"Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему" (Матф.4:11). Слово "тогда" указывает на то, что после совершения всех трех искушений искуситель оставляет Спасителя. Слово "оставить" в одном из его смысловых значений обозначает отойти, уйти от какого-либо объекта. Лука в своем Евангелии уточняет, что диавол уходит от Спасителя сразу после окончания третьего искушения Господнего. Но не навсегда, а "до времени". То есть до какого-то определенного момента.

Целый ряд комментаторов задаются вопросом, являлся ли Спасителю искуситель после искушений Господних. А.П. Лопухин отвечает на этот вопрос так: "Мы не знаем чтобы диавол после являлся Христу для искушений в каком-нибудь чувственном виде". (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, стр.73). Согласно функции диавола, как носителя зла, он причиняет только вред, являясь для искушений. Упоминаний о том, чтобы сатана явился для новых искушений в своем истинном облике, в Евангельских жизнеописаниях Спасителя нет. Однако, впоследствии войдя в Иуду Искариота, искуситель продолжал вредить Иисусу Христу (Лук.22:3). Сразу же после ухода диавола к Спасителю приступили, то есть подошли Ангелы Божии и служили Ему.

По религиозно-философским представлениям Ангел представляет собой сверхъестественную сущность. В греческом языке ангел обозначается словом "ангелос", а в еврейском "малах". Слово "ангел" обозначает "вестник" или "посланник". В Библии это слово часто употребимо к людям-вестникам (Матф.11:10), (Иов 1:14). Наиболее часто в Библии это слово обозначает особых разумных сверхъестественных существ. Эти существа окружают Бога. И Бог через них осуществляет Свою волю и помогает людям (Матф.1:20). Ангелы являются духами (Евр.1:14). Они лишены пола. Они созданы задолго до людей. (Иов 38:7). В Библии указывается на то, что Ангелов много (3Цар.22:19), (Пс.67:18), (Дан.7:10). В Библии Ангелы называются "крепкими силою" (Пс.102:20), (2Пет.2:11), (Откр.5:2). Существуют различные чины Ангелов. Различают Начальства, Власти, Силы и Господства (Еф.1:21). К высшим Ангельским чинам относятся Херувимы и Серафимы. (1Цар.4:4). (Ис.6:2). Ангелы всегда исполняют волю Божью. (Пс.102:20). Верующие люди находятся под охраной и заботой Ангелов. Ангелы радуются спасению грешных людей. (Лук. 2:10). Ангелы наделены свободой воли. Те ангелы, которые соблюдают Божью Волю, являются светлыми существами – Божьими Ангелами (Матф.25:31). Наряду с этим Библия описывает и падших ангелов. Эти ангелы отошли от Бога и получат наказание Божье. (Иуд.6).

Многих толкователей также интересует вопрос, явление Ангелов Спасителю было видимым или духовным? Поскольку сатана приступил к Спасителю в видимом облике (о чем говорят слова "потом берет Его диавол", "поставляет Его" (Матф.4:5) и т.д., что можно осуществлять не в мысленном, а в реальном плане жизни), то можно предположить и то, что Ангелы появились также в реальном, видимом облике.

Другие комментаторы задают вопрос и не находят ответа: Ангелы Спасителю "принесли Ему пищи? Может быть было и так, но об этом ничего не известно" (А.П. Лопухин, ук. изд., стр.73). Дело в том, что в этом стихе главным является не то, в каком виде, видимом или нет, явились Ангелы к Спасителю, и принесли ли Ему пищу, а то, что в противоположность искусителю, требующему поклонения, Ангелы добровольно служили Спасителю. Именно в этом логический и смысловой акцент этого стиха, проявляющийся в противопоставлении действий Ангелов и сатаны. Слово "служение" указывает на то, что Ангелы оказывали Спасителю определенные услуги. Слово "служить" из пяти смысловых значений, в наиболее подходящем означает "делать что-нибудь для кого-нибудь, выполняя чью-то волю, приказания" (С.И. Ожегов, 22-е изд., стр.730). Причем эти услуги были не кратковременными и соответствовали пожеланиям Самого Спасителя. Служение Ангелов происходило с заботой и любовью в отличие от коварства и вражды, исходящих от сатаны во время искушений Господних. Ангелы как посланники Божьи, могли служить только по Воле Божьей.

После прочтения этого стиха у многих людей возникает вопрос о том, как же Ангелы служили Спасителю? Матфей об этом не сообщает, потому что древним евреям (для которых он писал свое Евангелие) было хорошо известно, что значит служить господину. Согласно традициям древнееврейского государства у хозяев имелись специальные слуги, которые оказывали целый ряд традиционных, известных услуг своим господам. Были слуги, которые служили господам при омовении и при принятии пищи. Согласно сведений из преданий, Ангелы сопровождали Спасителя к источнику, где Он совершил омовение после искушений, и помогали Ему там. А также Ангелы служили Спасителю во время принятия пищи после искушений. Можно предположить, что Ангелы, которые "приступили и служили" Спасителю, продолжали находиться с Иисусом Христом до конца Его земной жизни. Такое предположение основано на том, что в Евангелиях нет указаний о том, что Ангелы Божии, совершив служение Спасителю, отошли (удалились) от Него. Поскольку в дальнейших повествованиях не говорится о том, что Ангелы Божии сопровождали Спасителя в зримом виде, то можно предположить, что они присутствовали рядом с Ним, невидимо для людей.


Газета "БЛАГОВЕСТ", февраль-май 2000 г.