Ответ на вопрос Предтечи о том, зачем Иисус Христос пришел креститься у Иоанна Крестителя, дает сам Спаситель: “Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допустил Его” (Матф.3:15). Этот стих породил столько различных толкований, что они порой взаимоисключают друг друга, либо дают пояснение упрощенное.

В традиционном толковании считается, что первая часть стиха понятна всем людям, и большинством комментаторов Библии к ней пояснений не дается. А зря. Ведь ни одно слово Библии не сказано просто так, впустую, но заключает в себе определенный смысл и значение. Первая часть этого стиха говорит о том, что Спаситель впервые, до начала Своей проповеднической деятельности, уже выступил в качестве Наставника и Пояснителя. Он рассеивает недоумение Предтечи и наставляет его на путь истинный, указав, как нужно разумно и правильно поступить в этом, конкретном случае. Спаситель говорит: “Оставь теперь”. Иными словами Иисус Христос сказал о том, что теперь, то есть в настоящий момент нужно оставить всякие сомнения, рассуждения и делать дело, так как этот момент особенный.

Слова “оставь теперь” также понимаются, как указание на то, что нужно оставить, то есть не трогать подсчеты, кому у кого надлежит креститься, так как именно теперь, то есть в это время пришел великий момент, когда Спасителю мира надлежит принять крещение, и тем самым исполнить последнюю заповедь Божию, данную Господом через Своего последнего Ветхозаветного пророка. Эта заповедь гласит о том, что всем людям, желающим получить спасение, надлежит креститься. Эта заповедь о необходимости крещения касается и Иисуса Христа, потому что Он, как Сын Человеческий, (Матф.16:13), (Иоан.5:27) имеет и человеческую природу.

Далее следует та часть 15-го стиха, о которой и по сей день не утихают споры среди комментаторов разных взглядов и направлений. Поясняя Предтече, почему нужно оставить рассуждения и приступить ко крещению, Спаситель произнес Свою замечательную фразу: “Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”. Например, такой известный комментатор как А.П. Лопухин об этом месте 15-го стиха пишет так: “Слова “так надлежит нам исполнить всякую правду” в конце концов, остаются, по-видимому, единственными, в которых мы должны искать мотив для крещения Христа” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, том 9,стр.62). Из приведенной цитаты видно, что даже такой всемирно признанный комментатор слишком неопределенно и неуверенно поясняет эти слова.

Далее этот комментатор пишет о своих рассуждениях, подтверждающих его неуверенность и неумение ясно и точно прокомментировать смысл этих слов Спасителя. “Но что такое здесь эта правда? Слово имеет такое обширное значение и такой разнообразный смысл, что определить какой смысл оно имеет теперь в устах Христа крайне трудно” (А.П. Лопухин, указанное издание, том 9, стр.62). Расписавшись в своем неумении пояснить эти слова Спасителя, комментатор переводит внимание читателей со смысла этих слов на то, как их понимали Предтеча, Спаситель и Евангелист Матфей, не сказав, почему же они поняли смысл этих слов и ничем не аргументируя свои высказывания. “По нашему мнению здесь следует обратить внимание, прежде всего на то, что слово “правда” очевидно, было правильно понято Иоанном, который после слов Христа не стал препятствовать Ему креститься, и тот же час окрестил Его. И Евангелисту, который записал разговор Христа с Иоанном при крещении, это выражение, также как нужно предполагать, было вполне понятно” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.62).

После всех высказанных сомнений А.П. Лопухин, наконец таки, дает свое ошибочное толкование разбираемых слов Спасителя. “В чем же заключалась эта правда, исполненная Христом при крещении. Она в настоящем случае, по-видимому, ни в чем другом не заключалась, как в принятии на Себя Христом зрака (то есть образа) раба” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.62). На этой же странице А.П. Лопухин более ясно высказывает эту свою мысль. “Христос, пришедший к Иоанну для крещения, хотел показать ему, что если Иоанн есть раб, то Он, Христос, хочет подчиниться этому рабу, хочет быть рабом по отношению к тому человеку, который сам считал себя ниже раба” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное издание, том 9, стр.62).

