“И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею” (Матф. 4:6). Этот стих является продолжением предыдущего Евангельского рассказа и говорит о том, какими словами и доводами диавол искушал Спасителя во втором искушении. Поскольку в первом искушении диавол понукал Иисуса Христа удовлетворить Свои плотские потребности в еде и превратить камни в хлебы. А в ответ на это Спаситель указал искусителю на слова Бога о том, что Господь Бог Сам будет заботиться о людях, которые беспокоятся не только о своих телесных потребностях, но и живут словом Божьим. То во втором искушении диавол в качестве аргумента для насаждения своей воли ложно ссылается на Библию и искаженно использует слова Божии. То есть, поскольку в Своем отказе от исполнения первого искушения Спаситель указал на слово Божие, диавол во втором искушении ложно ссылается на слово Божье, пытаясь использовать его для искушения Спасителя.

Во втором искушении не фигурирует удовлетворение нужды телесной, а используется призыв к ложному исполнению слова Божьего. То есть, если первое искушение было связано с удовлетворением плотских потребностей, то второе искушение адресовано к духовным чувствам, к мнимому исполнению слова Божьего. Но и в первом, и во втором искушениях неизменно присутствует требование того, чтобы Спаситель подтвердил тот факт, что Он является Сыном Божиим. Поскольку, отвергая первое искушение, Спаситель сказал, ссылаясь на слова Бога “не хлебом одним будет жить человек” (Матф.4:4), то во втором искушении диавол ложно употребляя слово “написано”, сказанное Спасителем при первом искушении, также говорит “бросься вниз, ибо написано” (Матф.4:6). То есть, искуситель во втором искушении ссылается на Писание так же, как в первом Спаситель ссылается на слово Божье. С той только разницей, что Спаситель применяет слова Писания правильно, а искуситель ложно. Во втором искушении для доказательства того, что Иисус Христос является Сыном Божиим, диавол требует от Спасителя, чтобы Он бросился вниз с головокружительной высоты крыла Иерусалимского храма. И для того, чтобы придать своему лукавому предложению значимость, искуситель неверно подкрепляет его цитатой из Библии о том, что если Иисус Христос истинный Сын Божий, Ему не повредит падение с крыла Иерусалимского храма, потому что Ангелы Божии подхватят Его и не дадут Его ноге преткнуться о камень.

В цитате из книги Псалмов (Пс.90:11-12), на которую ложно ссылается искуситель, нигде не говорится о том, что пришедший Мессия, для того чтобы доказать, что Он Сын Божий, должен прыгнуть вниз с крыла храма. Поэтому данную цитату искуситель применяет не к месту, не к данной ситуации. В этом псалме в греческом тексте, в отличие от русского, вместо слова “понесут” стоит слово “поднимут”. Текст этого псалма по буквальному переводу с древнегреческого читается так: “Потому что Ангелам Его (Своим) Он (Бог) заповедал о тебе сохранить (беречь, оградить) тебя на всех путях твоих; они на руках поднимут тебя чтобы ты не ударил о камень ногу твою”. Матфей в пересказе этого псалма пропускает слова “сохранить тебя во всех путях твоих”. А Лука в своем тексте пропускает слова “на всех путях твоих” (Лук.4:10-11).

