“Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед” (Матф.3:4). В главе 3-й в 4-м стихе Евангелия от Матфея говорится об одеянии Иоанна Крестителя. Слова “сам же Иоанн” следуют после слов “глас вопиющего в пустыне”. Поэтому описанием одежды и пищи в 4-м стихе Евангелист Матфей продолжает характеристику Иоанна Крестителя как пророка, о котором было предсказано как о гласе вопиющем в пустыне, и как о Предтече Спасителя. Как самый строгий подвижник, он носил самую грубую одежду из верблюжьей шерсти. Грубая одежда, которую носил Предтеча, и простая пища, которую он употреблял, характеризует его образ жизни, присущий пророкам. Указывая на эту одежду, Евангелист тем самым указывает на сходство Предтечи с Илией, который тоже носил подобную одежду. Сходство между Илией и Предтечей даже указано в текстах Нового Завета. “И спросили его: что же? ты Илия?” (Иоан. 1:21). Это сходство проявляется в том, что Предтеча не только был великим пророком, как и Илия, но и имел сходную с Илией внешность и носил даже похожую одежду. Вот характеристика внешности, которая дается пророку Илии в Ветхом Завете. “Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин” (4Цар.1:8).

Сходство между Илией пророком и Предтечей выражалось в следующих моментах. Проповеднические речи Предтечи, как и Илии, отличались пламенностью и большой убедительностью, и имели обличительный страстный характер, оказывали сильное впечатляющее воздействие на слушателей. Илия был взят живым на небо на побережье той же самой реки Иордан, где впоследствии проповедовал Предтеча. То есть пребывание Илии на земле прекратилось в тех местах, где впоследствии проходила проповедническая деятельность Предтечи. “А они оба стояли у Иордана. И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде, нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне ... Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более” (4Цар.2:8-12).

А главное сходство между ними состояло в том, что Предтеча проповедовал покаяние и приближение Царства Божьего перед приходом Бога на землю. То есть делал то, что было предсказано в пророчестве Малахии. “Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием” (Мал.4:5-6). В 5-м и 6-м стихах 4-й главы книги Малахии говорится о том, что перед приходом Бога (в понятии древних евреев, Мессии) на землю Бог пошлет пророка. Этот пророк будет мирить отцов с детьми. То есть Бог будет призывать евреев через пророка к установлению мира и благоденствия между людьми и к обращению их к благочестивой жизни. Но кто будет этим пророком? Малахия в своей книге написал "Илию пророка", не указывая какого конкретно Илию он имеет ввиду. В древнееврейской истории было несколько пророков с именем Илия.

Фарисеи и книжники, переводя это место книги Млахии, вместо абстрактного пророка Илии самовольно ставили конкретного, известного пророка еврейского народа Илию Фесвитянина. Однако в тексте книги Малахии фигурирует не конкретный человек, а собирательный образ пророка, схожего с Илией Фесвитянином. Тем, что Малахия не указал конкретного пророка, он дает основания предположить, что он имел ввиду просто пророка Божьего, возможно похожего на известного пророка Илию Фесвитянина, и придущего перед явлением Мессии в духе и силе Илии Фесвитянина. Сам Господь Бог, Иисус Христос под Илией подразумевал Предтечу, пришедшего в духе и силе Илии. То есть похожего на Илию целым рядом характерных черт. “И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе” (Матф.17:10-13). Вышеприведенное обьяснение подтверждается целым рядом ниже изложенных фактов. Ангел Господень, явившийся Захарии при каждении в храме, так говорил о будущей деятельности его сына, Иоанна Предтечи: “И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный” (Лук.1:17). То есть пророчество Малахии надо понимать в указанном Ангелом Божиим смысле, что Иоанн Креститель придет “в духе и силе Илии”. Но древние евреи, благодаря ошибочному пояснению книжников, и памятуя о чудесном вознесении Илии Фесвитянина на небо, воспринимали это пророчество Малахии прямо. То есть ждали, что именно Илия Фесвитянин спустится с небес и начнет проповедовать среди еврейского народа. “И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?” (Мар.9:11).

