Откуда возникло зло и зачем оно существует в мире?

Вопрос, откуда возникло зло, зачем оно существует в мире, нашел свое отражение не только древних религиозных учениях и философских системах, но и в новейших современных теориях. Согласно христианским представлениям, диавол, воплощающий зло, представляет собой падшего Ангела, восставшего против Бога и сброшенного с неба на землю за неповиновение. После своего падения сатана всячески пытается помешать Богу устроить на земле Царство Божие. Этот злой дух соблазняет людей на грехи, противодействует Богу во всех Его делах. Человек сотворен Богом не злым созданием, что видно из учения Иисуса Христа. Человек должен любить всех людей, относиться к ним так, как хотел, чтобы и с ним поступали. Любить даже врагов, творить добро ненавидящим его, и быть совершенным, как Отец его Небесный. Если Бог предъявляет такие требования к человеку, то значит, человек способен их выполнить.

Если бы человек был создан злым, то от него нельзя было бы требовать выполнения добрых дел. Поэтому если к человеку предъявляются требования в исполнении добрых поступков, то надлежит признать, что человек изначально создан как существо доброе, и зло находится не в нем, а во внешнем мире. Поскольку человек по Воле Божьей наделен свободой в волеизъявлении и выборе тех или иных поступков, то человек может подчинить свою волю Божьей и творить добро, или добровольно и самостоятельно направить свою волю на совершение злых дел. Таким образом, человек становится злодеем не потому, что первоначально создан таковым, а потому что добровольно, по своей воле разрешает злу завладеть своей душей, и сознательно отступает от Воли Божьей, совершая много грехов, о чем впоследствии человеку приходится сожалеть. В факте того, что злые помыслы и желания являются чем-то посторонним, не свойственным человеку, внушаемым извне, убеждается каждый человек, привыкший анализировать свои поступки и думать над происхождением помыслов и влечений. Такой человек часто замечает, что в его сознании помимо голоса разума и совести звучит и другой, враждебный ему голос, склоняющий человека совершать злые поступки. И что перед совершением этих поступков в человеке идет ярко выраженная борьба добрых и злых мотивов и желаний. И если в этой борьбе человек поддается злым мыслям, то он чувствует, что подчиняется чужой злой воле и становится её рабом. Темная сила, увлекающая и склоняющая человека к греху, влечет его к погибели. И поскольку никто из людей не желает себе зла, то приходится признать, что злая сила не находится внутри человека, а существует во внешнем мире.

Но человек беспечно и безрассудно позволяет, разрешает свершиться тому, что злая сила овладевает его разумом, что и приводит человека к совершению греха. Вот этот голос зла, подбивающий нас на грех, в отличии голоса разума и совести, и есть голос злого духа. “Кто из нас не испытывал как ему в святейшие минуты, в благоговейные часы его настроения приходили злые и соблазнительные мысли, от которых он хотел бы отказаться и касательно которых он ясно знает, что они не в нем имеют свое последнее происхождение? Мы все неоднократно испытываем, что нам приходится бороться не просто с плотью и кровью, но с таинственным миром темных сил, действие которых проникает в наше внутреннее существо” (Лютард, “Апология христианства”, гл.12). Господь дает возможность защититься от злых духов при помощи молитвы, поста, крестного знамения, святой воды. А главное - исполнением Воли Божьей через совершение добрых поступков. Верования в существование злых духов имеются во всех религиях мира, на всех этапах человеческой цивилизации. И поскольку выдающиеся умы языческой философии и других стран мира так всеобще (одинаково, сходно) разделяют это мнение, то этот факт говорит в пользу того, что нельзя отвергать существование злых духов только потому, что мы их не видим и не осязаем.

В борьбе добрых помыслов и поступков, и из анализа этой борьбы ясно чувствуется присутствие некой потусторонней злой силы, которая стремится поработить человеческий ум, подчинить его своим, злым и враждебным внушениям. Это заставляет искать доказательства реального существования злых духов. Иисус Христос в Своем учении прямо говорит о существовании злых духов. Он называет злого духа сатаной, диаволом, лукавым, князем мира сего. Иисус Христос научил нас молитве, в которой мы должны просить Бога-Отца избавить нас от лукавого, то есть злого духа. В притче о плевелах (Матф.13:24-43) Спаситель говорит о злом духе. “Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол” (Матф.13:38,39). Сам Он изгоняет злых духов, и они повинуются Спасителю. Атеисты, без аргументов отрицающие существование потустороннего мира, чтобы умалить значение советов Иисуса Христа, бездоказательно говорят о том, что Спаситель был подвержен суевериям своего народа и воображал, что изгоняет духов зла. А на самом деле сталкивался с сумасшедшими людьми, которым казалось, что они одержимы злыми духами, в силу своей болезни. Но говорить так, значит отрицать Божественную природу Иисуса Христа, которая была доказана Его многочисленными чудесами. Утверждение атеистов о том, что Спаситель Сам не верил в злых духов, а делал вид, что только изгонял их, чтобы приспособить лечение сумасшествия под верования евреев, тоже неверно. Если принять эту ложную точку зрения, то надлежало бы признать Спасителя обманщиком. Но даже атеисты признают Его безупречным в вопросах нравственности, совести и правдивости. “Некоторых, даже верующих во Христа, соблазняют вопросы: как это Бог допустил существование злых духов, имеющих власть творить зло. Власть, не совместимую с понятием о Его (Бога) могуществе и доброте? Как примирить понятия о Всемогуществе Бога и власти диавола? И не подрывает ли власть диавола, не ограничивает ли она Всемогущество Бога?” (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, указ. изд., с.96).

