“Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы” (Матф.4:18). В этом стихе говорится о том, что когда Спаситель проходил недалеко от моря Галилейского, то увидел двух братьев рыбаков, Симона, называемого Петром, и Андрея, закидывающих сети в море.

Толкователи Библии по своему объясняют различные места этого стиха. “Слово “проходя” указывает на неоднократное посещение Галилейского озера” (А.П. Лопухин, ук. изд., т. 9, стр.76). В современном русском языке слово “проходить” означает “провести какое-то время ходя” (С.И. Ожегов, 22-е изд., стр.625). В этом же словаре указано, что слово “проходить” объяснено в статье, поясняющей слово “пройти”. Слово “пройти” в наиболее подходящем из 17-ти смысловых значений означает “1 в ходьбе в движении передвинуться; идя, двигаясь совершать путь” (С.И. Ожегов, 22-е изд., стр.610). Но ни одно смысловое значение не указывает на “неоднократное посещение”, как о слове “проходя” ошибочно пишет А.П. Лопухин.

В стране Галилейской, находящейся в Палестине, существует озеро, которое называется Галилейским морем, Генисаретским озером и Тивериадским морем. В древности это озеро называлось Киннерефским. “От Шефама пойдет граница к Рибле, с восточной стороны Аина, потом пойдет граница и коснется берегов моря Киннереф с восточной стороны” (Чис.34:11). Генисаретским озером оно называется в честь города Генисар. А Тивериадским морем это озеро прозвано по имени города Тивериады (Иоан.6:1). Иногда в Евангельских текстах это озеро называется просто морем (Матф.8:24) или просто озером (Лук.8:22). Это озеро имеет 20 верст в длину, а в ширину 8 верст. В северной части этого озера с горы Гермона в него впадает Иордан и вытекает с южной стороны этого озера. Согласно исследованиям современных ученых длина Генисаретского озера 20 километров, ширина 10 километров, глубина около 50 метров. Согласно геологической характеристике, озеро лежит на 225 метров ниже уровня моря.

Во времена Спасителя весной берега озера покрывались пышной зеленью и чудесными цветами. На берегах этого озера росли мальвы и олеандры, покрытые благоухающими цветами. Озеро окружали невысокие пологие горы, придававшие ландшафту мирный и привлекательный вид. Климат в окрестностях озера тропический. Между базальтовыми скалами, расположенными по берегам озера, росли высокие пальмы и латусы. На плодородных полях, находившихся недалеко от озера, рос индиго, возделывалась пшеница и другие злаки. Вода в озере была прозрачной, прохладной, пригодной для питья и приятной на вкус. В древние времена воду, взятую из озера, наливали на ночь в кувшины для охлаждения. В озере было очень много рыбы. Поэтому местные жители с древнейших времен вплоть до настоящего времени успешно занимаются рыболовством. Чаще всего озеро бывает спокойным. Но иногда под воздействием ветров на нём случаются бури, что нашло свое отражение в Евангелиях.

С этим озером связано очень много Евангельских эпизодов, так как недалеко от этого озера произошли многие главные события из земной жизни Иисуса Христа. Спаситель призвал на Апостольское служение достойных людей, занимавшихся рыболовством на этом озере (Матф.4:18-22) (Лук.5:1-11). Именно на берегах этого озера к Своим ученикам, закидывающим в воды сети, явился Спаситель после Своего Воскресения (Иоан.21:1-14). Местность, окружающая озеро, была самой густонаселенной частью Палестины во времена земной жизни Спасителя. В то время девять городов находились на берегах этого озера. А жители многочисленных селений окружавших это озеро, занимались земледелием на расположившихся вокруг озера плодородных равнинах.

