"И говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне" (Матф.4:9). В греческих текстах различных древних кодексов Библии сказано "сказал" или "говорил". Таким образом, прошедшее время слова "говорить" указывает на то, что разговор искусителя был продолжен после всего выше сказанного в 8-м стихе.

Показав греховную славу всех царств мира для подтверждения того, что порок имеется во всех странах мира, искуситель в 9-м стихе предлагает Спасителю сделку с Его совестью, и говорит что всё это, то есть греховную славу царств мира, отдаст Спасителю, если Он, падши, поклонится искусителю. У Луки это место пояснено подробней. Вместо слов "всё это дам Тебе" присутствующих у Матфея, Лука пишет о том, что нужно подразумевать под понятием "всё это". Лука пояснил: "Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их" (Лук.4:6).

Почему же именно славу царств и власть над ними искуситель предлагает Спасителю? И на этот вопрос ясно отвечает Лука: "Ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее" (Лук.4:6). Если в 8-м стихе искуситель представил Спасителю на горе свое видение, свое восприятие и понимание греховной славы царств мира, то в 9-м стихе предлагает её Спасителю как высший дар, которым якобы сам распоряжается и может дать тому, кому хочет. В упомянутом при пояснении предыдущего стиха предании говорится о том, что в этом эпизоде искуситель также продолжал убеждать Спасителя, говоря о том, что у ног Его лежат все царства мира. "Посмотри - говорит лукаво искуситель с насмешливо-демонической гримасой на лице, - кому же подчиняются эти царства мира, Богу или мне. Ты говоришь о том, что с точки зрения Бога слава царств иная. Но посмотри, кому подвластен этот мир и кто им правит? Одни люди, увидев моими греховными глазами все прелести славы царств мира, забыли о Боге. Другие живут и не зная Его". Затем искуситель ложно восклицает: "В мире существует моя власть, так как все люди порабощены жаждой славы, стяжательства, богатства и греха". Спаситель отвечает, что есть и другие люди, которые являются праведниками и живут по Законам Божиим. Почему же их, живущих в этом же мире, не замечает искуситель. Настаивая на том, что именно его взгляд о славе царств мира правильный, искуситель говорит о том, что все царства мира и слава их будут принадлежать Спасителю, если Спаситель, падши, поклонится искусителю.

Почему именно от Спасителя искуситель требует поклонения? Потому что именно поклонение у древних евреев считалось очень важным поступком. Оно представляло собой обряд, совершаемый по строго разработанным правилам. Внешне этот обряд выглядел так. Человек, опустившись на колени, медленно и торжественно совершал поклоны, со словами и без слов. Существовали поклоны коленопреклоненные и поясные. При поясных поклонах человек не становился на колени, а просто сгибался в поясе. Но высшим выражением смирения и уважения считался коленопреклоненный поклон. Поклоны у древних евреев существовали как выражение уважения и совершались перед Богом в храме, или царем, или первосвященником, или языческим идолом. Искуситель требует от Спасителя не какой-либо поклон, а коленопреклоненный, при совершении которого человек упав ниц, совершает поклонение. Такие поклоны чаще всего адресовались только Богу. Зачем же искусителю нужен такой поклон от Спасителя? Перед этим (Матф.4:8) показав Спасителю все царства мира и славу их, а затем (Лук.4:6) заявив о том, что эта слава принадлежит ему, искусителю, то есть что он якобы хозяин мира земного, искуситель, и потребовал для себя совершения коленопреклоненного поклона как Богу, как властителю царств земных. Он продолжает искушать Спасителя богатствами царств земных и властью над миром. Он предлагает славу царств в обмен на поклонение. И поскольку Спаситель имеет Свое представление о том, что есть истинная слава царств земных, то искуситель предлагает вступить Спасителю в сделку с собственной совестью. Ведь совершением поклонения Спаситель признал бы Богом искусителя, признал бы его ложный взгляд на то, что же представляет собой истинная слава царств земных, и признал бы Себя рабом искусителя.

