“И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него” (Матф.3:16). В этом стихе говорится о том, что произошло крещение Иисуса Христа. Как известно у древних евреев существовал обряд крещения для прозелитов, то есть язычников, которых через этот обряд обращали в иудаистов. Этот обряд состоял из таких священных действий. Для мужчин совершалось обрезание, символизировавшее приношение крайней плоти в жертву Богу, и обозначавшее союз между Богом и человеком. Затем следовало непосредственно исполнение обряда крещения. И после этого приношение жертв Богу. Крещение женщин сопровождалось двумя обрядами: собственно крещением и приношением жертвы. Сам же древнееврейский обряд крещения представлял собой полное с головой погружение крещаемого в воду. В то время когда крестящийся человек стоял в воде, ему читались основные отделы Закона Божьего. Древнееврейский обряд крещения проводился только днем, желательно со сменой одежды и олицетворял собой омытие грехов, что символизировалось омовением тела, а также отказ от старой греховной языческой жизни и вступление в жизнь праведную и принятие истинного Бога и Его вероучения, что связывалось с переменой одежд.

Итак, крещение Господне происходило в виде омовения Спасителя в священных водах реки Иордан. Многие комментаторы Библии спорят до сих пор о том, использовал ли Иоанн Креститель для крещения Спасителя старый древнееврейский обряд крещения или применил новые действия. На этот вопрос можно ответить так. Поскольку Иоанн Предтеча принадлежал к роду первосвященников и хорошо знал Закон Божий, то естественно Предтеча был знаком с древнееврейским обрядом крещения прозелитов. Но поскольку Предтеча был призван Богом не на иудейскую, а на христианскую проповедь крещения и покаяния, то обряд крещения, проводимый им, отличался по содержанию и чтению религиозных текстов от древнееврейского обряда крещения, так как действия Предтечи и произношение слов во время крещения были получены Иоанном Крестителем как Откровение Божье. Таким образом, над Иисусом Христом был осуществлен чисто христианский обряд крещения, который основывался на древнееврейском обряде, и только внешне походил на него, унаследовав от него водное омовение и чтение при этом религиозных текстов. Однако христианский обряд крещения по своему духу и своей сути отличался от древнееврейского крещения так же, как христианская проповедь отличалась от фарисейских поучений.

Евангелист Матфей пишет о том, что после совершения крещения Спаситель “тотчас” то есть быстро, сразу вышел из воды. А Евангелист Лука добавляет “крестившись, молился” (Лук.3:21). Какую же молитву читал Спаситель после Своего крещения? На этот вопрос отвечает Апостол Павел в послании к Евреям (Евр.10:5-9), указывая на то, что Сын Божий говорил именно те слова, которые произносил ранее пророк Давид: “я желаю исполнить волю Твою, Боже” (Пс.39:9). “Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже” (Евр.10:7). И после этого произошло чудо Господне. Разверзлись, то есть раскрылись небеса, и Предтеча увидел, как Дух Божий нисходит с них “как голубь”, то есть в виде голубя, и опускается на Спасителя. Это чудесное явление описано во всех четырех Евангелиях. Однако в древнееврейском тексте Евангелия от Матфея не фигурирует имя Иоанн. Лука в своем описании не указывает на то, кто видел сошествие Духа Святого. Зато в своем Евангелии Иоанн ясно пишет о том, что именно Иоанн Креститель видел это чудесное явление. “И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем” (Иоан.1:32). Поэтому то в русском тексте Евангелия от Матфея вставлено имя Иоанн.

Долгое время комментаторы Библии спорили о том, кто ещё видел нисхождение Духа Святого на Спасителя, Иисуса Христа? Святой Иоанн Златоуст в своей знаменитой книге “Беседы на Матфея” (гл.1, стр.213) говорит, что весь народ, находившийся с Предтечей, видел это, но не поверил в чудо по жестокосердию своему. Однако Библия пишет, что народ был взволнован проповедью Предтечи и шел к нему толпами для исповедания грехов своих и крещения. “Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему” (Матф.3:5). Такой народ, увидев чудо, поверил бы в него, как и в проповедь Предтечи, потому что креститься шли уверовавшие в слова Предтечи люди. Или по другой версии если бы часть народа увидела чудо и не уверовала по жестокосердию своему, то другая часть людей все же поверила бы в чудо, так как к Предтече приходили люди не праздношатающиеся, а в основном те люди, которых заинтересовала его проповедь настолько, что они решили исповедоваться и креститься. Исходя из вышеприведенных аргументов, утверждение Святого Иоанна Златоуста о том, что народ видел чудо и не уверовал в него по жестокосердию своему, представляется сомнительным. В разбираемом стихе на этот счет ясно сказано что “отверзлись Ему небеса” (Матф.3:16), то есть Спасителю. “И увидел Иоанн Духа Божия”, а не весь народ. О том же пишет Марк. “И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него” (Мар.1:10). В Евангелии Иоанна сказано: “И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем” (Иоан.1:32). А Лука дополняет описание этого явления. “Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо” (Лук.3:21). То есть после крещения Спаситель молился. И как ответ на Его молитву отверзлось (раскрылось) небо.

В отношении отверзания неба среди богословов и толкователей Писания также были споры. “Как произошло это отверзание небес, мы не имеем никаких данных судить или представлять” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное издание, т.9, стр.63). Святой Иоанн Златоуст подразумевал под отверзшимся (разверзшимся), то есть раскрывшимся небом разошедшиеся облака. “По объяснению Иннокентия, архиепископа Херсонского, свод небесный над главою Иисуса представился раскрытым наподобие того, как это бывает во время сильного продолжительного блеска молний из облаков” (Б.И. Гладков, “Толкование Евангелия”, издание автора, С Петербург, 1907, стр.92). Чудо разверзания небес в первую очередь дано было Спасителю как знамение о том, что Его молитва услышана, и что Его крещение, как Сына Человеческого, исполнившего волю Божью, принято Богом. Об этом и сказано у Матфея (Матф.3:16) “отверзлись Ему небеса”. А.П. Лопухин в своем толковании этого места уточняет “правильный перевод – и вот отверзлись (слово Ему пропущено в важнейших кодексах) небеса, и Он увидел Духа Божия” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное издание, т.9, стр.63).

