“И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых” (Матф.4:13). В 12-м стихе 4-й главы Матфея сказано о том, что Спаситель удалился в Галилею. А разбираемый 13-й стих говорит о том, что Спаситель оставил Назарет и поселился в Капернауме.

Согласно преданиям между этими стихами произошли следующие события. Узнав об аресте Предтечи, что являлось указанием на то чтобы начать проповедовать, Спаситель удалился в Галилею в город Назарет, где жила Его семья. В Назарете Спаситель собрал всю Свою семью (состоящую из названых сводных братьев и матери Его) и сказал им, что отныне настало то великое время, когда Он должен приступить к Своему высшему делу, к исполнению Своей высшей цели в жизни – заняться проповеднической деятельностью. Спаситель сообщил, что для осуществления этой миссии Он должен покинуть семью. И все заботы по содержанию семьи Он поручает Своему названному сводному брату, остающемуся старшим после Спасителя в семье. Затем Спаситель совершил поклон Своей семье и удалился из Назарета в Капернаум, о чем и повествует Матфей в разбираемом стихе.

В дословном переводе с древнегреческого этот текст звучит так: “И оставив Назарет, придя, поселился в Капернауме приморском в границах Завулона и Неффалима”. В разбираемом стихе говорится о том, что Спаситель поменял место жительства. Он ушел из Назарета и поселился в другом городе – Капернауме.

Капернаум представлял собой один из древнейших городов еврейского царства. Слово “капернаум” в переводе с древнееврейского обозначает “селение Наума”. Наум был одним из пророков древнееврейского народа (Наум.1:1). Город, носивший имя Наума, находился на северо-западной стороне Галилейского озера. Покатая местность, на которой стоял город, за городом постепенно становилась холмистой. В настоящее время город разрушен. Место, где раньше стоял город, в настоящее время называется Телл-Хум. Слово “хум” обозначает черный. Такое название этой местности дано потому, что в ней встречается много камней из черного базальта. С четвертого столетия паломники оставили записи о посещении этого места, на котором ранее находился Капернаум. Интерес к этому городу ученых-библеистов очень велик. Исследователи и сейчас собирают об этом городе всевозможные сведения.

Согласно мнению целого ряда толкователей слово “капернаум” обозначает не город, а селение Наума. Другие толкователи говорят, что несмотря на слово "селение", Капернаум был одним из известных городов в Галилее, расположившийся на западном берегу Тивериадского озера. (Иоан.6:24), (Мар.2:1), (Лук.7:1). Город Капернаум упоминается только на страницах Нового Завета. И если Спаситель родился в Вифлееме, воспитывался в Назарете, то Капернаум был центральным местом Его проповеднической деятельности в то время, когда Спаситель находился в Галилее. С Капернаумом связано много событий из земной жизни Спасителя. Именно в Капернауме поселился Спаситель, после того как ушел из Назарета. (Матф.4:13). После жизни Спасителя в Капернауме, этот город стал называться “Его городом”. “Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город” (Матф.9:1). Как уже говорилось, Капернаум располагался на западном берегу Тивериадского озера. Он находился недалеко от Вифсаиды и Хоразина. А также на небольшом расстоянии от страны Генисаретской. В Капернауме Спаситель уплатил подать в храм (Матф.17:24). В этом городе жили Апостол Пётр и Андрей. В этом городе Спаситель исцелил тёщу Петра, находившуюся в горячке (Матф.8:14-15). В этом городе Спаситель исцелил расслабленного (Матф.9:2-6). Поскольку Капернаум был таможенным пунктом, то в нём служил Матфей (Матф.9:9). В этом городе Матфея, сидевшего для собирания пошлин, Спаситель призвал на Апостольское служение. В Капернауме находилась синагога, в которой Спаситель часто учил людей (Иоан.6:59). В синагоге этого города Спаситель изгнал нечистого духа (Лук.4:33). В этом городе Спаситель исцелил слугу римского сотника (Лук.7:2-10). В самом городе Капернауме и в его окрестностях Спасителем было произнесено много проповедей, рассказано много притч и проведено много бесед.

Но несмотря на многочисленные чудеса, которые совершил в этом городе Спаситель, несмотря на все вразумления и беседы, проведенные Спасителем, жители города не раскаялись и не уверовали в Иисуса Христа. Поэтому Господом была предсказана судьба этого города в такой пророческой фразе: “И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня” (Матф.11:23).Эти слова, адресованные Капернауму, надо понимать так. До неба этот город был вознесен, потому что в нём жил и проповедовал Иисус Христос. Поэтому жители этого города имели уникальную возможность познать учение Христово и спастись. Однако они не использовали этой возможности и за свои грехи подверглись наказанию. Пророческие слова Божьи о судьбе этого города полностью сбылись. От былой славы и величия Капернаума ничего не осталось, потому что город превратился в руины.

В конце XIX века в окрестностях города было несколько рыбачьих хижин. В настоящее время город представляет собой развалины, заросшие высоким репейником. Место, где находятся развалины города, выглядит диким и пустынным. И паломникам приходится пробираться к этому месту с трудом чтобы на него посмотреть. По словам путешественников, место, где ранее процветал Капернаум, выглядит угрюмо и зловеще. Там невозможно встретить ни одного живого существа кроме ящериц и змей, свивших себе гнезда в бурьянах между развалинами этого города. В современной библиистике считается, что место расположения этого города неизвестно.

Некоторые современные исследователи считают, что город находился на расстоянии, которое можно было пройти путешественнику за час его пути, если путь начать к югу от северной части Галилейского озера. Другие исследователи полагают, что город находился в местности, называемой Хан-Миние. Эта местность находится немного южнее Тель-Хум. Многие исследователи полагали, что развалины, находящиеся в Тель-Хум (Тель-Гум), принадлежат городу Капернауму. Слово “приморском” указывает на то, что этот город был расположен недалеко от Галилейского озера, и находился в пределах территории, именуемой землями Завулоновыми и Неффалимовыми.


Газета "БЛАГОВЕСТ", февраль-май 2000 г.