Таким образом, Предтеча выполнял функции пророка перед приходом Бога на землю, не являясь конкретным человеком по имени Илия Фесвитянин, но явившись в духе и силе Илии, то есть подобным Илии. Именно этот смысл вкладывал в свое предсказание Малахия, не указав на конкретного человека Илию, но дав понять, что пророк перед приходом Мессии будет похож на Илию и будет проповедовать в духе и силе Илии. Поэтому в разбираемом стихе подробно и говорится об одежде Предтечи, так как через одежду и внешний облик Матфей указывал древним евреям на сходство с Илией Фесвитянином. Подобную одежду носили различные древнееврейские пророки, пустынники и подвижники. Одежда из верблюжьего волоса носится и сейчас дервишами в странах Ближнего Востока как указание на их отшельнический образ жизни и аскетизм.

Кожаный ремень, также как и грубая одежда, часто носился древнееврейскими пророками. Кожаный ремень, применяемый отшельниками, был необычайно широк, и также как и одежда, причинял неудобства и одевался подвижниками для претерпевания страданий. Средневековые христианские монахи также носили широкие кожаные ремни с тупыми металлическими шипами, чтобы испытывать страдания. В разбираемом стихе помимо одежды говорится о пище Иоанна Крестителя.

Упоминаемая Евангелистом Матфеем пища Иоанна Крестителя в виде акрид и дикого меда также считается на Ближнем Востоке самой простой. Акридами называется вид саранчи, которая и теперь употребляется в пищу на Ближнем Востоке. Как в Библейские времена, так и сейчас существуют лавки, в которых этот вид саранчи (акриды) продается мерами. От Бабэль-Мандепского пролива до Басры, как в древности, так и теперь, саранча продается нанизанная на веревочки. По закону Моисея саранча является чистым животным “из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле” (Лев.11:21). Акриды из за своей дешевизны, часто употребляется в пищу в основном бедняками. На Ближнем Востоке саранча считается даже лакомством. В Палестине саранча считалась низшим видом пищи и употреблялась низшими, бедными слоями народа. Евангелист Матфей указав на то, что Иоанн Креститель употреблял саранчу, показал не только то, что Предтеча питался самой неприхотливой и простой пищей, но и едой, свойственной его подвижническому образу жизни отшельника. Матфей, говоря о Предтече, указывал евреям на эту еду, потому что эта пища издревле применялась пророками древнееврейского народа. Но помимо саранчи, в Евангелии говорится, что Предтеча употреблял в пищу и дикий мед. У древних евреев существовала пища, приготовленная из саранчи и дикого меда. Для этого блюда саранча поджаривалась в масле и смешивалась с диким медом. Но поскольку в Евангелии от Матфея говорится “а пищею его были акриды и дикий мед”, то надо полагать, что Предтеча употреблял акриды и дикий мед раздельно.

Многие комментаторы Библии затруднялись объяснить, что же имеется в виду под диким медом. “Под диким медом одни разумеют сок из пальм, смоковниц и других деревьев, или же так называемую Персидскую манну. Основания для такого мнения находят в том, что мед погречески называется просто мед, без прибавления дикий. В подтверждение этого мнения ссылаются на Плиния и его книгу Естественная история и автора Диодора Сицилийского, который говорит, что у набатейцев “растет много меда, называемого диким, которым они пользуются в виде питья, смешивая его с водою” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, С Петербург, бесплатное приложение к журналу “Странник”,1911, том 9, стр.56). Однако такие комментаторы забывают, что в Палестине было гораздо больше диких пчел, чем ульевых. И мед диких пчел в Палестине назывался диким медом. Особенно много было диких пчел в пустыне Иудейской, гораздо больше чем в каком-либо другом месте. Поэтому вероятнее всего Иоанн Креститель употреблял в пищу акриды и отдельно мед диких пчел. Говоря о диком меде, надо указать на то, что он, в отличие от меда пчел сотовых (который был сладким), отличался привкусом горечи и был не совсем приятен на вкус. В древней Палестине дикий мед употреблялся в пищу самыми бедными слоями населения из за неимения денег для покупки вкусной пищи. Пророки и отшельники употребляли его в пищу как неприхотливую еду, для ведения аскетического образа жизни, для минимального удовлетворения своих пищевых потребностей и для отказа от пищевых удовольствий, вызываемых роскошной едой. Пророки такую пищу ели сознательно, так как вели подвижническую жизнь, укрощая плоть. А бедняки ели эту пищу из за неимения другой, более питательной и вкусной.

Таким образом, в 4-м стихе Матфей говорит о том, что даже одежда и пища, как и весь образ жизни, указывали на то, что Предтеча является истинным пророком. Об этом говорится и в самом Евангелии словами Спасителя. "Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка" (Матф.11:7-9).


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 1999 г.