“Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (Матф.4:4). Как нужно понимать эти слова? Эти слова непосредственно связаны с предыдущим стихом и представляют собой ответ Спасителя на вопрос искусителя. Смысл ответа Спасителя представляет собой образец мудрости и силы, противопоставляемой искушению. В Своем ответе Спаситель обращается к Ветхозаветным временам, когда евреи, идущие по пустыне, также испытывали сильный голод. И Господь напитал их манной небесной. Иисус Христос дал в виде ответа слова из Ветхого Завета: “Не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек” (Втор.8:3). В стихе, который процитировал Спаситель, как раз в виде напоминания и говорится о том, что еврейский народ странствовал по пустыне. И что еврейский народ Бог смирял, томил голодом и питал манною, дабы показать ему (народу), что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа.

Таким образом Спаситель указал на неоспоримый факт того, что как Бог не оставил евреев в пустыне и накормил их, так не оставит и Его, потому что знает обо всех Его нуждах. А на примере Спасителя, Бог знает о наших нуждах и не оставит без внимания каждого человека, являющегося истинным последователем Спасителя. Таким образом, Спаситель дал понять искусителю, что Бог поможет Спасителю удовлетворить все Его необходимые потребности. Потому что Господь Бог, зная обо всех нуждах людей, поможет получить и Ему необходимую пищу тогда, когда это будет нужно. Потому Он, Спаситель, не погибнет, даже если не будет превращать камни в хлеба. Ибо сказано: “Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Матф.6:31-33). Эту цитату нужно понимать в том смысле, что человек должен жить по законам Божьим и творить добро, видя в этом смысл своей жизни. А за такой образ жизни Господь Бог создаст все необходимые условия для удовлетворения бытовых потребностей человека. Спаситель в Своем ответе также указал искусителю на то, что как бы не слаба и немощна была физическая природа человека, помимо неё в человеческом теле присутствует душа, которая управляет всем человеком. И если для поддержания бренного тела нужна обычная пища, то для питания души, находящейся в человеческом теле, также нужна пища, которой является Слово Божье. И если искуситель делает ставку на животные инстинкты и бытовые потребности, и считает, что от их удовлетворения зависит жизнь человека, то жестоко ошибается. Потому что главным в человеке есть душа, помогающая человеку превозмочь потребности тела ради потребностей духовных.

Духовная пища более важна для человека, чем обычная пища. Потому что если человек ведет жизнь, основанную на удовлетворении только телесных потребностей, он ничем не отличается от животного. А человек, имеющий духовную пищу, духовно развивает себя в нравственном и в философском отношении. И ведет гармонически развитую жизнь. Помимо этого, когда человек получает духовную пищу от Бога, он по мере своей душевной чистоты имеет возможность общаться с Богом. И Господь, зная все потребности человека, никогда человека, живущего в мире с Богом (то есть делающего добро, исполняющего учение Божие) не оставит без помощи и поддержки. Как видим, искуситель в этом эпизоде обращается к телесным потребностям как к бренному началу человека. А Спаситель в Своем ответе – к духовному. Искуситель видит в человеке только телесное существо. Спаситель утверждает Своим ответом, что телесное подчинено духовному в человеке, доказав Своим примером, что телесное зависит от духовного начала, а не наоборот. Спаситель указал в Своем ответе на победу духа над плотью, и дал нам пример духовной стойкости в усмирении низших потребностей ради высокой нравственной цели. Поэтому выводом из всего выше сказанного является мысль о том, что у человека в жизни существует более возвышенная цель, чем удовлетворение его низших телесных потребностей. Эта цель связана с развитием духовной жизни человека, которая основывается на слове Божьем. Таким образом, не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Бога.

Слова, содержащиеся в ответе Спасителя, имеют подтекст, то есть ещё одно иносказательное значение. Люди, ставящие своей целью жить только хлебом единым, то есть отказывающиеся от духовной пищи, чаще всего одержимы жадностью. Они живут только для удовлетворения своих животных телесных потребностей. Но эти люди, с головой окунувшись в стяжательство, обделяют и обедняют себя. Потому что лишают себя жизни духовной, основанной на слове Божьем. А именно она и есть главной в существовании человека. Таким людям можно сказать словами Спасителя: “Не собирайте себе сокровищ на земле... “ (Матф.6:19). Люди, не имеющие пищи духовной, погибнут для счастливой земной жизни и Царства Небесного среди изобилия пищи земной. Поэтому и сказано, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Атеисты были недовольны этим ответом Спасителя, заявив, что в словах Спасителя нет ответа искусителю о том, является ли Иисус Христос Сыном Божиим. Однако в этом ответе всё-таки присутствует указание на то, что Он Сын Божий. Своим ответом Он указал на Ветхозаветный эпизод, когда евреи, взалкав, получили от Бога утоление голода в виде манны небесной, и добавил, что не только хлебом, удовлетворяющим плотские потребности, будет жить человек, но словом Божиим, по которому происходят чудеса, и которое лежит в основе развития духовной жизни человека. Именно такой ответ и должен был дать истинный Сын Божий, указавший на то, что подчиняется Своему Отцу Богу, и что Господь Бог, не давший погибнуть евреям в пустыне от голода, знает о Его нуждах и не даст погибнуть и Ему. То есть Спаситель, как Сын Божий, не только подчиняется воле Своего Отца Бога, но и надеется на заботу и помощь, исходящую от Бога-Отца. Наряду с этим, Спаситель в Своем ответе искусителю продемонстрировал образец высокого смирения, не став выставлять Свое равенство с Богом, хотя в других случаях “будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу” (Фил.2:6). То есть, Своей скромностью в ответе Спаситель показал, что Он именно Сын Божий.

