“Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего” (Матф.4:7). 7-й стих непосредственно связан с предыдущим, так как является ответом Иисуса Христа на искушение диавола. Поскольку искуситель во втором искушении применяет слова из Писания, сказав “ибо написано”, то Спаситель также отвечает ему словами из Писания, тоже указав на то, что “написано также”. Дословный перевод с греческого этого стиха выглядит так. “Иисус сказал ему опять, написано, не испытывай Господа Бога твоего”. Слово “опять” употреблено не в значении “но”, а в значении “снова”, “без конца”, “много раз”, а также в значении “ещё”, “кроме того”. То есть Спаситель говорит искусителю о том, что наряду с приведенной им цитатой, в Писании есть и такое изречение, которое не советует фальсифицировать и искажать тексты Библии, так как это есть не что иное, как искушение Бога. А искуситель, процитировав 90-й псалом, допустил много искажений. Он умышленно выпустил слова “ты будешь сохранен во всех путях твоих”, в которых говорится не о ненужном и бессмысленном прыжке с крыла храма, а об ограждении и заботе Бога, адресованных Мессии на всех Его жизненных путях. Искуситель выпустил эти слова потому, что боялся их. Эти слова не только указывали на защиту Мессии, но и устрашали искусителя, напоминая ему о силе Божьей, которая мешала низвергнуть Спасителя с крыла храма. К тому же сам текст из Святого Писания был использован не для благих намерений, а в виде искушения. А стремление использовать Святое Писание во вред, то есть против Бога, Который дал этому Святому Писанию Свой, Божественный авторитет, осенил Его Своей святостью и силой Духа, является уже искушением Самого Бога. Склонение Иисуса Христа прыгнуть с крыла храма, тем самым испробовать силу Божьего обещания о том, что Ангелы окажут помощь, это также искушение Бога. Поэтому, поняв, что диавол своими лукавыми действиями искушает не только Его, Спасителя, но Самого Бога, Иисус Христос и ответил: “Написано также: не искушай Господа Бога твоего”. То есть в ответ на слова из Библии, приведенные искусителем, Спаситель привел такие слова, которые изобличали искушение диавола, показав его истинные, грязные цели и гнусные намерения.

Эти слова, которые использовал в Своем ответе Иисус Христос, представляют собой напоминание древним евреям об их искушении (ропоте и возмущении) Бога, которое они допустили в Массе, местности, находящейся на Синайском полуострове. В данном случае слово “Масса” обозначает не только название местности, но и на древнееврейском языке означает понятие “искушение”. Поэтому текст во Второзаконии (Втор.6:16) “как вы искушали Его в Массе” (который пропущен в Евангелиях) представляет собой не бессмыслицу, а обозначает искушение Бога, производимое еврейским народом в местности, называемой Масса, что обозначает искушение. Согласно философским представлениям христианства, Бога нельзя искушать, так как Ему нужно доверять во всем, что Он нам заповедал и указал исполнять. Слова об искушении Бога указывают на склонение Бога к наказанию за грешные мысли или поступки, совершаемые людьми. Искушать Бога - это значит вызывать гнев Господень греховными поступками и помыслами. Не искушая Бога недоверием к Его бытию и Его заповедям, а исполнением Его воли человек добивается к себе заботы и внимания со стороны Бога. А надменные и высокомерные насмешки над Богом типа того, что не верю в Него, пока не увижу, являются не чем иным, как искушением Бога. Право почувствовать или увидеть Бога человек должен заслужить своей праведной жизнью. На это действие искусителя и указал Спаситель в Своем ответе. “Таким образом, из слов Спасителя вытекает, что человек не должен испытывать до конца Божественную волю, что он не должен дерзать на все с уверенностью, что Бог всё сделает для него, что он не должен требовать или просить чудесного или Божественного вмешательства во все свои собственные предначертания и самодурства; что он не должен подвергать Его силу и власть испытанию для своего в них удостоверения. Если ты идешь путем долга, возложи на Бога всё свое упование, но не слушай этого высокомерного шепота “вы будете, как боги” (Быт.3:5) и не дозволяй ничего самовольного или капризного в твоих просьбах о помощи” (Ф.В. Фаррар, указ. изд., с.61). Поскольку Сам Иисус Христос является Богом-Сыном, то в словах Своего ответа Он говорил не только об искушении Бога-Отца, но и об искушении Его Самого, как Второй Ипостаси Святой Троицы.

