“Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола” (Матф. 4:1). Для того чтобы дать правильное пояснение этому стиху, необходимо соединить информацию, помещенную в этом стихе, дополнить сведениями из других Евангелий. Слово “тогда” обозначает: “1- в то время, теперь; 2 - в таком случае; 3 - употребляется в главном предложении в соответствии с “когда”, “если”, “раз””. (С.И. Ожегов, Словарь русского языка, издание 22-е, стр.798). У Евангелиста Матфея это слово применено в первом смысловом значении “в то время, теперь”. То есть после того, когда во время Крещения на Иисуса Христа снизошел Дух Божий, тогда (в то время) Иисус Христос был возведен Духом в пустыню. Иными словами, сразу после нисхождения на Спасителя Духа Божьего Он был возведен в пустыню. Таким образом, слово “тогда” указывает на время, когда Спаситель был возведен в пустыню. То есть тогда, когда произошло событие в Его жизни в виде сошествия на Спасителя Духа Божьего во время Крещения.

Эту же мысль подтверждает и Евангелист Марк, выразившись более конкретно. В его Евангелии написано вместо слова “тогда” слово “немедленно”. “Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню” (Мар.1:12). То есть сразу после нисхождения на Спасителя Духа Божьего Он немедленно был возведен в пустыню. Слово “немедленно” указывает не на немедленное перемещение на гору искушения, а на то, что немедленно, то есть сразу после события Крещения Спаситель отправляется к месту искушения. Немедленно, то есть сразу Он был охвачен Духом Святым и был Им ведом в пустыню для искушения. Евангелист Лука, также подтверждая эту мысль, связывает между собой два Евангельских события, Крещение и искушение Спасителя. “Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню” (Лук.4:1). Пересказ этого события, сделанный Лукой, позволяет нам узнать о том, что Иисус Христос после Крещения “возвратился от Иордана”. То есть ушел от реки Иордана и сразу же был поведен Духом в пустыню.

Слово “возвратиться” обозначает: “1 прийти, приехать назад, вернуться; 2 вновь приняться за что-нибудь прежнее” (Словарь русского языка в 4-х томах, Академия наук СССР, институт русского языка, издание “Русский язык”, 1981, т.1, с.197). Это слово нужно понимать не в том смысле, что Спаситель после Крещения ушел от Иордана в Галилею, туда, откуда пришел, а в том смысле, что Спаситель ушел (отошел) от Иордана на искушение тем же путем, каким шел к Иордану. То есть Спаситель возвращался от Иордана по тому же самому пути, по какому и пришел к нему. Слово “возвратился” говорит об уходе от Иордана назад (вспять) на то место, где Иордан уже не виден. Поэтому слово “возвратился” и связано со словом Иордан. То есть Спаситель удалился (отдалился) или возвратился (идя тем же самым путем назад, вспять) от Иордана на такое расстояние, где Иордан уже нельзя увидеть. И это удаление осуществлялось тем же самым путем, каким к нему и пришел Спаситель. То, что Спаситель удалился на какое-то расстояние от Иордана, но не вернулся назад в Галилею, доказывается той мыслью, что в Евангелии не сказано о том, что Спаситель возвратился к Себе домой в Назарет (или в другое место). А сказано только то, что Спаситель возвратился именно от Иордана, то есть удалился, ушел в отдаленное от Иордана место. Таким местом и была гора в пустыне, где и проходило искушение Господне.