Однако многие толкователи очень своеобразно объясняли эпизод первого искушения. Некоторые экзегеты, например, считали, что искушения не было вообще. И его описание надо рассматривать не более, как иносказание или притчу, но не действительное событие. “Нельзя не заметить, что каждый отдельный истолкователь этого происшествия высказывал свой, собственный взгляд. Начиная с Оригена до Шлейермахера, некоторые глядели на него как на видение или притчу, как на символическое описание внутренней борьбы. С этим взглядом соглашался и Кальвин, хотя и старался во всем придерживаться буквального понимания”. (Ф.В. Фаррар, Жизнь Иисуса Христа, указ. изд., с.56). Это объяснение неверно, потому что нигде в Евангелиях не говорится об этом искушении как о видении или символическом описании. Наоборот говорится как о настоящем, подлинном событии. И Господь Бог, наблюдая за искушением Иисуса Христа, естественно не дал бы Ему погибнуть от голода. Однако, некоторые толкователи, не учитывая это при пояснении первого искушения, вкладывают в речь искусителя эту абсурдную мысль: “Так преврати эти камни в хлеба, пока хотя бы лично для Себя. Этим ты избавишь Себя от голодной смерти, да, кстати, и испытаешь Свою чудодейственную силу, в которую Ты непременно веришь” (Б.И. Гладков, указ. изд., с.101).

Другой пояснитель в своем толковании договорился до того, что сказал о забывчивости Бога. В этом эпизоде искушения “Господь как бы забыл о питании тела, питая Свой дух. Диавол забыл о питании духа, выражая внешнее попечение о теле. Ошибка была раскрыта и искушение отражено” (А.П. Лопухин, указ. изд., с.67). Неверность этого толкования состоит в том, что Господь никогда ничего не забывает и ошибок не допускает, поскольку является Верховной, Совершенной, Сверхъестественной Сущностью. Слова Евангелиста Матфея, процитированные Спасителем из Второзакония, не совпадают с текстом Второзакония. По дословному греческому переводу это место читается так: “Чтобы возвестить себе, что не на хлебе одном будет жить человек, но на всяком слове, исходящем через уста Бога, будет жить человек”. В переводе с еврейского эти слова звучат так: “Что не хлебом одним будет жить человек, что всем исходящим из уст Иеговы живет человек”. Как видим, русский перевод текста также отступает от греческого и еврейского подлинника. Однако точный смысл этих слов в тексте Матфея сохранен и мысль передана верно. Слово “всякий” означает “1 каждый, какой угодно; 2 разный, всевозможный; 3 какой бы то ни было” (С. Ожегов, указ. изд., с.110).

Почему же в древнееврейском тексте сказано “всем, исходящим из уст Иеговы будет жить человек”. А Матфей вместо дословного цитирования написал слово “всяким”. Да потому что Матфей очень хорошо знал древнееврейскую жизнь. И видел, что слово Божье служителями иудейского культа преподносилось по-разному. Например, древние евреи воспринимали слово Божье из проповеди бродячих проповедников, проводящих проповеди на базарах. А также от раввинов в синагогах. Раввины направляли (адресовали) свою проповедь мирянам, то есть той части людей, которая постоянно посещала синагоги. Для этих людей слово Божье было специально адаптировано и приспособлено в виде целого ряда наставлений для размеренной жизни мирянина. То есть, семейного человека, ведущего хозяйство, в отличии, например от отшельника. Слово Божье также преподносилось фарисеями и саддукеями, учеными мужами, которые тщательно и подробно изучали религиозные тексты. И чаще преподносили слово Божье в сопровождении своих искажений и кривотолков, защищающих их корыстолюбивые интересы. Слово Божье преподносилось и в речи истинных пророков, живших в пустыне и не являющихся фарисеями и раввинами. Зная о разнообразных формах толкования и преподнесения слова Божьего в древнееврейском обществе, Матфей и отметил эту существенную особенность, сказав, что человек будет жить всяким, то есть всевозможным, разнообразным по преподнесению, но обязательно истинным словом Божьим. Потому что оно основа (хлеб, пища) духовной жизни человека. Матфей в своем Евангелии описывает ответ Спасителя искусителю о том, что человек в будущем будет жить не только хлебом, но и всяким словом Божиим. Словосочетание “будет жить человек” (Матф.4:4) указывает на то, как человек будет жить именно в будущем. Эти слова нужно понимать в том смысле, что в будущем истинные последователи Спасителя будут иметь счастливую жизнь только в том случае, если будут заботиться не только о мирском (хлебе насущном, что символизирует удовлетворение плотских желаний и страстей), а в первую очередь и о хлебе (пище) духовном, что является всяким истинным словом Божьим. Для истинного христианина слово Божье также может быть всяким, то есть разнообразно представленным не только в виде Ветхозаветных десяти заповедей и Ветхозаветного закона Божьего в целом, но и в виде притч и поучений Иисуса Христа, направленных на совершенствование духовной природы человека. Итак, первое искушение показывает победу духовного начала над плотским, интеллекта и мудрости над телесными страстями, и человеческой жизни с Богом в душе над жизнью безбожной и греховной.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 2000 г.