Слова “не искушай Господа Бога твоего” после их употребления Иисусом Христом, стали со временем крылатым выражением, и приобрели огромный философско-нравственный смысл. Таким образом, эти слова перестали относиться только к искусителю, но адресованы и грешным людям. В качестве поговорки эти слова стали применяться в обыденной жизни для того, чтобы охарактеризовать дурной поступок или удержать от него. Так, например, многие неверующие или мало верующие люди, говоря о том, что их верование в Бога усилилось, если бы они стали очевидцами какого-либо чуда Божьего, продемонстрировавшего им Всемогущество Творца. Они забывают о том, что весь мир, и сам человек представляют собой огромное чудо Божье, так как являются творениями Божьими. Обычно такие люди не знают религиозной философии и законов Божиих. А если бы знали их, то могли на своей собственной жизни и жизни других людей убедиться в действии законов, данных Богом.

Например, наглядно проявляет свое действие закон воздаяния Божьего за дела людей. И в достоверности существования этого закона легко убедиться, проанализировав факты из жизни людей, связанные с тем, какой они поступок совершили, и что за это получили через обстоятельства в дальнейшей своей жизни. А если действует этот и другие законы, то есть и их Создатель. Так же, как часы не могут возникнуть без часовщика, который их собрал, так и законы Божии не могут возникнуть без их Создателя, Господа Бога. Люди, которые вместо того, чтобы проанализировать действие законов Божьих в жизни других людей, требуют для себя каких-то особых знамений, подтверждающих существование и Всемогущество Бога, то и не имеют знамений от Него. Такие люди забываю изречение “не искушай Господа Бога твоего”. Потому что требование от Бога появиться перед человеком, не заслужившим этого, или требование совершить чудо, также является искушением Бога. Есть люди, которые предпринимают легкомысленные поступки, вздорные действия, необдуманно подвергая себя ненужному риску не для выполнения необходимых дел, а просто так, для испытания острых ощущений, для баловства. Оказавшись в чрезвычайной ситуации, связанной с ничем не оправданным риском, такие люди самонадеянно рассчитывают не на себя, а на Бога, думая и заявляя о том, что их спасение это не их дело, а забота Бога, Который должен сотворить чудо, чтобы им помочь.

Такие люди не задумываются о том, а достойны ли они спасения и внимания со стороны Бога. А исполняли ли они Божьи законы и делали ли добрые дела, чтобы заслужить Божью помощь, внимание и заботу. Ведь человека окружает та сверхъестественная сила, которой посвящены и пронизаны его помыслы и дела. Когда же Божьего вмешательства в их легкомысленную и непутевую жизнь не происходит, они обвиняют не себя за то, что не знают законов Божиих и за то, что не делали добрых поступков, а Бога. Такое поведение и такой образ мышления также является искушением Бога. И если бы люди указанного типа знали и не забывали изречения “не искушай Господа Бога твоего”, то многих неприятностей в их жизни можно было бы избежать. Есть люди, которые в своей жизни имеют много мелких и крупных неприятностей и препятствий. Если бы они интересовались словом Божиим, изучали законы жизни, а не только стремились к личной выгоде и обогащению, то должны были бы знать что неприятности попускаются Богом как наказания за их прежние греховные поступки. А также даются как испытания человеку. И в зависимости от того, как человек выдержит эти испытания (без ропота, стойко и достойно) то такими поступками он сам сформирует свой будущий успех. И чем тверже и достойней человек ведет себя в этих испытаниях, уповая на Бога и, делая добрые дела, тем меньше будут длиться неприятности. Потому что согласно закону воздаяния Божьего к человеку возвращаются его же поступки, злые или добрые. А люди описываемого склада не хотят достойно бороться с неприятностями и преградами жизни. Наоборот всем жалуются на свои несчастья и обвиняют в них не себя, а Бога. Хотя по законам Божиим просто так без предпосылок и причин в жизни ничего не происходит, в том числе неприятности или везение. Такие люди не только не хотят изменить добрыми делами свою жизнь, но и гневят Бога незаслуженными укорами за свои неприятности и завистью к чужим успехам. Они, завидуя закоренелым грешникам, таким как взяточники, казнокрады, и т.д., говорят, что Бог таких людей, мол, не карает, и эти грешники пока благоденствуют, утопают в роскоши. Такие люди, обвиняя не себя, а Бога и других людей в своих неудачах, забывают взглянуть на себя. Не хотят раскаяться в своих собственных грехах и избавиться от них. Такие люди, вместо того чтобы безропотно переносить посланные им неприятности и делать добрые дела для улучшения собственной жизни, дерзко требуют от Бога чтобы он, как они говорят, проявил справедливость и наказал грешников, которые живут лучше их. Эти люди, вместо того чтобы исправиться, торопят Бога совершить преждевременный суд над грешниками, их врагами. Впадают в грех ропота против Бога и уныния. И выше перечисленными действиями искушают Бога, забывая слова “не искушай Господа Бога твоего”.

Как видим, эти замечательные слова, произнесенные Спасителем, были адресованы не только искусителю, но и различным группам людей, своими грешными поступками повторяющими действия искусителя и искушающими Господа Бога, вместо того чтобы покаяться, исправиться, и добрыми поступками улучшить свою жизнь.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 2000 г.