Несмотря на то, что А.П. Лопухин представлен в своей книге как профессор богословия, однако такое толкование 15-го стиха из 3-й главы Евангелия от Матфея является в корне неверным, так как противоречит Библии. Нигде в Библии Иисус Христос не назван рабом людей, как ошибочно в своем толковании называет Спасителя А.П. Лопухин.

Нигде в Библии не сказано, что Спаситель “хочет подчиниться этому рабу, хочет быть рабом по отношению к тому человеку, который сам себя считал ниже раба”. Наоборот, везде говорится о том, что Иисус Христос пришел служить людям не как раб, но как Пастырь. “Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец” (Иоан.10:11). Как Спаситель. “Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян.4:12), (Иоан.12:47), (Матф.1:21). Как Судья. “Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну” (Иоан.5:22). “И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий” (Иоан.5:27). Как Царь. “Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих” (1Тим.6:15). Как Первосвященник. “Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа” (Евр.2:17). “Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес” (Евр.7:26). Как Бог. “Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь” (Рим.9:5), (1Иоан. 5:20), (2Тим.4:1). Иисус Христос назван жертвенным Агнцем, совершившим искупительную жертву. “Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу” (Рим. 8:3-4).

Иисус Христос был Сыном Божиим, посланным в мир людей, чтобы люди “получили жизнь через Него” (1Иоан.4:10). Иисус Христос вочеловечился не для того чтобы быть рабом людей, а для того чтобы “подчиниться закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление” (Гал.4:4-5). В Библии спасительная функция Иисуса Христа называется не рабством перед людьми, а искуплением. Поэтому Иисус Христос назван Искупителем “в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его” (Еф.1:7). Иисус Христос в Библии назван не рабом людей, а Избавителем. “А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству” (Евр.2:14-15). Как уже упоминалось, нигде в Библии Иисус Христос не назван рабом людей или рабом людским.

Для подтверждения своего ошибочного мнения Лопухин ссылается на эпизод с омовением ног. “Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною” (Иоан.13:5-8). Неправильно утверждая, что в этом случае Спаситель представлен именно рабом людей, Лопухин об этом пишет так: “Это была такая же глубокая и истинная Евангельская правда, какая выразилась резко в ещё одном случае во время омовения ног учеников. Слова Христа Иоанну имеют для себя точную параллель в рассказе (Ин.13:6-8) Христос пришел не господствовать, а служить” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное издание, том 9, стр.62).

Такое бездоказательное толкование говорит о том, что Лопухин не только неверно понимает 15-й стих 3-й главы Евангелия от Матфея, но и эпизод с омовением ног. В этом эпизоде Спаситель омывает ноги не для того чтобы показать то, что Он раб людей, а для того, чтобы уровнять их с Собою. По меткому выражению Святого Афанасия Великого “Он (Иисус Христос) очеловечился для того, чтобы мы (люди) обожились”. Эту мысль подтверждает ответ Спасителя, данный Апостолу Петру, который противился омовению ног. “Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною” (Иоан.13:8). То есть не будешь участником (владетелем части) в Царстве Божием, в Царстве Мессии. Из разбираемого стиха видно, что Петр выразил неповиновение Спасителю, продиктованное чувством благоговения перед Иисусом Христом и сознание ничтожества человека перед величием Бога. Однако даже благоговейное неповиновение остается неповиновением, которое осуждается Спасителем, потому что истинная покорность и смирение состоит в беспрекословном исполнении Воли Господа Бога, Воли Спасителя, во Власть Которого Бог-Отец отдал всё. Беспрекословность исполнения воли Божьей полезна, необходима и вызвана следующими причинами. Бог это Творец всего сущего, Вседержитель мира. Поэтому всем Своим творениям Он желает только добра. Поэтому Доброй воле Бога и нужно беспрекословно следовать, потому что она направлена исключительно во благо творениям Божиим. Эпизод с омовением ног не говорит о том, что Иисус Христос стал рабом людей, как ошибочно объясняет А.П. Лопухин, а указывает на то, что Спаситель требует повиновения от Своих учеников, как Господь требует повиновения от верующих в исполнении Воли Божьей.