Поклонение было нужно искусителю, потому что человек во время поклонения, совершаемого с искренними чувствами, испытывает особое душевное состояние. Поклонение – это и обряд, и признание того, кому человек будет служить. То есть по Божьим законам, или без них, будет строить свою жизнь. Матфей говорит о том, что искуситель требует от Спасителя, чтобы Тот, пав ниц, поклонился ему. В этих словах просматривается и второй скрытый смысл. Эти слова являются указанием не только на поклонение с падением на колени, но и на нравственное падение человека. То есть, совершив такое поклонение, человек совершает нравственное падение, признав себя побежденным духом зла, отдавая себя на служение темным силам и греху.

Когда читаешь текст о том, что искуситель предложил Спасителю греховные богатства, роскошь и власть царств всего мира за поклонение ему, то вспоминаются пророческие слова "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Матф.16:26). Эти слова подтверждаются самой жизнью.

Был во времена Спасителя один из могущественных людей на земле правитель одного из крупнейших царств земных, римский император Тиберий. Власть его была безгранична, богатства огромны и несметны. Он мог позволить себе любые блага и удовольствия на свете. Его жизнь украшали великолепные дворцы, поражающие воображение роскошью. Он жил в великолепном дворце на прекрасном острове, имеющем лучший климат в мире. Однако, по словам его биографа, он был очень несчастливым человеком. Вот как об этом пишет его биограф, историк Плиний. Он был "самым несчастным человеком". И как указывает историк Тацит, сам Тиберий в письме к своему сенату жалуется на всех богов и богинь, говоря, что они его загубили. Многочисленные болезни, которым был подвержен император, изнуряли его организм, превращали жизнь в страдания, мешали наслаждаться роскошью и богатством. Постоянно боявшийся покушений, изнуренный болезнями старик был самым несчастным человеком на свете, хотя являлся повелителем огромной империи и обладателем небывалых почестей, власти и богатств. Поэтому от этой похоти очей и гордости житейской для себя лично он не имел никакой пользы, потому что, повелевая всем миром, он повредил своей душе. А произошло это потому что он к власти над миром пришел путем греха, служив своими поступками повелителю зла.

Но сатана не может дать ничего доброго человеку, так как является воплощением зла и врагом человека. Поэтому, проведя жизнь в муках от болезней, в страхе перед покушением, император в конце концов был коварно задушен простынями своими же придворными. Так произошло потому что он жил без Бога в душе, и приобретенный мир был ему не в радость, потому что он потерял свою душу.

И только тот человек, который чист душей и живет с Богом, становится сонаследником Царства Небесного. А в земной жизни Господь ему дает все необходимые для счастья. "И делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было" (Втор.6:18). "Счастлив не тот человек, у которого много денег, а тот, кому их хватает", - говорит одна пословица. Согласно религиозной мудрости, если человек живет в мире с Богом (исполняя Законы Божии и творя добрые дела), то Сам Бог заботится о том, чтобы помочь удовлетворить необходимые потребности человека, и помогает такому человеку во всех его жизненных ситуациях. "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матф.6:25,33). То есть человек будет счастлив тогда, когда самая могущественная сила в мире, Бог, будет помогать ему в жизни. Обратившись к Богу, человек может защитить себя от болезней, от неудач и страданий, добиться счастья в семье и успеха в делах. Для этого не обязательно становиться правителем или богачём, а надо жить в мире с Богом. И делать добро, исполняя Законы Божьи, совершенствуя себя в духовном плане, чтобы стать достойными Царства Небесного. Иначе богач или правитель, отягощенный болезнями и неудачами, не будет рад своему богатству и власти, так как у него жизнь без помощи Божьей, как и у Тиберия, будет обречена на страдания.

Древнееврейские цари, Давид и Соломон Мудрый, тоже были правителями. И когда они жили в мире с Богом, их жизнь была удачной и счастливой. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что главной целью искусителя было принуждение Спасителя совершить поклонение. Средствами для этой цели были возведение на гору и прельщение Спасителя греховной славой земных царств. Поскольку искуситель помимо всех видов грехов воплощает в себе и гордыню, из-за которой он взбунтовался против Бога, то требованием совершить поклонение, он тешил бы свою гордыню, нанес бы оскорбление Богу тем, что заставил бы себе воздавать почести как Богу и властелину царств земных.

Вот истинные цели и причины ослепленного гордыней искусителя, принуждавшего Спасителя совершить себе поклонение как Богу и властелину царств земных.


Газета "БЛАГОВЕСТ", февраль-май 2000 г.