Продолжая говорить с книжниками, Иоанн Креститель сказал: “Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.” (Матф.3:10). В этих словах Иоанн Креститель говорит о том, какая участь постигнет лицемерных книжников, кичащихся и гордящихся своим кровным родством с Авраамом, но не соблюдающих Законы Божьи. Разбираемые слова 10-го стиха содержат в себе иносказание и понимаются следующим образом. Бог, как воплощение Добра, Разума, Света и Справедливости сотворил мир так, чтобы человек, живущий в мире, имел возможность использовать всё окружающее только во благо себе и другим. Например, плодовые деревья человек-садовник холит и растит чтобы иметь вкусные и полезные плоды. Этот принцип совершения добра и целесообразности лежит в основе жизни нормального человека, живущего в гармонии с Богом.

Как же поступает человек-садовник с деревом, не приносящим добрых плодов. Это дерево он режет на куски и использует в полезном деле, приведенном в разбираемом стихе. То есть для растопки печей или костров. Вот этот выразительный образ использования дерева, не дающего добрых плодов, и использовал в своей речи Иоанн Креститель применительно к книжникам. В предыдущих словах указав на то, что книжники не являются духовными детьми Авраама и их кровное родство с Авраамом без истинных добрых дел ничего не значит, Иоанн Креститель в 10-м стихе говорит языком аллегорий о том, что же ждет книжников. Их (книжников), как ненужное дерево, Бог-Садовник срубит и предаст огню, как поступает человек-садовник с засохшими или ненужными деревьями в саду. Так же поступит с книжниками и Господь Бог, Садовник сада жизни, Творец мироздания. “Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода” (Иоан. 15:1-2).

Слова “уже и секира при корне дерев лежит” говорят о том, что для осуществления воздаяния Божьего всё всегда готово. И если книжники хотят избежать гнева Божьего, то должны поспешить и покаяться в своих злых делах и начать новую жизнь, творя добро и соблюдая Законы Божии. То есть для избежания наказания Иоанн Креститель советует “сотворите же достойный плод покаяния”, так как секира уже лежит около корня дерева и всё готово для праведного воздаяния Божьего. Разбираемым словам о корне дерева и секире можно дать и другое пояснение. Для того чтобы выразительней высказать мысль и показать, что времени осталось для покаяния мало, Иоанн Креститель и говорит о том, что “уже и секира при корне дерев лежит”. То есть инструмент покарания, секира (топор), уже приготовлена для воздаяния Божьего. Согласно другому толкованию, Иоанн Креститель говорит о том, что зло в виде фарисейства и садуккейства в будущем будет изобличено Иисусом Христом, и в дальнейшем будет уничтожено христианством вместе с другими ложными религиями под самый корень. Дерево, срубленное под корень, перестает быть жизнеспособным и символизирует выкорчеванное зло. Секира в разбираемых словах символизирует орудие возмездия в руках Садовника (Господа Бога). Причем это возмездие болезненное и неприятное для дерева-злодея, приносящего злые плоды. И такое справедливое и необходимое возмездие проявляется в виде полного выкорчевывания зла под его корень.

Под Садовником в данных словах подразумевается Господь Бог, Иисус Христос, о Котором в следующем стихе Иоанн Креститель сказал “Идущий за мною сильнее меня” и Который ненужную солому, как и дерево, не дающее плода доброго, "сожжет огнем неугасимым" (Матф. 3:12). И если в 9-м стихе Иоанн Креститель высказывает намек на то, что книжники в духовном смысле также холодны и бесчувственны как камни сии, то в 10-м стихе Иоанн Креститель сравнивает книжников с деревом, не дающим плода доброго и рассказывает об уготованной Богом для этого дерева участи в виде воздаяния, которое неотвратимо придет к книжникам и другим людям подобным дереву, приносящему дурной плод.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 1999 г.