Эпизод с омовением ног указывает также на то, что Господь Бог сделал их совладетелями части Его в Царстве Божьем. “Если не умою тебя, не имеешь части со Мною” (Иоан.13:5). Наряду с этим процесс омовения был сделан и по другой причине, которая ясно указана в Евангелии и пояснена Самим Спасителем после совершения омовения ног. “Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам” (Иоан.13:12-15).

Из приведенного текста Евангелия видно, что Спаситель умыл ноги не потому, что стал рабом людей (как это ошибочно объясняет А.П. Лопухин), а для того, чтобы людям дать пример того, как доброжелательно нужно себя вести с другими людьми. Ведь окружающие человека люди – это его ближние и их надо любить и относиться к ним не с рабской покорностью, а с братской любовью. Поэтому в христианском мире люди и называют себя не рабами друг друга, а братьями и сестрами. Этим примером Спаситель показал, что ученики не должны рабски преклоняться перед Своим лидером, а должны по-братски относиться друг к другу, что и соблюдалось в первых христианских общинах. Наставник и учитель не должен смотреть на остальных людей как на рабов своих, но должен заботиться о них, как о братьях, любить их как своих ближних. И не брезговать даже омовением ног своим единоверцам, как это на примере показал Сам Спаситель мира. Поэтому об истинных приверженцах Иисуса Христа в Библии говорится не как о рабах, а как о сынах и сонаследниках через Иисуса Христа. “А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа” (Гал.4:6-7).

В эпизоде с омовением ног говорится не о том, что Иисус Христос стал рабом людей, а о равенстве людей. “Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его” (Иоан.13:16). “Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий” (Лук.22:27). Уравнивая раба с господином, посланника с пославшим его, возлежащего и служащего, Спаситель говорит о равенстве людей, о братской помощи и заботе друг о друге, о доброжелательном отношении между людьми, как между ближними, любящими братьями. Но о рабской покорности и подчинении Спаситель не говорит. Сам Иисус Христос, возлежащий на первом месте, омыл ноги ученикам Своим и пояснил, для чего это сделал. “Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам” (Иоан.13:15). Спаситель это сделал для того, чтобы показать, что в истинной христианской общине нет деления на господина и раба, а присутствуют братские отношения между людьми. И лидер общины с братской заботой относится к рядовым верующим. Отстаивая свое ложное утверждение о Христе-людском рабе, А.П. Лопухин аргументирует это такой мыслью: “Христос пришел не господствовать, а служить” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.62). Опирается А.П. Лопухин при этом на высказывания Спасителя: “А Я посреди вас как служащий” (Лук.22:27). Но, исполняя Свою искупительную миссию, Иисус Христос служит людям не как раб людей, а как Пастырь добрый, полагающий жизнь Свою за паству (Иоан.10:11). Как Спаситель мира. “Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” (Иоан.3:17). “И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир” (Иоан.12:47). И вопреки ложным утверждениям А.П. Лопухина, в Своем общественном служении Иисус Христос проявил Себя как служащий людям Господин, а не как раб людской. То есть Спаситель с отцовской заботой помогал и служил людям не как раб людской, а как Господин, имеющий силу Бога, Царя, Первосвященника, Мессии. Иначе бы Он не назывался именами господствующих людей. Царь (1Тим.6:15), (Откр.17:14). Первосвященник (Евр.7:26). Учитель (Иоан.13:13-14). Бог (Рим.9:5). Спаситель (Матф.1:21), (Деян.4:12). Мессия (Иоан.1:41).

Ведь слово “Христос” означает не раба людей, а представляет собой греческий перевод древнееврейского слова “машиах”, обозначающего Мессия. “Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос” (Иоан.1:41). Эти два слова, как в греческом, так и в древнееврейском языке обозначают помазанника. Помазанником называли человека (царя, первосвященника или пророка) которого помазывали при коронации или его служении святым миром или елеем. Иисуса Христа, Мессию, также в Библии называли не рабом людей, а помазанным. “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы” (Ис.61:1).

