“И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал” (Матф.4:2). 2-й стих 4-й главы Евангелия от Матфея очень кратко комментируется толкователями. В этом стихе говорится о конкретном сроке пребывания Спасителя в пустыне во время искушения. Этот срок нужно понимать буквально, так как в греческом языке для обозначения приблизительного срока используется особое наречие. Многих толкователей при пояснении данного стиха занимал вопрос, мог ли Спаситель так долго находиться без еды и питья. “Относительно поста Спасителя можно по-видимому поставить только единственный вопрос: возможно ли для человека пробыть такое продолжительное время вовсе без пищи, и может ли он остаться после этого жить? Известно, что несколько лет тому назад в Америке произвели ряд любопытных опытов. И эти опыты под наблюдением врачей доказали, что человек, даже обыкновенный, может выдержать полный сорокадневный пост” (А.П. Лопухин, указанное издание, том 9, с.66).

Согласно представлениям древних иудеев, человек посредством поста очищал свою телесную и духовную природу. О чем и имеются сведения в Ветхом Завете. (Ездр.8:21), (Иер.36:9). Моисей перед тем как предстать перед Богом, также не ел и не пил сорок дней. “И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие” (Исх.34:28). “И [вторично] повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа [Бога вашего] и раздражив Его” (Втор.9:18). Пост, применяемый Моисеем, без еды и воды нужен был не только как очищение, необходимое для встречи с Богом, но и как искупительная жертва Моисея за грехи древних евреев перед Богом. После сорокадневного поста Моисей стал проповедовать. Можно предположить, что постившись сорокадневным постом пророка Моисея, Спаситель не только укрепил Свою человеческую природу перед Своим общественным служением, дав пример истинного противостояния искушениям, но и молился за грехи людей. Молился о том, чтобы Господь снизошел к людям и простил их. Что видно из аналогичных молитв Моисея: “ И молился я Господу и сказал: Владыка Господи, [Царь богов,] не погубляй народа Твоего и удела Твоего, который Ты избавил величием [крепости] Твоей, который вывел Ты из Египта рукою сильною [и мышцею Твоею высокою]; вспомни рабов Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, [которым Ты клялся Собою]” (Втор.9:26-27). Так же как Моисей, после сорокадневного поста Спаситель начинает Свою проповедническую деятельность.

Другие комментаторы спрашивали о том, что же помимо пощения на протяжении сорока дней и ночей делал в пустыне Спаситель? На этот вопрос нет прямого ответа в Евангелиях. Однако мы имеем достаточно сведений, чтобы дать ответ на этот вопрос. Мы знаем, что посту предшествовало крещение Спасителя. “Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился” (Лук.3:2) - сообщает Евангелист Лука. Естественным выглядит предположение о том, что последующее после Крещения пребывание Спасителя в пустыне было связано с продолжением молитвы, начатой во время Крещения. Это объяснение основывается на непосредственной взаимосвязи чтения молитвы после Крещения, с последующим событием пребывания в пустыне и продолжением чтения молитв. То есть продолжением того дела, которое было начато перед пребыванием Спасителя в пустыне. Доказательством справедливости этой мысли является то, что и после сорокадневного поста Спаситель часто удалялся в уединенные места и там молился. В христианской практике также часто используется сочетание поста и молитвы. Между пояснителями этого стиха возник спор о том, спал ли Спаситель во время сорокадневного поста. “Нет надобности предполагать, что во время сорока дней и ночей Он провел совершенно без сна, как думают некоторые экзегеты. По человечеству это едва ли могло быть” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, том 9, с.66).

Согласно установленным правилам проведения постов в христианстве, постящиеся люди много времени отводят молитве, и ограничению сна. Поскольку для Спасителя сорокадневный пост был очень важен, то можно предположить, что Он проводил всё время поста в молитве и без сна. Если о сне во время поста у Евангелистов не сказано ничего определенного, то в отношении воздержания от пищи в Евангелии Луки сказано очень определенно. “Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал” (Лук.4:2). У Евангелистов Матфея и Луки сказано о том, что перед окончанием поста Спаситель “напоследок взалкал”. Слово “взалкать” является древнеславянским и обозначает присутствие сильного голода. Многие пояснители спрашивали о том, чувствовал ли Спаситель голод в течение всего сорокадневного поста или только напоследок, то есть в конце срока поста Его посетило чувство голода. “Объясняют это так, что только в конце Своего долговременного поста Он почувствовал голод. Но можно думать и так, что Он в течение всего поста чувствовал голод” (А.П. Лопухин, указанное издание, том 9, с.66). “Иисус почувствовал голод только по прошествии сорока дней полного воздержания от пищи. Почему же Он не испытывал мучений голода в продолжение этих сорока дней” (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, указ. изд., с.100).

Как видим, мнения толкователей Библии о присутствии голода у Спасителя в течение сорока дней разошлись. В древнегреческом тексте этого стиха говорится о постепенном нарастании голода, который прогрессирует, усиливается со временем. Таким образом, Спаситель чувствовал голод Своей человеческой природой на протяжении всего поста, но в последнее время перед окончанием поста чувствовал голод особенно сильно. Поэтому “взалкал”. Слово “взалкал” говорит о невыносимо сильном желании принять пищу. Почему же такое сильное желание не беспокоило Спасителя в течение всего поста, хотя во время поста чувство голода нарастало. Многие толкователи объясняют это Божественной Силой Спасителя, при помощи которой Он заглушал чувство голода. Это объяснение не логично потому, что Спаситель Свою Божественную Силу, направленную на сдерживание чувства голода, мог использовать не только на протяжении всего поста, но и при его завершении. Объяснение о применении Спасителем Своей Божественной Силы против голода неверно также и потому, что Иисус Христос никогда не пользовался этой силой для Себя лично, что подтверждается всей Его праведной жизнью. В начале поста чувство голода у Спасителя притуплялось, потому что Он находился под влиянием очень важного для Него события Крещения. Во время этого события совершилось сошествие Святого Духа на Спасителя. Прозвучали слова Бога-Отца, подтвердившие Его благоволение к Нему и Его искупительному делу. Спаситель находился под впечатлением всех этих великих событий и всецело был погружен в мысли о Своей искупительной миссии, которая должна была начаться после поста. Во время поста Спаситель находился в размышлении об исполнении Воли Бога, пославшего Его с искупительной миссией. Поэтому под влиянием всех этих впечатлений, мыслей и размышлений Спаситель не очень сильно ощущал чувство голода, которое со временем нарастало.

Но главная причина, благодаря которой в течение сорока дней Спаситель не обращал внимания на чувство голода, это было присутствие Святого Духа на Нём. Когда же пост был завершен, и необходимость воздержания в еде и питье отпала, а чувство голода стало сильным, то искуситель приступил к Иисусу Христу.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 2000 г.