также является выпущенный в русском переводе, но присутствующий в греческом тексте глагол “есть”. В греческом подлинном тексте это место читается так: “ибо он есть тот...”. Слово “ибо” во 2-м стихе употреблено Евангелистом для придания большего веса характеристике Иоанну Крестителю. Этим словом Евангелист показывает читателю на то, что Предтеча не просто человек, ставший проповедовать, а тот человек, который был предсказан пророком Исаией. “Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему” (Ис.40:3).

Слова пророка Исаии приводятся Евангелистом Матфеем почти буквально по тексту, с небольшим отличием текста 70-ти толковников. Так вместо слов в тексте 70-ти толковников “правыми сделайте стези Его”, в древнееврейском тексте в этом месте написано иначе: “голос вопиющий: в пустыне проложите путь Господу, прямую делайте в степи дорогу нашему Господу”. Как видим, словосочетание “глас вопиющего в пустыне” отделено двоеточием только в современной Библии, что дает возможность для различного прочтения этого текста. Чтобы лучше понять этот текст, нужно прочесть 40-66 главы Исаии. Пророк Исаия описывает возвращение из Вавилонского плена евреев, с которыми и возвращается и их царь Иерусалимский. Этот царь посылает впереди себя через пустыню, отделяющую Вавилон от Иерусалима, гонцов, вестников. Через этих гонцов он повелевает о том, чтобы путь ему сделали прямым, выровняли дорогу, по которой ему предстоит пройти. Подобным вестником, глашатаем в пустыне, предвещающим появление Мессии, Царя Небесного, и является Иоанн Креститель, который говорит о том, чтобы приготовили путь Господу и прямыми сделали стези (пути) Ему. Именно такую аналогию между возвращающимся из Вавилонского плена евреями и Иоанном Крестителем и сделал Евангелист Матфей в 3-м стихе 3-й главы.

Словосочетание из 3-го стиха “глас вопиющего в пустыне” вызывало много споров у комментаторов. “Как понимать само выражение “голос вопиющего”? Был ли Иоанн только голосом другого лица, вопиющего в пустыне, или же голос был его вопиющего? По аналогии с Лукой 3:2, где говорится “был глагол Божий к Иоанну” по-видимому, следовало бы допустить, что сам Иоанн был только голосом Бога, вопиющего в пустыне... Далее Лука приводит в следующем стихе те же слова из Исаии 40:3, изображая обстоятельства, совершившиеся после того, как был к Иоанну глас Божий. Наконец в устах Евангелистов несколько странным показались бы слова: голос вопиющего в пустыне Бога, приготовьте путь Богу. На основании этих соображений мы должны относить оба слова “глас”, “вопиющего” к самому Иоанну. Он был и голос и человек, издающий этот голос” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.55). Вот такие сложные и запутанные суждения по поводу 3-го стиха высказывает А.П. Лопухин.

Из прочтения 3-го стиха становится видно без этих сложных рассуждений, что Евангелист Матфей вопиющим человеком в пустыне называет Предтечу, посланного Богом приготовить путь Мессии. Это подтверждается не только пророчеством Исаии (Ис.40:3), но и пророчеством Малахии, фигурирующим в начале Евангелия от Марка. “Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою” (Мар. 1:2). Слова же Луки (Лук.3:2), на которые безосновательно ссылается А.П. Лопухин, указывают не на то, что был глас Бога, а не Предтечи в пустыне, а на призвание Богом Иоанна Крестителя к его общественному служению.

Слова “в пустыне” из 3-го стиха нужно понимать не в виде пустынного места или географического названия, а в виде нравственной пустыни, которая лежала в душах евреев. Именно в пустыне нравственного непонимания, в пустыне отчужденности и враждебности со стороны фарисеев и книжников и пришлось проповедовать Предтече. Эта мысль подтверждается тем, что Предтеча проповедовал не в пустом месте, а среди людей, населяющих побережье Иордана. Но проповедь Предтечи была подобно гласу человека, вопиющего в пустыне. То есть в пустом месте, где его никто не услышит, потому что, несмотря на то, что Предтеча проповедовал в пустыне Иудейской, населенной людьми, но эти люди в своем большинстве оставались безучастны и равнодушны к его проповеди.

Слова “приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” (а по Исаии 70-ти толковников сказано “проложите путь Господу”) нужно понимать следующим образом. В этом месте 3-го стиха говорится не о починке пути для обычного царя, и не об исправлении дороги во время путешествия, а о приготовлении пути для Бога. Мы знаем, что Бог не нуждается в хороших дорогах. Поэтому это место нужно воспринимать в переносном, аллегорическом смысле. И понимать под путями нужно души и сердца людей, к которым должно прошествовать учение Божье. Поэтому, в этом иносказательном выражении из 3-го стиха под образом починки пути, приготовления пути и выравнивания стези подразумевается исправление душ человеческих, духовная подготовка людей, для того чтобы они могли воспринять Слово Божие и понять учение Иисуса Христа, Который придет после Предтечи для того, чтобы спасти людей.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель 1999 г.