Значение искушений Господних для людей

Искушения Господни для человечества имеют огромную назидательную и воспитательную ценность и значение. На примере искушений Господних показаны методы и приемы, которыми действует искуситель на человеческую природу.

В первую очередь искуситель старается использовать естественные потребности человека, для удовлетворения которых толкает его избрать греховный путь быстрого приобретения земных благ, которые потом также быстро проходят. Это и видно из первого искушения Господнего. Многие люди хотят жить в сытости и в роскоши, вкусно есть и сладко спать. А вместо того, чтобы честно работать для удовлетворения своих необходимых бытовых и природных потребностей, избирают греховный путь быстрого и кратковременного богатства. И ещё и незаслуженно оправдывают себя тем, что впали в грех якобы для того, чтобы удовлетворить свои потребности в еде, питье, одежде, то есть в тех потребностях, которые человеку дал Бог.

Да, Бог дал человеку потребности, но и указал на то, что помогает их удовлетворить, если человек будет жить по Божьим законам "не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить ... Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матф.6:25-33). Если же человек для удовлетворения своих потребностей идет по греховному пути, предложенному искусителем, то сам себя обрекает на гибель. "Зло увлечет притеснителя в погибель" (Пс.139:12). Потому что, во-первых, согласно закону воздаяния к нему же вернется его зло. "Воздаяние человеку - по делам рук его" (Прит.12:14). "Я воздам им по их поступкам и по делам рук их" (Иер.25:14). Во-вторых, от искусителя пользы для человека никогда не будет, так как не бывает от зла добра. "Убьет грешника зло" (Пс.33:22).

На примере второго искушения показана вторая форма воздействия искусителя на человека, когда искуситель обращается к духовным потребностям людей. Прикрываясь словом Божьим, он ставит человека на храм его гордыни и подстрекает к падению. Во втором искушении сатана подбивает человека на искушение Самого Бога. То есть предлагает человеку жить так, чтобы нарушать Божьи заповеди и законы, за что человек получит наказание в виде воздаяния Божьего. И если в первом искушении фигурирует удовлетворение плотских, телесных потребностей человека, то во втором искушении сатана обращается к высшим духовным потребностям человека, к его логике и разуму, и предлагает ради достижения корыстных целей нарушить Божьи законы. То есть искушать Бога совершением логически продуманных, но греховных поступков. Искушать, значит заставлять, провоцировать Бога на ответные действия за греховные поступки человека. А после нарушения законов Божьих, как следствие, к человеку приходит воздаяние Божье. И человек знакомится с карой Божьей за греховные поступки. "Дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Рим.12:19).

В третьем искушении Господнем продемонстрирован ещё один метод, применяемый сатаной для искушения людей, для совращения их с пути истинного служения Богу. На этот раз сатана прямо предлагает человеку заключить сделку между человеком и князем тьмы, в замен на греховную славу царств мира и власть над ними. В этом искушении сатана пытается ложно предстать повелителем всех царств мира и незаслуженно требует к себе Божественных почестей в виде поклонения. Но итог третьего искушения красноречиво показал, что достаточно слова Божьего, чтобы рухнули все обольщения искусителя. Потому что искуситель ложно приписывает себе власть повелителя мира и незаслуженно требует к себе Божественных почестей и поклонения. Вывод из всех трех искушений Господних очень прост и логичен. Не нужно, и бессмысленно связываться с искусителем, так как он, представляя собой только зло и грех, не может ничего полезного сделать для человека. Потому что всё находится в руках Божьих, а не искусителя. А силе Божьей не может противостоять и сатана. Поэтому в третьем искушении подведен итог всем искушениям Господним. И дан ясный и понятный вывод. Нужно поклоняться и служить только одному Господу Богу, потому что только Бог сумеет помочь человеку достичь истинного счастья в жизни и защитит от неудач и препятствий.

"Чтобы соблюдал заповеди Господа [Бога твоего] и постановления Его, ... дабы тебе было хорошо" (Втор.10:13).

"Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя во век, если будешь делать доброе и угодное пред очами Господа, Бога твоего" (Втор.12:28).

То есть на примерах искушений Господних раскрыта очень важная истина, суть которой состоит в том, что человек должен идти по жизни только с Богом, обладающим самой могущественной силой в мире, помогающим человеку в достижении счастья. Для этого человек должен служить только Богу. То есть жить, соблюдая законы Божьи и творя добро. Наряду с этим, человек должен знать о существовании сатаны и не поддаваться на его искушения, следование которым кроме зла человеку принести ничего хорошего не может. Потому что сатана враг рода человеческого.

"Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1Пет.5:8).

Таким образом, на примере искушений Господних ясно показано, как должен жить человек, кого чтить, кого опасаться, и с кем идти по жизни. Внимательный читатель может увидеть в искушениях Господних указание на то, что человека окружают не только добрые Ангелы, но и злые духи. И сатана, искушавший Спасителя, продолжает искушать и людей. В искушениях Господних дан пример тому, как же может защитить себя человек не только от искушений, но и от воздействия злых духов. Во всех трех искушениях, проявляя возможности Своей человеческой природы, Иисус Христос защищался Словом Божьим. И дух зла ничего не мог противопоставить Слову Божьему, и вынужден подчиниться Ему.

Таким образом, человек, который подвергается искушениям и воздействиям духа зла, в первую очередь должен обратиться к слову Божьему, и молиться, произнося текст молитв с глубоким убеждением и верованием в непобедимую силу Бога. Перед началом молитв человек должен обратиться к Богу с искренней просьбой о прощении своих грехов. Затем должен читать продолжительное время тексты молитв, после которых может добавить свои личные просьбы, например, об изгнании сатаны, о защите от сил зла. Наиболее действенными и сильными молитвами являются такие молитвы, тексты которых взяты из Святой Библии. Например, молитва Господня, молитва мытаря, псалом 90-й. Считается, что усиливает действие молитв предшествующий им пост. Таким образом, при помощи поста, молитвы и крестного знамения, выполняемых с искренним чувством покаяния в своих грехах и с убежденным верованием в силу Бога, человек может победить любое искушение и противостоять любому воздействию злого духа.

Как видим и в этом плане искушения Господни являются для человека образцом того, как нужно бороться с искушениями и защищать себя от духов зла.


Газета "БЛАГОВЕСТ", февраль-май 2000 г.