Сопоставляя три Евангелия, мы видим, что между Крещением и искушением не было никаких других событий, и за Крещением сразу же последовало искушение Спасителя в пустыне. Иисус Христос был отведен Духом в пустыню именно после Крещения, именно тем Духом, Который снизошел на Него во время Крещения. И только после того, когда Спаситель исполнился Духа Святого, Он был отведен этим Духом в пустыню для того, чтобы испытать там искушение. У Марка сказано: “Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню” (Мар.1:12). Слово “ведет” содержит в себе намек на принуждение, потому что в греческом языке это слово обозначает также “выбрасывает”, “выталкивает”. В русском языке слово “вести” означает: “1 помогать идти, сопровождать; 2 идти во главе, возглавлять; 3 управлять движением; 4 прокладывать путь в определенном направлении” (С.И. Ожегов, указ. изд., с.80). В данном случае это слово употребляется в смысле идти под сопровождением. Лука говорит о том, что Спаситель “поведен был Духом в пустыню”. То есть в этой фразе говорится о том, что Дух вел Спасителя в пустыню не по принуждению, а сопровождал Спасителя. Более ясно о том, что Спаситель был ведом Духом Святым, сказано у Матфея: “Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню”. Согласно древнееврейскому языку, слово “возведен” обозначает “быть отводимым вверх, то есть подниматься снизу вверх”. Многие комментаторы считают, что это слово указывает “какую-нибудь возвышенную местность сравнительно того, где было Крещение” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное издание, том 9, стр.64). Однако это слово можно понимать как указание на духовное восхождение Спасителя, связанное с искушением. В подтверждение этой мысли говорит факт того, что перед искушением на Спасителя снизошел Дух Божий и дал Ему новые духовные силы, необходимые для того, чтобы противостоять искушению. Получив новые духовные силы во время нисхождения Духа Святого, Спаситель отправился на искушение в пустыню как на духовный подвиг, что является Его духовным восхождением, подъемом снизу вверх в духовном развитии человеческой природы Спасителя. Согласно пророчествам Спаситель и должен был подвергнуться искушению, пройти через искушение, что и произошло в месте активного проявления злых духов. Вопрос о том, в какую же пустыню был возведен Спаситель, для многих богословов является предметом бурных дискуссий. Не в силах ответить на этот вопрос, целый ряд комментаторов расписывались в своем незнании. “Неизвестно какая пустыня здесь разумеется” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное изд., т.9, стр.64).

Другие комментаторы говорили о том, что место, где проповедовал Иоанн Креститель, также называлось пустыней Иудейской. Однако таким комментаторам можно возразить, что это не более чем географическое название. Пустыня Иудейская не была в прямом смысле пустыней (наподобие Сахары), а была по берегам реки Иордан густонаселенным местом. Более того, Евангелисты не говорят о пустыне Иудейской, как о месте искушения Спасителя. Целый ряд толкователей указывает на пустыню, находящуюся на Синайском полуострове, по которой евреи ходили сорок лет, как на место искушения Иисуса Христа. И в защиту этой точки зрения выдвигают свои доводы. “Некоторые экзегеты разумеют здесь ту пустыню, по которой евреи странствовали сорок лет. К такому предположению приводят несомненные параллели, существующие между странствованием евреев по пустыне и обстоятельствами искушения. И именно следующие: 1 переход евреев через Иордан и Крещение Иисуса Христа; 2 голод в пустыне и голод Иисуса Христа; 3 испытание евреев в пустыне, которое привело к нравственному их очищению и возвышению и искушение Христа диаволом; 4 утоление голода евреев манной и искушение превратить камни в хлебы для утоления голода; 5 медный змей и крест Спасителя и именно в зависимости от пребывания в пустыне”. (А.П. Лопухин, указанное издание, том 9, стр.64).

Надуманность этих “аргументов” становится очевидной даже после беглого ознакомления с ними. Причем здесь переход евреев через Иордан и Крещение Спасителя в Иордане? И какая взаимосвязь этих фактов с искушением Спасителя. А, как известно, оно происходило в пустыне недалеко от реки Иордан, а не на Синайском полуострове. Какая взаимосвязь между манной небесной и искушением Спасителя, состоящем в том, чтобы превратить камни в хлеба? Какое имеет отношение медный змей и крест Спасителя к искушению и пребыванию в пустыне Иисуса Христа? Евангелисты нигде не упоминают, что местом искушения Спасителя был Синайский полуостров. Указание Марка на то, что Спаситель немедленно, после Крещения, был отведен в пустыню, дает право предполагать, что и сорокадневный пост также был начат немедленно после прибытия Спасителя на место искушения. А если события Крещения и искушения произошли друг за другом (что видно из Евангелий), то у Спасителя просто не было времени на то, чтобы добраться после Крещения на Синайский полуостров. Например, путешествие пророка Илии длилось туда сорок дней и ночей. “Шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива” (3Цар.19:8). Слова Луки о том, что Иисус Христос “возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню” (Лук.4:1) говорят о том, что Спаситель после Крещения ушел не на Синайский полуостров, а сразу же был поведен Духом в пустыню, очевидно находящуюся недалеко от места Крещения по сравнению с путешествием на Синайский полуостров. Целый ряд толкователей, не вдаваясь в подробности, так комментируют это место: “В какую именно пустыню повел Дух Святой Иисуса в Евангелии не сказано”. (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, С-Пб., издание автора, 1907, стр.99).