В настоящее время семь из девяти городов находятся в запустении и являются необитаемыми. В городе Магдала, в котором родилась Мария Магдалина, к концу XIX века сохранилась полудюжина убогих лачужек рыбаков. А в городе Тивериада оставалось немного жителей. Вода в озере в настоящее время, хотя и пригодна для питья, но имеет солоноватый вкус, и стала слегка мутноватой. И на берегу озера уже не видно большого количества рыбачьих лодок, несмотря на то, что в нем до сих пор водится рыба. На западной части побережья озера, в той стороне, где был Капернаум, располагались округлые холмы с пологими спусками. Самый высокий из этих холмов существует и сейчас и называется Гаттин. Вокруг озера много базальтовых скал. Но в одном только месте существует известковая скала, входящая в виде мыса в озеро. Путешественники, проходящие этой местностью, говорят о том, что они хорошо представляют, как много лет назад по окрестностям озера проходил и Спаситель, и Его ученики.

Проходя близ Галилейского моря, Спаситель увидел двух братьев рыбаков, Симона и Андрея, в последствии ставших Его учениками. Апостол Пётр – один из учеников Иисуса Христа. Слово “пётр” обозначает “скала, камень” (Иоан.1:40). Пётр являлся сыном Иониным и был братом Андрея. Первоначально Пётр назывался Симоном. Имя Пётр (от сирийского слова “кифа”, означающего скалу) было дано ему тогда, когда он был призван на Апостольское служение (Иоан.1:42) (Матф.16:18). Семья Петра жила в Капернауме (Матф.8:14) (Мар.1:24) (Лук.5:38). По роду своей деятельности Пётр был рыбаком (Лук.5:1-3). В жизни Петра было много чудесных событий. Например, тёща его была исцелена от горячки Спасителем (Матф.8:14-15). В присутствии Спасителя была Петром произведена чудесная ловля рыбы (Лук.5:6-9). Причем рыбы было так много, что даже “сеть у них прорывалась” (Лук.5:6). Пётр, также как и Спаситель, шел по воде (Матф.14:29). Пётр высказал свое твердое верование в Спасителя и в Его Божественную миссию (Матф.16:16). Пётр был предан Своему Учителю, что подтверждается его ответом Спасителю (Иоан.6:67-69). Вместе с Иаковом и Иоанном Пётр удостоился лицезреть славу Господа на горе Фавор во время преображения Господнего. Пётр воспротивился Спасителю, когда Он омывал ноги своим ученикам (Иоан.8:8-9). Пётр также присутствовал с Иисусом Христом и другими Апостолами в саду Гефсиманском (Матф.16:36-56). Движимый желанием защитить Господа, Пётр ударом меча отсек у раба первосвященника, Малха, правое ухо (Иоан.8:10). В день Пятидесятницы Апостол Пётр своей проповедью сумел обратить в христиан в начале пять тысяч, а затем три тысячи человек. Вместе с Иоанном Пётр исцелил хромого человека, сидевшего перед вратами храма и обратился с проповедью к толпе перед иудейскими начальниками (Деян.4:19-20). Пётр после заточения в темницу, сумел защитить себя перед синедрионом. В дальнейшем Пётр в Самарии обличил Симона волхва, а в Лидии сумел исцелить расслабленного Энея. В Иопии воскресил Тавифу. Повторно заключенный в темницу, он был чудесно освобожден Ангелом Божиим. В Иерусалиме он присутствовал на собрании Апостолов. Затем находился некоторое время в Антиохии. А также проповедовал в разных странах на востоке и западе. И мученически скончался в Риме.

Согласно преданию, римские христиане предлагали Петру спастись бегством. Однако Господь в чудесном видении посоветовал ему не делать этого. В Риме до сих пор показывают древнюю темницу под названием Момертинской, в которую были заточены Апостолы Пётр и Павел по повелению императора Нерона. Жена Святого Апостола Петра сопровождала своего мужа в его странствиях и приняла мученичество.

Святая церковь именует Святых Апостолов Петра и Павла первоверховными и празднует день их памяти 29 июня по старому стилю. 16 января по старому стилю является днем поклонения честным веригам Святого и всехвального Апостола Петра. Святой Апостол Пётр написал два Соборных послания, в которых он обращается к уверовавшим евреям, живущим в Палестине.