Но, не замечая всех этих черт общественного служения Иисуса Христа, А.П. Лопухин неверно пишет, дословная цитата: “Христос пришел не господствовать, а служить. Ещё так недавно Иоанн говорил, что у Лица, Которое идет за ним, он не достоин понести (или развязать) Его обуви. То есть представлял Его Господином или Владетелем, Который был неизменно выше его. Но теперь Иоанн должен был убедиться, что его прежние представления о Лице грядущем были несколько неверны. Христос, пришедший к Иоанну для крещения, хотел показать ему, что если Иоанн есть раб, то Он, Христос, хочет подчиниться этому рабу, хочет быть рабом по отношению к тому человеку, который сам считает себя ниже раба. С таким толкованием согласуется весь контекст. Иисус Христос опровергает прежнее мнение Иоанна, говоря, что Его правда заключается не в том, в чем предполагает её Иоанн. Делается понятным выражение Иоанна: “Я не знал Его”, то есть не знал Его таким, каким Он явился при крещении. Слова Иоанна “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира” (Иоан.1:29) получают новое освещение. Дальнейшее, о чем рассказывает Матфей, делается также более понятным. Слова “так надлежит нам исполнить всякую правду” лучше перевести как “ибо так прилично нам (то есть Христу и Иоанну) исполнить всю правду” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.62). В приведенном отрывке А.П. Лопухин бездоказательно заявляет “с таким толкованием согласуется весь контекст”, ничем не подтверждая и не разъясняя своего суждения. Наоборот приводимые цитаты из Библии А.П. Лопухин произвольно и бездоказательно наполняет новым, неверным смыслом. Например, в словах Иоанна “На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Иоан.1:29) говорится не о Христе рабе людском, а о Христе Агнце, (агнец – жертвенный ягненок), приносимом в жертву Богу. Так и Спаситель мира Своей искупительной жертвой спасет мир людей. Сделав утверждение о том, что “Иисус Христос опровергает прежнее мнение Иоанна, говоря, что Его правда заключается не в том, в чем предполагает её Иоанн” Лопухин так и не пояснил, что же это за правда, в чем её суть и смысл. Утверждение Лопухина “дальнейшее, о чем рассказывает Матфей, делается также более понятным” неясно и бездоказательно. И приведенное утверждение Лопухина, о том, что слова “исполнить всю правду” лучше перевести как “ибо так прилично нам (то есть Христу и Иоанну) исполнить всякую правду”, представляет собой почти дословный пересказ Библейского текста и толкованием этого места 15-го стиха не являются, так как не поясняют, что же понимается под словом “правда”, что собственно обозначает выражение “исполнить всякую правду”, и как это выражение нужно понимать.

Вопреки ложному пояснению Лопухина Спаситель пришел принять крещение от Предтечи не для того, чтобы стать рабом людей и креститься от раба. Иоанн Креститель был последним Ветхозаветным пророком, посланным Богом оповестить людей о приближении Царства Небесного, об искуплении грехов, о крещении и о приходе Мессии. Иисус Христос, до этого соблюдавший все заповеди Бога, пришел к Предтече креститься для того, чтобы выполнить последнее повеление Бога о крещении всех людей, так как Сам имел и человеческую природу и назывался Сыном Человеческим. Поэтому Спаситель и принял крещение, как заповедь Божью, обязательную для исполнения всех людей, из рук Божьего пророка, который был послан Богом (Иоан.1:7-8).

