“И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним” (Матф.4:20). Многие толкователи считают, что в этом стихе нечего пояснять, так как в нём и так якобы всё ясно и понятно. Знаменитый толкователь А.П. Лопухин так поясняет этот стих: “Смысл выражения зависит от того, где поставить запятую. Правильнее относить “тотчас” к “оставив” (А.П. Лопухин, указ. изд., т.9, с.79). Этот стих почти дословно повторяет описание этого Евангельского эпизода, сделанного Марком (Мар.1:18), у которого уточняется “свои сети”.

Слово “тотчас”, употребленное в современном тексте Библии, обозначает “сейчас же, сразу” (С.И. Ожегов, с.803) и говорит о том, что Симон-Пётр и Андрей сейчас же, то есть сразу (быстро, скоро), оставили сети (свои - в дополнении Марка). А после событий, описанных у Луки, “вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним” (Лук.5:11).

У некоторых читателей может сложиться мнение, что Андрей и Петр без разрешения (одобрения) родителей ушли со Спасителем, тем самым нарушая традиции древнееврейского народа о почитании старших. Для того чтобы правильно понять этот стих и разобраться в его содержании, нужно вспомнить сведения, сообщенные Евангелистом Иоанном о первой встрече Спасителя с Андреем и Петром. При этой встрече Спаситель доказал им, что Он является истинным Мессией. Это видно из вывода после разговора, состоявшегося между Спасителем и Андреем. “Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос” (Иоан.1:41). Затем, находясь в Иудее, Спаситель избирает Филиппа и Нафанаила. И вместе с учениками идет в Канну Галилейскую. По дороге Спаситель учит их, разговаривает с ними. В Канне Галилейской они видят первое чудо. Потом Спаситель с учениками ненадолго посещает Капернаум. Затем идет с учениками в Иерусалим на первую Пасху иудейскую, где ученики видят много чудес, совершаемых Спасителем, много слушают Его наставлений. Потом Иисус Христос с учениками ходил по Иудее и Его ученики совершали крещение людей. Иоанн Креститель также в это время крестил. После этого Спаситель со Своими учениками возвращается через Самарию в Галилею. И только после этого упоминаемые в данном стихе ученики, Петр и Андрей, приходят домой в Вифсаиду. Все эти изложенные события описаны в Евангелии от Иоанна в главах 1-4. Эти события и повлияли на решение учеников стать Апостолами и предваряли избрание Андрея и Петра на Апостольское служение.

Однако Андрей и Пётр пришли различными путями к тому, чтобы начать Апостольское служение (к решению о том, чтобы стать помощниками Спасителя в распространении Его учения), потому что желание стать Апостолами у них возникло под влиянием разных мыслей и обстоятельств. Об Андрее мы знаем, что преддверием его прихода к Апостольству было его ученичество у Предтечи. То есть ещё до встречи с Мессией Андрей стремился приобщиться к служению Богу и узнать от Иоанна Крестителя про грядущего Мессию-Христа и Его учение. Тот факт, что Иоанн Креститель избрал его учеником, говорит также и о духовной чистоте Андрея. А если он был учеником Иоанна Крестителя, то значит он испытывал интерес к проповеднической деятельности и просвещению душ людских. Интерес к этому виду деятельности прежде всего был основан на стремлении познать новое учение, связанное с приходом Мессии. Помимо интереса к новому учению Мессии было и горячее стремление помочь распространить это учение. Этот первоначальный интерес был усилен общением и беседами со Спасителем, слушанием притч и проповедей Спасителя. Всё вместе взятое и явилось теми факторами, под влиянием которых у Андрея и возникло решение стать Апостолом, распространителем, проповедником учения Христова.

Немного иным был путь к Апостольству у Петра. Как добропорядочный еврей того времени, Симон-Пётр был воспитан на религиозно-философских традициях, связанных с ожиданием прихода Мессии. Большое впечатление на Петра произвела его первая встреча с Иисусом Христом, на которой он получил другое имя – Пётр (что значит камень). Пётр пришел на эту встречу под влиянием рассказов Андрея о том, что они нашли Мессию. Пётр перед этой встречей слышал от фарисеев наставления о том, что человек, якобы выдающий себя за Христа, является не настоящим Мессией. И для того чтобы разобраться, кто же прав, Андрей или фарисеи, и чтобы самому найти истину, Пётр и отправился на первую встречу со Спасителем. После этой встречи убедившись в том, что Иисус Христос есть истинный Мессия, Пётр решает помогать Мессии в распространении Его нового учения и становится одним из учеников Спасителя. Затем под влиянием увиденных чудес и проповедей, совершенных Спасителем, у Петра окончательно формируется уверенность в том, что он должен прийти к Апостольскому служению в виде проповеднической деятельности.