Святой Апостол Андрей в Евангелии назван мужем сильным (Иоан.1:40). Был одним из двенадцати Апостолов Господних, сыном Ионии и братом Симона Пётра. Первоначально Андрей был помощником брата своего в ловле рыбы (Мар.1:16). Затем стал учеником Иоанна Крестителя. Вняв словам Предтечи об Агнце Божьем, он стал первым последователем Иисуса Христа, узнал в Нём Мессию (Иоан.1:35-42). За это он был в последствии прозван первозванным. Узнав в Иисусе Христе Мессию, он привел к нему своего брата Петра. Затем на берегу Галилейского озера Андрей вместе со своим братом был возведен в Апостолы (Мат.4:18). С этого времени он следовал за Спасителем до самой Его крестной смерти. Согласно преданию, после чудесного дня Пятидесятницы он проповедовал в Скифии. Дошел до земель, где теперь располагается нынешний город Киев, и на одной из гор водрузил крест с пророческими словами: "Видите эти горы. Поверьте мне, на них воссияет благодать Божья". По сказанию Андрей посвятил первого епископа Константинополя, Стахия.

Согласно преданию Святой Апостол Андрей доходил и до земель, где впоследствии возник город Новгород. В IX-м столетии показывали кафедру, сложенную из черных камней, на которой он проповедовал. Он был на берегах Понта. Через Пропонтиду перешел во Фракию, был в Греции. Согласно преданию, он принял мученическую кончину в городе Ахе, в котором подвергнут был распятию. Причем крест, на котором он был распят, имел доски, сбитые наискось в виде буквы "Х" и получившего в дальнейшем название Андреевского креста. Издревле в России этот крест находился в большом почитании, потому что он воспринимался как крест, символически изображающий первую букву из имени Христа. Поэтому такой крест рассматривался ещё и как символическое изображение имени Иисуса Христа. В России косой Андреевский крест как святое изображение, помещается на флагах военных кораблей. Год, в котором Андрей был распят, неизвестен. Зато последний день ноября у восточных и западных христиан считается днем его кончины. В царской России был учрежден орден Андрея Первозванного. Такой же орден учрежден и в Шотландии, которая чтит этого Святого как покровителя своей страны. Книга "Акты Андрея" или "Деяния Андрея" дошла до нашего времени в поздних переделках на греческом и латинском языках. Это апокрифическое сказание рассказывает об Апостолах Христовых. Автором этой книги считается гностик Харин. Кроме этого существует книга на греческом "Деяния Андрея и Матфея между людоедами" и книга "Деяния Петра и Андрея". Эти книги были напечатаны Тишендорфом в 1851 году. С дополнениями перепечатаны в 1866 году. Книга "Virtutes Andreae" рассказывает обо всех путешествиях Апостола Андрея от Понта до Греции. Ещё одна книга "Passio Andreae" также повествует об Андрее. Эти книги были изданы в Кёльне в 1531 году и были включены в сборник Абдиаса. Память Святого Апостола Андрея Первозванного празднуется 30 ноября. По преданию, предшествующая этому дню ночь носит название Андреевской ночи. Согласно народным поверьям в эту ночь молодым девицам и парням во сне являются образы их суженых.

