“Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?” (Матф.3:14). Иоанн Креститель эти слова произнес потому, что он знал о том, что Иисус Христос Бог, Богочеловек и Сын Божий. А сам Предтеча был просто сын человеческий. Сам Предтеча говорил о том, что грядущий Мессия сильнее его, Предтечи. “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Матф. 3:11). Поэтому по представлениям Предтечи именно Сын Божий должен был крестить его, Предтечу. Слова “мне надобно креститься от Тебя” мотивированы тем, что Сын Божий, Иисус Христос должен был крестить сына человеческого, Иоанна Крестителя водой и Духом Святым.

Но для Иисуса Христа, как для Сына Человеческого, крещение являлось исполнением последней заповеди Божьей, провозглашенной через последнего Ветхозаветного и первого Новозаветного пророка, Иоанна Крестителя. Удерживал Спасителя Предтеча от крещения не потому, что считал Спасителя не нуждающимся в крещении (так как Спаситель был безгрешен), а потому что знал, что именно Иисус Христос сильнее его, и крестит в отличие от него не водой, а Духом Святым. И что именно Иисус Христос введет людей Своих (то есть исповедующих не на словах, а через поступки учение Христово), в том числе и Иоанна, в Царство Небесное. Иными словами спасет их души. Поэтому под разбираемыми словами “мне надобно креститься от Тебя” Предтеча подразумевал то, что ему, Иоанну Крестителю, как человеку, надлежит креститься у Спасителя, Сына Божьего Духом Святым.

Спаситель словами “оставь теперь” не отрицает этих помыслов Предтечи, но говорит, чтобы Предтеча оставил эти рассуждения до подходящего момента, так как именно сейчас, в этот день и час и надобно произвести крещение во исполнение воли Божьей. Потому что Предтеча по воле Пославшего его Бога должен крестить всех желающих людей. И поскольку Спаситель имел и человеческую природу, то надобно креститься и Ему, Иисусу Христу, чтобы таким образом выполнить повеление Божье.

Многие комментаторы Библии обходят молчанием этот разбираемый стих. И лишь некоторые дают очень примитивные комментарии к нему. Например “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне”. Относительно этих слов можно сделать два предположения: или это предложение вопросительное, или нет. Если вопроса нет, то нужно перевести: мне нужно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное издание, т.9, стр.62). Как видим, выше приведенные пояснения толкованиями назвать нельзя, так как они почти теми же словами пересказывают Библейский текст вместо того, чтобы пояснить смысл этого текста людям.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь-декабрь 1999 г.