Однако искренне верующие люди хотят знать то место, где подвергался искушениям Спаситель. Представьте себе Иисуса Христа, Который во время Крещения и нисхождения Духа Святого ощутил прилив духовных сил. Он ищет пустынное место, чтобы побыть с Богом перед Своим общественным служением. Естественно Он не будет в этом состоянии тратить силы и время на путешествие к Синайскому полуострову, а найдет пустынное место, находящееся недалеко от места, где совершилось Крещение. И если А.П. Лопухин и подобные ему толкователи категорически заявляют “неизвестно, какая пустыня здесь разумеется” (А.П. Лопухин, указанное издание, том 9, стр.64), то в преданиях говорится об этом месте очень подробно. Недалеко от места Крещения Спасителя, точнее к западу от Иерихона, раскинулось несколько гор, находящихся на сожженной солнцем пустынной равнине. Одна из этих гор особенно выделяется своим зловещим и отталкивающим видом. Она имеет острые скалистые уступы, вызывающие неприятное чувство враждебности своими ломаными линиями. Эта гора состояла из обнаженных, не имеющих какой-либо растительности камней и из заостренных и угловатых уступов и скал, имеющих уродливые очертания. От этой горы веяло чем-то зловещим и неприятным. И люди считали её проклятым местом, подходившим для обитания злых духов. А древние еврейские богословы об этой горе часто говорили словами пророка: “и косматые будут скакать там” (Ис.13:21). Ночью эта гора наполнялась зловещими звуками. Поэтому во времена земной жизни Спасителя эта гора за то, что вызывала у людей чувство страха и настороженности своим отталкивающим, зловещим видом и была прозвана проклятой горой. Во времена крестовых походов эта гора получила название кварантании или горы сорокадневной, в память о сорокадневном посте, проведенном Спасителем на этой горе.

Слово “возведен был Духом” вызвало огромное число дискуссий среди комментаторов Библии. Одни комментаторы понимали под словом “дух” Духа Святого, Который снизошел на Спасителя во время Его Крещения. Другие толкователи считали, что это слово обозначает собственный дух Иисуса Христа. Однако были и такие комментаторы, которые считали, что это слово обозначает и Духа Святого и Собственный дух Иисуса Христа одновременно. “Можно разуметь здесь и Духа Святого и собственный дух Христа” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.65). Были и такие пояснители, которые вообще отказывались толковать это место Библии, ссылаясь на неясность текста. “Слово “Духом” неясно. В греческом оно употреблено с членом” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.65). Эта точка зрения не является комментарием к тексту Библии, так как по сути экзегеты отказываются от толкования, ссылаясь на неясность текста. Утверждение о том, что Спасителя вели в пустыню и Дух Святой и Его собственный дух, не лишено оснований.

В современном смысловом понимании слово “дух” обозначает: “1 сознание, мышление; 2 внутренняя моральная сила; 3 в религиозно-мистических представлениях бесплотное сверхъестественное существо; 4 содержание, истинный смысл чего-либо” (С.И. Ожегов, Словарь русского языка, с.186). Ни одно из этих толкований не поясняет религиозного понятия духа. В отличие от современного, религиозное толкование слова “дух” гораздо шире. “Вообще слово дух в Священном Писании употребляется в различных значениях. В значении ветра, веянья воздуха, тихого или буйного (Быт.8:1-8), (Еккл.11:5), (Ин.3:8). Иногда в значении жизненного дыхания как начало животной жизни (Быт.4:17, 7:15), (Еккл.3:21). Иногда этим словом обозначаются духи бесплотные, одаренные умом, силой и могуществом (Деян.22:8), (Еф.2:2), (Евр.1:14). Иногда души человеческие (Быт.2:7), (Еккл.12:7), (Рим.3:10). Иногда Существо Божие, природа Божия со всеми Ея существенными свойствами (Ин.4:24). И различные дарования служения и действия от Духа Божьего (Быт.41:38), (Чис.9:25), (2Пет.1:21)” (Архимандрит Никифор, Библейская энциклопедия, Москва, типография А.И. Снегиревой, 1891, с 204). Поскольку человек – это душа живая (“И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” Быт.2:7), то понятия души и личности человека совпадают.