Слова же “так надлежит нам исполнить всякую правду”, основываясь на Библии, привлекая логику, здравый смысл, разум и аргументы, можно пояснить таким ниже следующим образом. Для объяснения этих слов давайте посмотрим, в каком случае употребляется в Библии слово “правда”. Помимо обиходного употребления этого слова в бытовых случаях, описанных в Библии, это слово у древних евреев употребляется в возвышенном виде с высшим смысловым значением. Например “истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес” (Пс.84:12). То есть правда исходит от Бога, Который на небе. “Правда и суд – основание престола Его” (Пс.96:2). То есть правда, и суд, основанный на правде (иными словами на справедливости и истине), являются основой престола Божьего. Из приведенных отрывков видно, что слово “правда” связано с небом, где находится Бог, и с престолом Божиим.

В Библии и слова Бога тоже связаны с понятием правды, истины. “Откровения Твои, которые Ты заповедал, - правда и совершенная истина” (Пс.118:138). Слова Божьи, то есть правда Божья вечна. “Правда откровений Твоих вечна” (Пс.118:144). “Правда Его пребывает вовек” (Пс.110:3). “Правда Твоя – правда вечная” (Пс.118:142). Как видим, понятие Бога и понятие правды в Библии (в Ветхом и Новом Завете) связывается между собой. “Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила” (Ис.45:24). “Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою - единственно Твою” (Пс.70:16). То есть Бог выступает Выразителем правды. Слова же Бога тоже являются правдой. Об этом говорит Сам Господь Бог. “Из уст Моих исходит правда” (Ис.45:23) - говорит Господь. “Правда откровений Твоих вечна” (Пс.118:144) - говорят люди о словах и заповедях Божиих. Поэтому всем древним евреям того времени, знакомым с Библией, было понятно, что когда Спаситель сказал “так надлежит нам исполнить всякую правду”, то под правдой Он подразумевал исполнение законов Божиих.

Для того чтобы яснее понять разбираемые стихи, представим информацию в последовательном развитии и событии, повторив и систематизировав её. Итак, Спаситель не думал становиться рабом людей, как об этом ошибочно пишет А.П. Лопухин “Христос хочет подчиниться этому рабу, хочет быть рабом по отношению к тому человеку”. Тридцать лет Спаситель жил мирной, тихой жизнью, исполняя все законы Божьи и ведя жизнь Праведника, что было предсказано перед Его рождением Ангелом Деве Марии. “Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лук.1:35). Перед тем, как пришло время начать общественное служение Спасителя, Господь Бог посылает последнего Ветхозаветного пророка, Предтечу. Об этом Господь говорит так: “Посылаю Ангела перед лицем Твоим” (Мар.1:2), “Пославший меня крестить в воде” (Иоан.1:33). “Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне” (Лук.3:2). Посланный Богом последний Ветхозаветный пророк объявляет людям Волю Бога о том, что нужно каяться и креститься. “И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов” (Лук.3:3). Необходимость крещения подтверждал и Спаситель мира. “Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан.3:5). Поскольку Иисус Христос был не только Сын Божий (Иоан.10:36), но и Сын Человеческий (Матф.25:31), (Иоан.13:31), то Он имел и человеческую природу. И заповедь крещения была обязательна и для Него. Поэтому Иисус Христос и пришел креститься к Иоанну, чтобы исполнить последнюю Божью заповедь о крещении, как повеление Божее.

Таким образом, слова об исполнении всякой правды в устах Спасителя нужно понимать как слова об исполнении заповедей Божиих, так как в этих словах правда обозначает заповеди Божии. В последствии слово “правда” применяли и к Самому Спасителю. “Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих” (Рим.3:22). Ведя безгрешную жизнь и исполняя все заповеди Божии, Спаситель перед началом Своего общественного служения исполнил последнее повеление Божее о необходимости креститься, данное Богом всем людям, и принял крещение из рук последнего Ветхозаветного пророка, провозглашавшего Волю Божию о необходимости крещения для всех людей. А осуществление последней заповеди Божьей о необходимости крещения, Спаситель назвал исполнением всякой, то есть всей правды. Иными словами всех повелений и заповедей, исходящих от Бога, так как правда в различных видах и формах, в виде повелений и заветов, исходит только от Бога. (Ис.45:23-24). Поскольку заповедь о крещении и была последней заповедью Божьей, данной людям Богом через Своего пророка, Иоанна Крестителя, то для Иисуса Христа, перед этим исполнившего все законы Божьи, выполнение этой последней заповеди Бога обозначало исполнение всей Воли Божьей, или как Он сказал “всякой правды” Божьей. Поскольку в разбираемом тексте под словом “правда” имеются ввиду законы Божьи, то слова “всякая правда” нужно понимать как исполнение всяких, то есть всех законов Божиих. Таким образом, перед началом Своей проповеднической деятельности Иисус Христос исполнил всякую правду, то есть все Божии повеления и законы. Как уже говорилось, в течение всей Своей жизни Он исполнял ранее провозглашенные Божьи заповеди и законы, а крестившись, исполнил последнее повеление Бога о необходимости крещения для всех людей. И только после этого встал на путь проповеднической деятельности.

