Продолжая свою речь дальше, Иоанн Креститель сказал: “лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым” (Матф.3:12). Этот стих состоит из образных выражений. Идущий за Иоанном Крестителем Мессия представлен в виде хлебороба, собирающего на гумне Своем. 12-й стих говорит о будущей деятельности Иисуса Христа. В подтверждение этой мысли в разбираемом стихе сказано “Он очистит”. Словосочетание это стоит в будущем времени. Первоначально Спаситель очистит гумно Свое. Очистит, то есть освободит от всего загрязняющего, ненужного, мешающего. Иными словами уберет мусор, преграды. В данном случае под очищением гумна подразумевается подготовка душ людских для восприятия христианского учения. Под гумном Своим подразумевается поле деятельности Спасителя, на котором Он будет проповедовать Свое учение. Таким полем деятельности для Спасителя будет весь мир. Так как сказано о том, что распространится учение Христово по всему миру. “И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам” (Матф.24:14).

Слово гумно в устах Иоанна Крестителя имеет не только значение в виде поля деятельности Спасителя, но и обозначает место для собирания результатов работы. Гумно это место (площадка) для обмолота сжатого хлеба, то есть ток. На току происходит обмолот пшеницы. Обмолот символизирует собой трудности жизни, которые должны претерпеть истинные христиане подобно Спасителю. Трудности в жизни истинных христиан подобны картине, возникающей при отделении зерен из колосьев, что наблюдается например, при обмолоте. Причем хорошие зерна, иными словами истинные христиане, должны при обмолоте проявить терпение и стойкость в жизненных трудностях, то есть чисто христианские черты, которые проявил и Сам Спаситель.

В устах Предтечи ток или гумно это и то место, в котором Иисус Христос собирает людей и предстанет пред ними в виде Судьи, отделяя зрелые зерна от соломы, то есть, отделяя истинных христиан от грешников. Об этой деятельности Иисуса Христа в разных местах Библии сказано так: “Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых” (Деян.17:31). "Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа” (Рим. 2:16). “Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его" (2Тим.4:1). После обмолота на гумне Спаситель “соберет пшеницу Свою в житницу”. То есть соберет истинных последователей Своего учения, праведных людей и введет их в Царство Небесное. А нечестивых людей, то есть грешников Спаситель как ненужную солому, оставшуюся после драгоценных зерен, сожжет огнем неугасимым.

То, что в этом стихе речь идет не просто о зернах и соломе, а о людях, праведниках и грешниках, подтверждается указанием на огонь неугасимый. Огонь неугасимый может быть только в геенне огненной, куда идут не солома, а грешники, достойные покарания. Неугасимый огонь обозначает в Библии не отменяемое наказание, истребление и разрушение. “И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти” (Ис.66:24). “Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших” (Иер.4:4). “Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем” (Откр.14:10). Сам Господь также уподобляется огню. “Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель” (Втор.4:24). “потому что Бог наш есть огнь поядающий” (Евр.12:29).

Поэтому в 12-м стихе Иоанн Креститель в виде краткой словесной формулы предрекает будущую спасительную миссию Иисуса Христа, указывая языком иносказания на самые яркие и значительные её моменты. А именно: Спаситель придет в мир людей как хлебороб-труженник для обработки Своего поля деятельности гумна-тока. Придет Спаситель с лопатой в руках. Можно предположить, что у древних евреев, лопата (орудие для достижения цели) была символом мудрости и знания. Как лопатой человек копает почву, так и знаниями он как орудием обрабатывает поле жизни. И лопата, как и знания, помогает ему в этом. Иными словами Спаситель очистит гумно Свое. А инструмент очищения у Него будет лопата, символизирующая мудрость, знание. В данном случае слово Божьей истины.

Итак, Спаситель освободит от грязи и всего ненужного мешающего поле Своей деятельности, а также подготовит души людей для восприятия Своего учения. Затем обмолотит собранную пшеницу, выделив из колосьев зерна. То есть во время обмолота закалит жизненными трудностями Своих последователей, научит их со стойкостью и терпением преодолевать препятствия и трудности. А затем золотые зерна пшеницы, то есть чистые души праведников-христиан, соберет в житницу Свою. То есть введет в Свое Царство Небесное. А солому пшеницы, которая по сравнению с зернами меньше ценится, то есть грешников сожжет огнем неугасимым. Иными словами отправит в ад на муки вечные, потому что огонь неугасимый может быть только в аду. И пожирает он не обычную солому, а именно грешников.

Как видим, в словах 12-го стиха, представляющих собой программу спасительной миссии Иисуса Христа, Иоанн Креститель определил основные моменты деятельности Мессии: Его приход в мир людей, подготовку душ людей Своим учением, собирание праведников для Царства Небесного и наказание грешников огнем адским неугасимым. С такими словами Иоанн Креститель обращался к народу, чтобы вразумить людей и подготовить их к приходу Мессии.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 1999 г.