Таким образом, когда Спаситель был ведом на искушение, на Нём присутствовал Дух Божий, а также было и Его добровольное желание как Личности, желание Его духа, принять искушение. Этот дух указывается в Библии и обозначает бессмертный дух (бессмертную душу) человека, благодаря которому человек думает, чувствует, желает и т.д. Об этом духе сказано в Библии: “Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1Кор.2:11). В этом же значении слово “дух” означает и душу в некоторых местах Библии, что подтверждается сходством высказываний о духе и душе. Например “Душа Моя теперь возмутилась” (Иоан.12:27). “Иисус возмутился духом” (Иоан.13:21). Есть и такая, не совсем точная протестантская трактовка этого понятия. “Душа есть сама личность, а дух, та внутренняя глубина существа, в которую проникает душа. Лютер говорит, что дух - самое высшее и благородное в человеке, благодаря ему человек в состоянии объять невидимое и вечное” (Эрик Нюстрем, Библейский словарь, с.112). Большинство комментаторов поясняет это место очень неопределенно, с двойственным смыслом. “Можно разуметь здесь и Духа Святого и собственный дух Христа. В первом случае выражение обозначало бы, что Иисус Христос возведен был в пустыню некой посторонней силою, именно силою Святого Духа. Во втором, что Он удалился в пустыню вследствии внутренних требований Своего собственного духа, по собственному желанию и влечению. Выражение у Марка также двусмысленно” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.65).

Если сторонники неопределенного ответа по сути не отвечают на вопрос, каким духом был возведен в пустыню для искушения Иисус Христос, то имеются пояснители, которые в свое толкование вносят кощунственный смысл. “Говоря о том, что Иисус был поведен Духом в пустыню, ни один из трех Евангелистов не пояснил, каким духом. Поэтому некоторые толкователи полагали, что Иисус был увлечен в пустыню духом зла, тем самым, который потом искушал Его” (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, указанное издание, стр.98). Доказываем, почему вышеприведенное утверждение ложно. Во-первых, такое толкование явно противоречит всему смыслу описанного Евангельского события. Лука говорит о то, что “Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана” (Лук.4:1). А если на Иисусе Христе пребывал Дух Святой, то дух зла не смел бы не только увлечь Спасителя, но и даже приблизиться к Нему. Потому что Дух Святой: 1 - давал Спасителю силы для борьбы с духом зла; 2 - охранял и оберегал Спасителя от воздействий духа зла. Матфей говорит о том, что “Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола” (Матф.4:1). Из этого стиха ясно видно, что Дух Святой возводил Иисуса в пустыню для искушения от дьявола, а не сам дьявол забирал в пустыню Иисуса Христа. То, что в этой строке Матфей делает противопоставление между дьяволом в пустыне и иным Духом, проясняет смысл фразы о том, что в ней говорится о двух духах: о дьяволе, как о воплощении зла и о противоположном ему духе, то есть о Духе Святом. К тому же все три Евангелиста в описании Евангельского события искушения Христова нигде не говорили о дьяволе, как о духе зла, а называли его дьяволом, искусителем, сатаной. Из этих названий видно, что в речи трех Евангелистов, применяемой для описания искушения Господнего, отсутствует термин (название) дух зла. И злая сила в речи Евангелистов названа не духом, а иными, конкретными словами. В таком случае сам собой напрашивается вывод о том, что коль в описании Евангелистов говорится о Духе Святом (Лук.4:1) и противоположной Ему силе, которая не называется духом, а именуется сатаной, то слово “Дух”, примененное у Марка (Мар.1:12) и у Матфея (4:1) естественно обозначает только Духа Святого.

Исчерпывающим доказательством того, что Иисус Христос был возведен в пустыню именно Духом Святым, является дословный перевод греческого текста 1-го стиха 4-й главы Евангелия от Луки. В этом стихе сказано: “Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню”. Словосочетание “исполненный Духа Святого” в буквальном, дословном переводе с греческого означает “в этом Духе возведен был”. Иными словами, по сообщению Луки (Лук.4:1) Иисус Христос был исполненный Духом Святым (то есть наполнился, имел на Себе Духа Святого), а затем, возвратясь от Иордана, в этом Духе (то есть в Духе Святом) поведен был в пустыню. Поэтому утверждения некоторых комментаторов Библии о том, что Евангелисты не поясняют, каким Духом Спаситель был поведен в пустыню, неверны. Завершающая часть 1-го стиха 4-й главы Евангелия Матфея “для искушения от диавола” вызвала много споров, которые не утихают и по сей день. Слово “искушать обозначает соблазнять, прельщать” (С.И. Ожегов, Словарь русского языка, 22-е изд., с.255). Слово “прельститься обозначает поддаться соблазну” (С.И. Ожегов, указ. изд., с.581). Слово “соблазниться обозначает прельститься к чему-нибудь, склониться к чему-нибудь” (С.И. Ожегов, указ. изд., с.738). В церковно-славянском это слово обозначает также “испытывать, пробовать”. Иными словами, искушение обозначает склонение человека к выполнению каких-либо действий. В данном случае имеется в виду греховная функция, которую выполняет диавол (дух зла). При пояснении этого места Библии целый ряд толкователей не скрывает своего удивления по поводу того, зачем было подвергать Господа искушению, и не могут ясно ответить на этот вопрос. “Иисус был искушаем, подвергся испытанию. Но зачем же было испытывать безгрешного. Разве Он мог согрешить?” (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, указ. изд., с.97).