Святой Иоанн Златоуст на эти вопросы отвечал так: “Если бы диавол обладал властью над людьми и побеждал их силою, то давно всех погубил бы и не осталось бы на земле ни одного праведного или добродетельного человека. Но так как среди многих грешников всегда было немало добродетельных людей, то из этого следует заключить, что диавол не имеет никакой власти над людьми. Если он и побеждает их, то только хитростью, обманом, соблазняя и подстрекая на дурные дела. Но так как человек одарен разумом и свободой воли, то в его власти не поддаваться соблазнам диавола. Если же он поддался им, то сам виноват, и не может оправдаться тем, что его соблазнил диавол. Пыталась и Ева оправдать свой грех тем, что змий обольстил её. Но прощения она не получила, а подверглась жестокому осуждению. Потому что в её власти было не пасть. (Быт.3:13). А Иов не был беспечен и поэтому диавол не мог соблазнить его, не мог вовлечь в грех, несмотря на все бедствия, которые неожиданно и незаслуженно пришлось ему испытать (Иов). Бдительным и внимательным диавол не только не вредит, но даже приносит пользу. Не по своей впрочем, воле, потому что она зла, но потому что они, выдержав нападения диавола, и не поддавшись его искушениям, оказываются победителями зла, испытанными в борьбе. И потому способными мужественно встречать и дальнейшие нападения врага. Если же диавол и побеждает многих, то только по их слабости, а не по своей силе. Итак, Бог, одарив человека разумом и свободой воли, оставил в мире диавола для того, чтобы в борьбе с ним человек нравственно совершенствовался, и, чуждаясь зла, стремился бы к Богу, источнику Света и Добра. Помни это, исправь свою волю, и никогда ни от кого не потерпишь вреда. Не только от добрых, но и от злых. А когда согрешишь, постарайся узнать виновника греха, и найдешь, что это не иной кто, как ты, сделавший грех” (Святой Иоанн Златоуст, Творения, том 2, с.271).

На вопрос о том, почему Бог не сотворил человека не способным делать грех, Святой Василий Великий ответил так: “Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют перед тобою свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, а свободно совершаемое (дело) по добродетели. Кто порицает Бога, что не сотворил нас безгрешными, тот предпочитает природе разумной, неразумную. Природе, одаренной произволением и самодеятельности, неподвижную и не имеющую никаких стремлений” (Василий Великий, Творения, часть 4, беседа 9).

Философ Ж.Ж. Руссо в своем произведении “Эмиль” об этом говорил так: “Провидение не хочет зла, которое совершает человек, злоупотребляя данной ему свободой. Оно сделало его свободным не для того, чтобы он делал зло, но чтобы по свободному избранию делал добро. Роптать на Бога, что Он не препятствует совершению зла, значит упрекать Его в том, что Он дал человеку славную природу и его действиям предал нравственное благородство, что Он сообщил ему право, способность к добродетели. Как? Чтобы воздержать человека от зла, неужели Он должен был ограничить его инстинктом, сделать его животным?”

Подводя итог выше рассмотренным понятиям можно сказать о том, что злые духи есть уже потому, что на их существование указывал Иисус Христос. Силы зла, как внешний фактор, могут первоначально только искушать человека. А после совершения человеком злых поступков и управлять им. Но человек, имея разум, волю и логику со своей стороны, и опираясь на поддержку Бога с другой стороны, может одержать победу над силами зла. Наличие зла в этом мире заставляет человека обращаться к Богу за помощью, проявлять бдительность и осторожность, вести разумную, трезвую жизнь. Всё это имеет своей целью дать возможность человеку выйти победителем в схватке с искушениями и соблазнами, посрамить искусителя и направить свою жизнь служению Богу. То есть Господь разрешает (попускает) искушать людей для того, чтобы люди закалялись нравственно, стремились к моральному совершенству. Чтобы добровольно могли продемонстрировать свой жизненный выбор, выражающий их главную позицию жизненной философии как жить, в грехе или с Богом в сердце. А также и то, что они добровольно отошли от зла и стали на сторону Бога, Добра и Света. Если же человек допустил грехопадение, то в этом повинен он сам. Так как у него были все возможности противостоять греховным соблазнам и искушениям, проявляя силу воли, разум, логику, используя поддержку Божью при помощи чтения молитв, применения крестного знамения, соблюдения постов. А главное через совершение добрых дел построить свою счастливую жизнь. Но и после грехопадения человек может покаяться, начать творить добро и вернуться к Богу.

Существование злых духов не отрицает могущества Божьего, а оттеняет его, показывая, что благодаря Могуществу Божьему зло, в конечном счете, всегда будет побеждено, и служит для Него фоном, на котором действия Добра видны четче и ясней. Поэтому зло просто бессильно перед Всемогущей Волей Божьей, перед добровольно выраженной волей людей вести жизнь праведную, служить Богу и делать добро, выполнять Божьи заповеди и иметь счастливую жизнь согласно наставлению. “И делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было” (Втор.6:18). “Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла” (Еккл.8:5).


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 2000 г.