“И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои” (Матф.3:6). В этом стихе говорится о том, что люди, пришедшие из Иерусалима, Иудеи и окрестности Иорданской прислушивались к словам Предтечи, и исповедуя свои грехи, принимали крещение от него в реке Иордан. То есть люди, пришедшие к Предтече, и узнавшие от него о приближении Царства Небесного, каялись в своих грехах. О том, что покаяние, как средство прощения грехов, проповедовал Предтеча и крестил покаявшихся людей, ясно сказано в Библии. “И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов” (Лук.3:3).

Прочтя слова разбираемого, 6-го стиха, многие достопочтенные христиане могут спросить, а каким был обряд крещения, совершаемый Предтечей. Кратко об обряде крещения первых христиан сказано в Новом Завете. "Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса" (Деян.22:16). "Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа" (1Пет.3:21). Многие толкователи не могут ответить на вопрос о том, как совершал крещение Предтеча. “Способ совершения Иоанном крещения определить вообще трудно” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное издание, стр.56). Несмотря на такие утверждения толкователей, у древних евреев существовал детально разработанный обряд крещения, которому подвергались прозелиты, то есть язычники, желавшие принять иудейство. “И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши” (Быт.35:2).

Толкователь Альфорд так описывает крещение прозелитов: “Когда мужчины допускались в качестве прозелитов, то совершались три обряда: обрезание, крещение и приношение. Когда женщины, то два – крещение и приношение. Крещение совершалось днем через погружение всего крещаемого. И когда прозелит стоял в воде, то ему преподавали некоторые отделы Закона. Крестились все семейства прозелитов, включая и детей” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр. 57). Против такой точки зрения выступает целый ряд комментаторов. Вот их самые характерные замечания. “Всё это так. Однако при этом можно спросить, был ли когда-нибудь Иоанн сам свидетелем крещения прозелитов? Знал ли о нём? В Новом Завете нигде не говорится, что христианское крещение походило на крещение прозелитов. Таким образом приходим к выводу, что крещение Иоанна, если и не было, в смысле формы, делом совершенно новым, то не находилось однако ни в какой связи с прежним, чисто иудейским обрядом” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное издание, стр.57). На это возражение можно ответить так. И иудейское и христианское крещение представляет собой действие с полным погружением крестящегося в воду и чтением Священных текстов. Поэтому Евангелисты подробно не характеризуют этот обряд, так как евреи с ним были знакомы. Хотя по духу и текстам христианское крещение отличалось от иудейского так же, как и проповедь Предтечи от фарисейских поучений. С другой стороны Иоанн Креститель был выходцем из высших рангов священнической среды, и ревностно изучал и знал Закон Божий и обряды древних евреев, в том числе и крещение. А согласно пояснению богословов, проповедь, действия и крещение были получены Иоанном как откровение от Бога.

Большие споры среди толкователей вызвал тот вопрос, кто, только мужчины, или женщины и дети крестились у Предтечи? “К Иоанну приходили вероятно одни мужчины, потому что в Евангелии нет никаких слов о присутствии у вод Иордана женщин. По слову Иоанна мужчины погружались в воду” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, том 9, стр.57). Если бы А.П. Лопухин был прав, то в 5-м стихе 3-й главы было бы сказано, что к Иоанну приходило только мужское население Иерусалима, Иудеи и всей окрестности Иорданской. А в этом стихе сказано следующее: “Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему”. Евангелистом Матфеем не уточняется, что к Иоанну приходило только мужское население Иерусалима, Иудеи и всей окрестности Иорданской. Зато пишет "вся Иудея и вся окрестность Иорданская". Словом "вся" Евангелист обозначает как все слои населения, так и различный пол и возраст. Отсюда можно сделать вывод о том, что к Иоанну приходило всё население этих мест, как мужчины и женщины, так и дети, так как население этих мест хотело приобщиться к учению и получить спасение. Слово "вся" употреблено иносказательно, и конечно обозначает не каждого жителя, но подавляющее большинство жителей указанных мест.

В связи с анализом текста разбираемого стиха, у многих толкователей возникал вопрос, самолично ли Иоанн производил крещение, или люди по слову его сами окунались в воды Иордана. “Но другой вопрос, сами ли крестившиеся погружались по приглашению Иоанна, или же их всех без исключения погружал Иоанн? Вопрос этот труден и ответить на него не легко” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, том 9, стр.57). Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, достаточно внимательно проанализировать тексты Евангелий, в которых сказано, что Иоанн всегда крестил самолично и говорил так “Я крещу” или “крестил”. “Я крещу вас в воде в покаяние...” (Матф.3:11). “Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мар.1:8). “Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде” (Иоан.1:26). В тексте разбираемого стиха тоже об этом ясно сказано: “И крестились от него в Иордане”. То есть люди крестились не сами по себе и не при помощи обслуживающего персонала (слуг), а “от него”, то есть непосредственно от Иоанна Крестителя. Иными словами сам Иоанн Креститель производил обряд крещения, самолично окуная каждого крестящегося и возлагая на него руки.

Известный толкователь Библии, А.П. Лопухин, в одном месте своих пояснений пишет, что люди сами погружались в воду. “По слову Иоанна мужчины погружались в воду” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, том 9, стр.57). На этой же странице А.П. Лопухин высказывает мнение, противоположное высказанной мысли, и предполагает, что всех людей крестил сам Иоанн. “На основании этих соображений можно предположить, что сам Иоанн самолично погружал каждого в воду”. И тут же в конце этой страницы А.П. Лопухин выражает сомнение высказанной мысли. “Такому пониманию может быть препятствует только количество народа, собиравшегося к Иоанну, так что он не мог каждого погружать”.

Как видим толкователь на одной странице дважды изменил свое мнение и не дал ясного, определенного ответа. Как уже говорилось, для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно обратиться к текстам Евангелий. В Евангелиях Иоанн Креститель и говорил о себе “я крещу” или “крестил”. Поэтому в тексте разбираемого стиха и сказано о том, что люди “крестились от него (Иоанна) в Иордане”. То есть акт крещения исходил непосредственно от Иоанна, и он его собственноручно совершал.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 1999 г.