“Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею” (Матф.4:12). В предыдущем стихе сообщалось о том, что Ангелы служили Спасителю, а в разбираемом стихе говорится о том, что Спаситель, узнал об аресте Предтечи. У читателей возникает мнение о том, что между указанными эпизодами происходили ещё какие-то события. Об этих событиях рассказано в Евангелии Иоанна.

После искушений Спаситель отправился на Иордан. И Предтеча, видя Его, сказал: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан.1:29). На следующий день Спаситель опять пришел на Иордан. Предтеча, рядом с которым стояли два его ученика, увидев идущего Иисуса, сказал: "Вот Агнец Божий" (Иоан.1:36). И два ученика Предтечи последовали за Спасителем. Иисус Христос спросил, что им надо? Они спросили Его, где Он живет? А Спаситель: "Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот" (Иоан.1:39). Таким образом, после искушений Спаситель, придя на Иордан, был узнан Предтечей и назван Агнцем Божиим, Который берет на Себя грех мира. То есть был провозглашен Мессией. Иными словами после искушений Спаситель был представлен Предтечей народу как Мессия.

Именно этот момент был запечатлен замечательным русским художником А.А. Ивановым в его знаменитой картине "Явление Христа народу". Это монументальное полотно писалось 20 лет, с 1837 по 1857 год, и находится сейчас в Третьяковской галерее. На картине запечатлены люди на перепутье эпох: языческой, иудейской и христианской. За спиной Предтечи стоят фарисеи с елейно-лицемерным выражением на лицах. Перед лицом Предтечи толпа уверовавших людей, пришедших креститься. Именно на них непоколебимо твердо взирает Предтеча, и указывающим перстом показывает на приближающуюся фигуру Спасителя. Лица людей в этой картине представляют собой художественное исследование души. При помощи выражения людских лиц художник с особой силой показал то, как люди восприняли приход к ним Спасителя с учетом их возраста, убеждений, уровня культуры.

В глубине картины выписана величественная фигура Христа, не спеша приближающаяся к людям, несущего им свет нового учения. Эта картина стала в один ряд с величайшими шедеврами мирового искусства. И обогатила живопись новым методом, проявившимся в углубленном психологизме, обостренности драматической ситуации и применении этюдного метода работы над монументальной картиной. События, отраженные на картине Иванова и в Евангелии Иоанна говорят о том, что Спаситель был представлен Предтечей народу как Мессия. Великое событие – явления Христа народу – знаменует конец проповеднической деятельности Предтечи и начало мессианской деятельности Спасителя. Поэтому после появления Спасителя на Иордане, Предтеча удаляется с религиозно-философской сферы жизни древнееврейского царства, так как выполнил поставленную перед ним Богом задачу, приготовить путь Господу, то есть подготовить людей к встрече со Спасителем. Сам Предтеча о Мессии сказал так: "Идущий за мною (Предтечей), но Который стал впереди меня" (Иоан.1:27). Матфей, писавший свое Евангелие для древних евреев, не рассказал об этом событии, потому что оно было очень хорошо им известно.

В то время еврейский народ жил ожиданием прихода Мессии. И объявление о приходе Мессии, сделанное Предтечей, было настолько крупным событием, прокатившимся шквальной волной по всей стране, что не нуждалось в напоминании и описании. Потому что люди сами рассказывали друг другу об этом знаменательном событии, говорили как выглядел Мессия во время Своего появления перед народом, во что Он был одет и т.д. Спустя несколько десятков лет после написания Евангелия Матфея Евангелист Иоанн Богослов напомнил в своем Евангелии об этом событии, которое под влиянием недовольства фарисеев и саддукеев начало тускнеть в памяти еврейского народа. А во времена написания Евангелия Матфея, событие явления Христа народу было у всех на слуху и было самым крупным и громким событием того времени, которое тогда во всех подробностях было известно еврейскому народу. Поэтому Матфей, опуская это известное евреям событие, и начинает в разбираемом стихе описывать события и действия Спасителя, следующие после Его явления народу и предшествовавшие началу Его проповеднической деятельности (Матф.4:12-13). А затем Матфей описывает и само начало проповеднической деятельности Спасителя (Матф.4:17).

В дословном переводе с греческого разбираемого стиха сказано: “Услышав же о том, что Иоанн предан страже, удалился в Галилею”. 12-й стих 4-й главы Евангелия Матфея рассказывает о том, что Иисус Христос услышал от людей о том, что Иоанн Креститель был по приказу царя Иудейского Ирода взят под стражу. Эта информация для Иисуса Христа была очень важной, так как указывала на завершение великого этапа, связанного с проповеднической деятельностью Иоанна Крестителя, Предтечи Господнего. Прекращение проповеднической деятельности Предтечи являлось указанием на то, что Спасителю пришло время начать Свое общественное служение. Подтверждением правильности этой мысли является 17-й стих 4-й главы Евангелия от Матфея, где сказано о Спасителе: “С того времени Иисус начал проповедовать”. В разбираемом стихе говорится о том, что, получив сведения о Предтече, Спаситель удалился в Галилею. О том, зачем Спаситель удалился в Галилею, сказано в дальнейшем тексте Евангелия Матфея.


Газета "БЛАГОВЕСТ", февраль-май 2000 г.