“С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Матф.4:17). В 17-м стихе 4-й главы сказано о том, что Спаситель с того времени как поселился в Капернауме, начал проповедовать. В Своей проповеди Спаситель говорил о том, чтобы люди покаялись, так как приблизилось Царство Небесное. Слова из 17-го стиха, произнесенные Спасителем, очень сходны со словами Иоанна Предтечи “В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Матф.3:1-2).

Это сходство слов Предтечи и Спасителя стало основанием для некоторых комментаторов Библии для высказывания ими неверных пояснений. “Объясняя эти слова некоторые (Штраус) высказывали даже мнение, что не Иоанн считал себя Предтечей Христа, а Сам Христос считал Себя Предтечей Иоанна. Но такое мнение уже совсем не оправдывается никакой критикой” (А.П. Лопухин, указ. изд., т.9, стр.76). Логичнее и проще объяснить сходство слов Предтечи и Спасителя тем, что Спаситель продолжил проповедническую деятельность, начатую Предтечей. Причём продолжал просвещать людей проповедью о приближении Царства Небесного.

Для Самого Спасителя устранение Предтечи от проповеднической деятельности явилось знаком (сигналом), указанием на начало Его общественного служения. А поскольку согласно предсказанию пророка Исаии появление Спасителя и Его проповедь должны были стать светом для народа, проживающего в указанных землях, то Спаситель отправился в эти края сразу после извещения о взятии под стражу Иоанна Предтечи, потому что в этих краях люди жаждали Его проповеди и духовных знаний сильнее, чем в гордом и просвещенном Иерусалиме. Поселившись в Капернауме (то есть в указанной пророком Исаией местности) Спаситель продолжил проповедническую деятельность Предтечи, проповедуя людям о том, что приблизилось Царство Небесное.

Таким образом, первоначальная проповедь Спасителя о приблизившемся Царстве Небесном была продолжением проповеди Предтечи. Но несмотря на внутреннюю взаимосвязь, проповеди Предтечи и Спасителя имели друг от друга целый ряд отличий. Эти отличия проявлялись в следующем. Иоанн Креститель призывал покаяться людей, потому что в скором времени должен прийти Царь, Мессия и уже приблизилось Царство Небесное. Иисус Христос также в Своей проповеди говорил о том, что приблизилось Царство Небесное, но не называл Себя Мессией, Царем, Избавителем. Спаситель в Своей проповеди выступил перед людьми как продолжатель проповеднической деятельности Иоанна. Но проповедь Спасителя таковой была только в начале Его проповеднической деятельности. В дальнейшем проповедь Спасителя приобретает черты Евангелия Царства Небесного, то есть перерастает в проповедь учения Христова.

Из всего выше сказанного можно судить о том, что первоначальная проповедь Предтечи и Спасителя были сходны в провозглашении того, что приблизилось Царство Небесное в связи с приходом Мессии. Но как мы увидим в дальнейшем, проповедь Спасителя впоследствии становится проповедью учения Христова.


Газета "БЛАГОВЕСТ", февраль-май 2000 г.