Другая часть толкователей вообще отказывается пояснять это место, таким образом уходя от выполнения своей функции пояснителей. “Сама возможность искушения основывается на том, что человек может совершить какой-нибудь грех. По-видимому, искушение Иисуса Христа было бы напрасно, если бы Он не грешил и прежде искушения и не мог допустить никакого греха во время искушения. Если верно то, что Он Сам рассказывал ученикам о Своем искушении, и ученики верно передали Его слова, возникает вопрос: говоря о Своем искушении, Сам Он предполагал ли в Себе возможность греха и падения? Вопросы эти представляют одну из глубочайших богословских проблем. Принимая церковное учение, что Христос был безгрешен, и не только безгрешен, но и не мог согрешить (см. Православный догмат богословия Митрополита Макария, С-Пб, 1868, т.2, с.79) мы и оставляем дело в этом виде и ограничимся исключительно только небольшим анализом употребляемых в Евангелии выражений” (А.П. Лопухин, указ. изд., с.65). Как видно из данной цитаты, автор поднял целый ряд интересующих его и общественность вопросов, но не сумел ответить на них. Итак, зачем же Безгрешного Иисуса Христа подвергать искушению, если Он не мог согрешить.

Согласно описаниям Евангелистов, Иисус Христос был не только Бог (1Иоан.5:20). Но Он был и человеком (Лук.9:26). А каждый человек, в том числе и Спаситель, одарен свободой воли в выборе любых поступков. Поэтому каждый человек, как и Спаситель, не раз подвергался со стороны сил зла искушению (то есть склонению) к совершению греха. Однако Иисус Христос всегда выходил победителем над искушениями и искусителем. И это происходило не потому, что Он, как Бог, был безгрешен (не мог грешить), а потому что Свою человеческую природу Он добровольно и всецело подчинил Воле Бога-Отца. Вследствие чего Он испытывал отвращение к злу и греху. Возможность не грешить формируется в условиях, позволяющих сделать грех. На основании добровольного отказа в этих условиях от совершения греха. Если у Спасителя не было бы возможности грешить, Он был бы только Богом. Потому что только Господь Бог Свят и Безгрешен. “Ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят” (Лев.11:45). Но поскольку Спаситель был и человеком, то как каждый человек, согласно данной ему Богом свободе волеизъявления, мог совершить грех. Поэтому Спаситель и был подвергнут искушению. Однако Он пришел в мир не только для того, чтобы дать Свое учение, но и для того чтобы показать на собственном примере как это учение надо применять. Поэтому в событии, связанном с искушением, Спаситель дал людям пример как нужно вести себя во время искушения, показав, что искушения нужно побеждать. И мы, имеющие этот пример борьбы и победы над искушением, должны следовать Иисусу Христу. То есть, поскольку Сам Спаситель имел и человеческую природу, подверженную, как и у людей, искушениям, Он вступил с искушениями в борьбу. И победил их, доказав, что такая победа над злом и грехом доступна любому истинно верующему человеку.

Для приобретения духовной стойкости и для достижения победы над искушениями именно перед Своим великим делом общественного служения, Спаситель и был возведен в пустыню, чтобы показать людям, что перед великим делом предстоящей проповеднической деятельности Его человеческая природа выдержала испытание искушениями и победила соблазн греха. Чтобы дать эту победу как пример для наследования и подражания людям. Однако некоторые толкователи неверно поясняют Евангельское событие искушения. “Мы видели, что приняв крещение, Христос принял на себя зрак раба. Это был величайший подвиг в истории человечества. Затем Он отводится в пустыню и подвергается искушению не как Бог, не просто как человек, а как человек раб, добровольно принимающий на себя обязанности рабского служения человечеству, чтобы через это служение господствовать над людьми” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указ. изд., том 9, с.65).