После пребывания Андрея и Петра со Спасителем, будущие Апостолы, вернувшись домой, рассказали о том, что они нашли Мессию, своей родне, в том числе и своему отцу. Более того у своего отца Андрей и Пётр испросили благословение на то, чтобы стать последователями Мессии, и получили от своего отца разрешение. Затем они занимались своим прежним трудом и ловили рыбу, помогая отцу в рыбном промысле. Подтверждением тому, что ученики Спасителя после описанных выше в этой статье событий вернулись домой, служат следующие слова из Евангелия Иоанна. Там указывается о том, что Спаситель ходит с учениками (Иоан. 4:7-8), (Иоан. 4:27), (Иоан. 4:33), (Иоан. 4:38). А уже с (Иоан.4:40) указывается, что Спаситель ходит без учеников. Например “По прошествии двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галлилею” (Иоан.4:43) без учеников. О Его приходе в Галлилею без учеников говорится в Иоан.4:45. Но когда Спаситель, проходя вдоль берега Генисаретского озера, предложил двум братьям следовать за Ним, то есть стать не только Его учениками, но и помощниками, последователями, то Андрей и Пётр очень обрадовались. Они с нетерпением ждали этой встречи, и уже были духовно готовы к ней, и имели разрешение отца своего на Апостольскую деятельность с Мессией. Поэтому во время этой встречи со Спасителем Андрей и Пётр именно “тотчас” (как точно указывает Матфей), то есть сразу, оставили сети и пошли вослед за Спасителем.

У некоторых читателей может сложиться впечатление, что Андрей и Пётр бросили свое имущество на произвол судьбы. Однако это не так. Многометровую сеть, а тем более несколько сетей (так как в Евангельском тексте сказано “сети”), два человека, Андрей и Пётр, закидывать не могли. В закидывании сетей, как правило, брало участие несколько человек. Поэтому Андрей и Пётр не просто оставили свои сети на произвол судьбы (как об этом неверно могут подумать некоторые читатели), а оставили свои сети на попечение тех людей, с которыми эти сети забрасывали. Очень жаль, что многие толкователи в своих пояснениях этот стих вообще никак не комментируют, считая, что в нём всё ясно и без пояснений. К таким толкователям относятся Пуцикович, Гладков, Дидон, Фаррар и др. Но ведь благодаря вдумчивому анализу этого стиха можно получить ценную информацию о том, как Андрей и Пётр откликнулись на призвание Спасителя стать Апостолами, не только учениками, но и последователями, проповедниками. А также о том, что Спаситель к случайным людям с таким призванием не обращался, потому что благодаря Своим Божественным способностям знал всё о каждом человеке. “Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке” (Иоан.2:24-25).

Разбираемый стих в Евангельской истории очень важен потому что указывает на то, что ученики-Апостолы уже были готовы к распространению Христовой проповеди, чего не было у остальных евреев, например, фарисеев и саддукеев, которые противоречили Спасителю и провоцировали Его коварными вопросами. Но помимо распространения учения Христова, Апостолы были готовы стойко переносить страдания и лишения, связанные с распространением этого нового христианского учения. Этот стих указывает на то, как Спаситель прекрасно мог разбираться в людских душах. И безошибочно мог выбрать из людей именно тех, которые не только могли воспринять учение Христово, но и достойно справиться с трудной и ответственной деятельностью Апостольского служения. Доказательством умения прекрасно разбираться в людях как раз и является момент того, что Симон-Пётр и Андрей, к которым обратился Спаситель, сразу же откликнулись на Его слова, и последовали за Ним. Так что этот стих, наравне с другими стихами Евангелия, содержит в себе очень ценную информацию по Евангельской истории. В современном теологическом понимании термин Евангельская история обозначает рассказ о жизни и деятельности, учении и философии Мессии, Бога нашего и Спасителя мира, Иисуса Христа. Этот стих также содержит в себе очень ценные сведения, отражающие ответные действия будущих Апостолов-миссионеров на призыв Спасителя о том, чтобы стать Его помощниками в распространении слова Божьего.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь-сентябрь 2000 г.