Если же брать этот стих в оригинале, без добавлений и вставок, присутствующих в русском тексте Библии, то это место стиха выглядит так “и се (то есть вот) отверзлись небеса (слово “Ему” пропущено в древнегреческом подлиннике); и увидел (слово “Иоанн” отсутствует в славянском переводе) Духа Божия”. Из этой очищенной от вставок фразы видно, что речь идет о Спасителе, что доказывается началом 16-го стиха 3-й главы Евангелия от Матфея в котором говорится именно о Спасителе. “И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды”. Поэтому утверждение о том, что чудесное явление, связанное с развержением небес, в первую очередь адресовано Спасителю, верно. Во вторую очередь это чудесное явление с открытием небес, как знамение, послано Предтече. В Евангелии Иоанна говорится о том, что Бог, пославший Иоанна крестить, сказал ему: “На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым” (Иоан.1:33). Знамение это было не потому, что Предтеча не знал, что Иисус Христос Мессия, а для того чтобы Предтеча, как пророк, был очевидцем снисхождения Духа Святого и мог подтвердить людям этот факт. О чем и сказано: “И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий” (Иоан.1:34). Одна из функций пророков видеть и рассказывать о чудесах людям и передавать волю Божью. О том, что Предтеча увидел снисходящего Духа Божьего, сообщается со вставками имени Иоанна в русском тексте (но это имя отсутствует в древнеславянском тексте) у Матфея (Матф.3:16), у Марка (Мар.1:10). Но зато об этом ясно говорится в Евангелии Иоанна. “И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём” (Иоан.1:32).

В отношении того, что Дух Святой снизошел на Спасителя в виде голубя, также было высказано много неоднозначных мнений комментаторами Библии. Например, такой комментатор как А.П. Лопухин утверждает, что у Луки снисхождение Духа Святого в виде голубя вообще не видели Спаситель и Предтеча. Вот дословная цитата: “У Луки о видении Иоанном и Христом ничего не говорится, и событие излагается объективно, независимо от наблюдавших его лиц” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное издание, т.9, стр.63). Однако, сопоставляя тексты Евангелий, можно сделать твердый вывод о том, что Духа Святого в виде голубя видели и Спаситель, и Предтеча. “И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него” (Матф.3:16). В славянском переводе выше приведенный текст не содержит имени Иоанн. Таким образом не русский, а славянский текст этого стиха говорит о том, что Духа Святого в виде голубя видел Иисус Христос. Но Евангелие Иоанна ясно говорит о том, что снисхождение Духа Святого в виде голубя видел Иоанн Креститель. “И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем” (Иоан.1:32) Все четыре Евангелиста, говоря о снисхождении Духа Святого на Иисуса Христа, используют выражение “как голубь”. Даже Лука, сказав о том, что Дух Святой сошел “в телесном виде”, добавляет слова “как голубь”. “Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь” (Лук.3:21,22). Это и породило много противоречивых толкований о том, был ли Дух Святой действительно виден в виде голубя. “На этом основании некоторые толкуют явление в духовном смысле, или, по крайней мере, думают, что Дух Святой был только похож на голубя, был как бы голубем, но не был действительно видимым голубем” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное издание, т.9, стр.63).

На такие замечания можно возразить тем аргументом, что Дух Святой если бы не был похож на голубя, то в Евангелиях так и было бы сказано “снизошел Дух Святой” или “осенен был Духом Святым”. То, что во всех четырех Евангелиях одинаково сказано, что Дух Святой “как голубь” сошел на Спасителя, указывает на то, что Дух Святой имел вид голубя. Слова “как голубь” надо понимать в том смысле, что Дух Святой на самом деле голубем не являлся, но выглядел (имел наружный вид) “как голубь”. Об этом и сказано у Луки “нисшел на Него в телесном виде, как голубь” (Лук.3:21). Иными словами в видимом, материальном мире Дух Святой был представлен в виде голубя, то есть выглядел “как голубь”, хотя на самом деле Он голубем не являлся, а был Третьим Лицом Троицы – Богом-Духом Святым. То, что Святой Дух был представлен “в телесном виде” в образе голубя, а не какой-либо другой птицы, имеет символическое значение, обозначающее чистоту и невинность.

То, что Святой Дух в виде голубя снизошел на Иисуса Христа перед началом Его общественного служения, указывает на характер проповеднической и искупительной деятельности Спасителя, отличающейся Святостью, как Дух Святой, чистотой и невинностью голубя, так как именно эту птицу, как и ягненка, в древнееврейском государстве приносили в жертву Богу. Таким образом, снисхождение Святого Духа в виде голубя на Спасителя перед Его общественным служением указывает на Его спасительную миссию, отличающуюся самопожертвованием (как жертвенное животное голубь) чистотой, невинностью и святостью, символом чего и был голубь у древних евреев. По верованиям древних евреев снисхождение Святого Духа духовно преображало человека, так как давало человеку Дары Божии. Поэтому у древних евреев существовал обряд вызывания снисхождения Святого Духа в виде миропомазания и елеепомазания. Этот обряд чаще всего производили над царями, первосвященниками и пророками, которые после снисхождения Святого Духа приобретали необычные свойства. Например, получали дар пророчествования, исцеления и т.п.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь-декабрь 1999 г.