Многие критики Библии, особенно атеисты, заявляют о том, что эпизод о встрече Петра, описанный у Матфея (Матф.4:18) противоречит аналогичному эпизоду, описанному у Иоанна (Иоан.1:40-42). По ошибочному утверждению атеистов суть мнимого противоречия состоит в следующем. По рассказу Евангелиста Иоанна первыми учениками Спасителя были Андрей и неизвестный. А согласно рассказу Евангелиста Матфея, Андрей и брат его Симон. Однако мы знаем, что в Библии противоречий нет и быть не может. И это ложное утверждение атеистов на счет различного указания первых учеников Спасителя также библейским противоречием не является, а имеет очень убедительное и исчерпывающее пояснение. Вот это объяснение. Согласно Евангельскому рассказу Иоанна, два ученика Предтечи, Андрей и неизвестный, после того как Предтеча назвал появившегося на Иордане Спасителя "вот Агнец Божий" (Иоан.1:36) пошли за Спасителем и пробыли у Спасителя день (Иоан.1:39). Затем один из этих учеников, Андрей, нашел брата своего, Симона, и рассказал ему, что встретил Мессию Христа и привел брата своего к Спасителю (Иоан.1:40-42). При первой встрече Спасителя и Симона Спаситель, взглянув на Симона, дал ему имя Пётр (Иоан.1:42). Зная об этой первой встрече между Спасителем и Петром и о переименовании Симона в Петра, Евангелист Матфей описывает вторую встречу, прошедшую между Спасителем, Андреем и Петром, которая состоялась тогда, когда Спаситель проходил недалеко от моря Генисаретского. Описывая эту встречу, Матфей уже называет Симона Петром (Матф.4:18). Употребление двойного имени Симон Пётр в Евангельском рассказе Матфея говорит о том, что первая встреча, описанная Иоанном, между Спасителем и Петром, на которой совершилось переименование Симона в Петра, уже произошла. И об этой встрече и о переименовании Симона в Петра знает Евангелист Матфей и поэтому в своем рассказе уже именует Симона не просто Симоном (как он назывался всеми людьми до встречи со Спасителем), а Симоном Петром (как он стал называться после своей первой встречи со Спасителем).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что первыми учениками, с которыми встретился Спаситель, были Андрей и неизвестный (Иоан.1:37). Затем Андрей познакомил своего брата Симона со Спасителем, и Спаситель нарек Симону новое имя Пётр (Иоан.1:40-42). И уже под двойным именем Симона-Петра Симон фигурирует в рассказе Матфея при описании второй встречи Андрея и Симона со Спасителем близ моря Генисаретского (Матф.4:18).

Как видим, противоречий в стихах Евангелий Матфея и Иоанна, связанных с тем, кто же были первые ученики Спасителя, нет. И при сопоставлении этих Евангелий выстраивается ясная картина того, как и в какой последовательности происходили встречи Спасителя с Его учениками. Критикам атеистам просто нужно внимательней читать Евангелия и уметь вдумчиво их сопоставлять между собой и не выискивать не существующих библейских противоречий.

У многих читателей возникает вопрос о том, почему Спаситель прибавил к имени Симона имя Пётр? Ясный ответ на этот вопрос также содержится в Евангелиях. Слово "Пётр" обозначает "камень" или "скалу". То есть символизирует собой неприступную твердыню, крепость и монолит камня. Впоследствии, обращаясь к Петру, Спаситель подчеркнул его твёрдость в веровании в Бога, уподобил преданность этого человека Богу твердости камня, указав, что именно на твердой вере, как на каменной скале он воздвигнет величественное здание Христианского учения и весь институт церкви. А в основании церкви Христовой, как твердая монолитная скала, и должна лежать непоколебимая вера в Бога. Тогда и врата ада, то есть силы зла не одолеют её (Матф.16:18).

В конце 18-го стиха сказано о том, что братья Симон-Пётр и Андрей встретились со Спасителем тогда, когда закидывали сети в море. То есть в разбираемом стихе говорится об обстоятельствах и обстановке в которых произошла вторая встреча Симона-Петра и Андрея со Спасителем. В Библии конкретизируется, что эта встреча произошла вблизи моря Генисаретского. Указывается, что эта встреча произошла в то время, когда братья закидывали свои сети в море. Всё эти описываемые обстоятельства говорят об их профессии "ибо они были рыболовы". Частичка "ибо" поясняет, почему братья встретились со Спасителем во время того, когда закидывали свои сети в море. Потому что они были рыболовами и занимались своим нелегким рыболовским трудом. В Евангелии Иоанна не сказано, что они были рыболовами. Но об их профессии сказано другими словами. Они характеризуются как люди, которые ловят рыбу (Иоан.21:3). Информация, содержащаяся в конце разбираемого стиха о том, что Андрей и Пётр рыболовы, понадобилась Евангелисту Матфею для того, чтобы указать, кем эти Апостолы были по своей профессии. А также для того, чтобы в своем следующем стихе указать на их Апостольское предназначение, связанное с тем, что они из простых рыбаков станут ловцами человеков. "И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Матф.4:19).


Газета "БЛАГОВЕСТ", февраль-май 2000 г.