Именно эту точку зрения поддерживает Святой Иоанн Златоуст, который, объясняя эпизод крещения Господнего, писал так: “Воля Божия была чтобы тогда все крестились, о чем послушай как говорит Иоанн: пославший меня крестить в воде… Итак если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна чтобы крестить народ, то Христос со всем другим, что требуется законом, исполнял и это” (Святой Иоанн Златоуст, “Творения”, т.2, стр.405).

Без объяснений того, почему выражение “исполнить всякую правду” обозначает выполнить Закон Божий, но подразумевая под правдой исполнение Закона Божьего, этот эпизод поясняет толкователь Ф.Ф. Пуцыкович. “Тогда Иоанн проповедовал в странах Иорданских, и множество народа стекалось к нему для покаяния и крещения. Пришел к Иоанну из Галилеи на Иордан и Иисус Христос, чтобы креститься от него. Иоанн, зная, что видит перед собой обещанного Мессию, Спасителя мира, и сознавая свое перед Ним недостоинство, удерживая Его от крещения, говорил “мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?” То есть Ты меня должен крестить Духом Святым и соделать наследником обетованного Царствия. И как же Ты, мой Господин, хочешь чтобы я, тварь и недостойный раб, дерзнул? Но Иисус сказал в ответ Иоанну “оставь теперь” или не удерживай, не препятствуй совершиться тому, что Я хочу, ибо так надлежит нам совершить всякую правду” (весь закон). Тогда Иоанн повиновался и допустил Иисуса к крещению” (Ф.Ф. Пуцыкович, “Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя мира” издание книжного магазина П.Л. Луковникова, С-Петербург, 1900, стр.22).

Без доказательства того, что слова об исполнении всякой правды обозначают исполнение именно Закона Божьего, но подразумевая это, комментатор Леонид Лутковский пишет так: “Между тем в те самые дни к Иоанну на Иордан пришел Иисус из Назарета Галилейского, чтобы принять крещение от него. Но Иоанн отказывал Ему в том, говоря: Тебе ли приходить ко мне? Это я должен принять крещение от Тебя. Иисус же сказал ему в ответ: сейчас ты допусти Меня, потому что именно так надлежит нам исполнить высшую правду. Тогда Иоанн допустил Его креститься” (“Жизнь Иисуса Христа”, перевод с древнегреческого и составление “Согласование синоптических Евангелий” Леонида Лутковского, стр.24).

Даже в художественной литературе под словами об исполнении всякой правды подразумевается исполнение Закона Божьего. Например, именно так об эпизоде крещения Господнего пишет в своей знаменитой книге об Иисусе Христе известный английский писатель, Чарльз Диккенс. “Неподалеку от Иерусалима текла река Иордан и в её водах Иоанн крестил тех людей, которые приходили к нему и обещали исправиться. Люди шли к Иоанну толпами. Пришел к нему и Иисус Христос. Увидев Его, Иоанн сказал: “Как могу я крестить Того, Который достойнее меня?” “Так надлежит нам исполнить” – возразил Иисус Христос. Тогда Иоанн окрестил Его” (Чарльз Диккенс, “Жизнь нашего Господа, Иисуса Христа”, Рига,1991, “Виеда”, стр.16).


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь-декабрь 1999 г.