Буквальный перевод этого псалма с древнееврейского выглядит так: “Потому что Ангелам Своим (Бог) заповедает для тебя сохранить тебя на всех путях твоих. На руках они будут поднимать тебя, чтобы не преткнул ты о камень ногу твою”. При чтении этого псалма в древнееврейском подлиннике сразу становится понятно, что искуситель неверно применяет текст этого псалма к обстоятельствам второго искушения. Потому что в этом псалме не говорится о поставлении Мессии на какую-либо возвышенность и о падении вниз Мессии с крыла храма или другого высокого места и о появлении Ангелов после этого падения, которые и поддержат Мессию. Из текста псалма видно, что Господь Бог не выражал Своей воли на то, чтобы Мессия испытывал Его обещание о помощи, данное Богом в псалмах, и забирался на крыло храма и прыгал вниз. Видя, что текст Писания искуситель ложно пытается использовать для того, чтобы увеличить искушение, и что преднамеренное искажение слов Божиих из 90-го псалма направлено не только на искушение Мессии, но и Самого Господа Бога, Спаситель ответил: “Не искушай Господа Бога твоего”. Ведь текст псалма говорит о том, что Господь Бог “Ангелам Своим заповедает (то есть дает заповедь, наказ) для тебя (для Сына Божьего, для исполнения Его дела) сохранить тебя (Сына Божьего) на всех путях твоих (в любой жизненной ситуации, при любых обстоятельствах). На руках они (то есть Ангелы Божии) будут поднимать тебя (то есть оказывать тебе помощь свою, а не обязательно поднимать в буквальном смысле) чтобы не преткнул (не ударил) ты о камень (о препятствие) ногу свою”. Как видим, речь в псалме 90-м идет о том, что Господь Бог Отец дал заповедь, наказ Ангелам Своим о том, чтобы они помогали Сыну Божьему при выполнении Его миссии Спасителя и Искупителя “на всех путях твоих”, то есть в любой момент Его жизненного пути. Для этого Ангелы будут поднимать Мессию, отстраняя Его от мешающих Ему ситуаций, поднимать над препятствиями и кознями злодеев, чтобы Он, Мессия, не преткнулся о камень препятствий (о камень преткновения) Своей ногой. Именно ногами исходил Мессия различные места, распространяя Свое учение. Поэтому, в данном случае слова из 90-го псалма о том, что ноги Мессии не преткнулись о камень препятствий, иносказательно можно объяснить как указание на то, что Ангелы уберут препятствия от ног Спасителя, при помощи которых Он, переходя с одного населенного места в другое, распространяет Свое учение. То есть Ангелы уберут препятствия, мешающие распространяться Его учению.

Именно с функциями Мессии Спасителя, связанными с распространением Его учения поясняет второе искушение толкователь Гладков, и недовольный краткостью Евангелистов, дополняет их тексты своими необоснованными импровизациями. “Евангелисты передали весьма кратко слова диавола, но по мысли, заключающейся в них, искусительная речь могла быть сказана приблизительно так: посмотри вниз! Вот несметные толпы народа, ожидающего с нетерпением пришествие Мессии. Но не думай, что народ может признать Мессию в таком скромном, как Ты, человеке, хотя бы и безгрешном и творящем чудеса. Нет, этот народ слишком развращен своими учителями. Ему нужен или блеск земной славы, или знамения с неба. Поэтому, если Ты этот, ожидаемый Избавитель, если Ты действительно Сын Божий, Ты должен явиться Своему народу окруженный небесными силами, Ангелами, явиться с неба как Бог. Ты основываешь Свои действия на Писании. Ты уже отказался обратить камни в хлеб потому только, что в Писании сказано, что не одним хлебом будет жить человек. Так вспомни же, что в том же Писании сказано: “Ангелам Твоим заповедает о тебе сохранить тебя, и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. Ангелы на руках понесут тебя!” Какой прекрасный случай. Бросься вниз. Ведь Ангелы тотчас подхватят Тебя и понесут к изумленному народу, понесут Тебя как бы с неба на землю прямо к Твоему народу, который несомненно при такой торжественной обстановке восторженно примет Тебя. К чему избирать другой путь признания Тебя, путь тернистый, полный страданий для Самого Себя и тех, которые уверуют в Тебя. Не лучше ли сразу без всяких страданий во славе небесных сил явиться Израилю. Ведь Ты веришь Священному Писанию, следовательно, Ангелы не дадут Тебе даже коснуться камня ногою Твоею. А понесут Тебя на руках. А если веришь, и конечно если Ты Сын Божий, то Тебе бояться нечего. Итак, докажи, что Ты Сын Божий. Решайся! Бросься вниз!” (Б.И. Гладков, указ. изд., с.103). Весь этот текст является полной импровизацией Гладкова, и толкованием разбираемого стиха быть не может. Нужно толковать Евангельские тексты, не искажая их. Нет в Евангелиях под храмом несметных толп народа. И искуситель не разглагольствовал о приходе Спасителя, как о Мессии во славе царя. Поэтому данный отрывок является свободной, далекой от Евангельского текста, бездоказательной импровизацией Гладкова на тему второго искушения.

В переносном смысле второе искушение говорит о том, что искуситель прилагает свои усилия не только для того, чтобы сделать человека рабом удовлетворения плотских желаний, как это было видно в первом искушении, но и обращается к духовно развитым людям, в которых разжигает чувство славы и гордости, тщеславия и высокомерия. То есть, обращаясь к духовным потребностям, оскверняет их грязными помыслами и домогательствами. В результате чего многие одаренные люди имеют падения с крыла храма своей гордыни.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 2000 г.