Как уже говорилось ранее, Иисус Христос служил человечеству не как “человек раб” и не в виде “рабского служения человечеству”, а как Спаситель (Деян.4:12), как Пастырь (Иоан.10:11), как Первосвященник (Евр.7:26), как Царь (1Тим6:15). И нигде в Библии не говорится о том, что Иисус Христос служит человечеству как “человек раб, добровольно принявший на себя обязанности рабского служения человечеству”. Такое утверждение крайне неверно. Слово “диавол” в греческом языке означает “обвинитель” и звучит как “диаболос”. Этим словом в Новом Завете назван главный из злых духов, сатана – противник, противостоящий Богу. Он склоняет человека роптать на Бога и подбивает людей на грех. То есть, обольщает людей, сбивает их с пути истинного. (Быт.3:1-24), (Матф.4:1). А затем он обвиняет грешного человека перед Богом. Вот цитаты из Библии о сатане. “И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана” (Иов.1:6). “И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему” (Зах.3:1). “И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу” (Лук.22:31). “Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет “ (Откр.20:2). “И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним” (Откр.12:9). Сатана будет побежден и низвержен Иисусом Христом. “Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь” (Откр.12:10). Победа над духом зла дарована всем истинным христианам. “Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти” (Откр.12:11). Сам диавол, “дети диавола” (1Иоан.3:10) и ангелы его пойдут в огонь вечный. “Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Матф.25:41). “А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков” (Откр.20:10). “Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол” (Иоан.6:70).

В более поздние времена слово “диавол” в греческом языке обозначало “клеветник, обольститель”. Через это смысловое значение раскрыта сущность и функция духа зла. Злой дух по своему коварству старается склонить человека ко греху, обольщает и обманывает его. Чаще всего через обман толкает человека на грех. Вызывает греховные мысли и желания. “Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Иоан.8:44). Злых людей за их коварство и лживость тоже называют детьми диавола. “Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего” (1Иоан.3:10). Согласно древнееврейскому толкованию слово “сатана”, ставшее впоследствии синонимом слова “диавол”, раньше обозначало противника вообще. Именно в этом смысле оно употреблялось в Ветхом Завете. “Ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон” (3Цар.5:4). Именно в этом смысле оно употреблено и Иисусом Христом в Новом Завете. “Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” (Матф.16:23). Во многих местах Ветхого Завета этим словом обозначен самый стойкий и упорный противник Бога и всего доброго. “И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян” (1Пар.21:1). В Откровении (Откр.20:2) он назван драконом, древним змием, который есть диавол и сатана. Иисус Христос отгоняет его от Себя, назвав его сатаной. “Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (Матф.4:10). Господь сокрушает духа зла. “Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь” (Рим.16:20). Сатана будет скован на тысячу лет. “И сковал его на тысячу лет” (Откр.20:2). И будет ввержен в озеро огненное. “А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков” (Откр.20:10). Но пока не настало это время, диавол всячески искушает людей, чтобы удерживать их во зле, совращает ко греху, чтобы помешать установлению Царства Христова. Он противодействует действию слова Божьего. “И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана” (1Фесс.2:18). Похищает посеянное в сердцах людских Божье слово. “Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их” (Мар.4:15). Насаждает в сердца людей злые планы и намерения. “Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?” (Деян.5:3). Искушает людей, приняв даже облик Ангелов света. “И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света” (2Кор.11:14). Вселяется внутрь людей. “Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати” (Лук.22:3). И мучает людей болезнями. “Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?” (Лук.13:16). Людей, объединяющихся на основе лицемерия и греха, свойственных сатане, называют сатанинским сборищем. “Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское” (Откр.2:9).

У древних греков слово “диавол” согласно буквальному переводу означало дословно того, который разбрасывает, отделяет предметы между собой. Например, он отделяет Бога от человека, разрывает связь между Богом и человеком. Именно в этом смысле это слово употреблено у древнегреческого философа Ксенофонта в начальной части его “Анавасиса”. В этой книге говорится о том, что Тиссаферн совершает диавольский поступок, разбрасывает Кира и брата его, внушая Киру мысль о том, что брат его имеет злые намерения против него. Поэтому в смысловом значении этого слова проявляются такие свойства человека или духа, как сеять раздор, производить смуту разделяя в мыслях и чувствах людей между собой. Таким образом, чаще всего диаволом назван бесплотный дух, “древний змий” и “дракон”, который противодействует Богу и людям, и совершает всякое зло в мире.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 2000 г.