“Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. (Матф.4:21). У Марка этот Евангельский эпизод описан аналогично с небольшим уточнением: “и они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками...” (Мар.1:20). Содержание этого стиха состоит в следующем. Спаситель после встречи с Симоном-Петром и братом его, Андреем, призвал их на Апостольское служение. Под Апостольским служением понимается не путь ученика, который они уже прошли ранее со Спасителем, а путь проповедника и миссионера, человека, не только познавшего учение Христово, но и решившего стать распространителем этого учения. Призвав Петра и Андрея, Спаситель пошел дальше с ними. И “идя далее, увидел Он”, то есть продолжая Свой путь, Спаситель увидел других двух братьев, Иакова и Иоанна, и отца их, Зеведея. Они сидели в своей лодке и вместе со своими работниками чинили свои сети.

Пояснители атеисты о концовке этого стиха “и призвал их” ехидно, насмешливо и несправедливо говорят о том, что не все призванные послушали Спасителя и подчинились Ему. И если сыновья Зеведея пошли со Спасителем, то отец Зеведей и работники его не пошли с Ним. Это утверждение является самой грубой фальсификацией, потому что в начале этого же стиха ясно сказано о том, что Спаситель увидел “других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его”. То есть внимание уже в начале стиха акцентируется на двух братьях, а не на их отце с работниками. Это главная информация данного стиха. А затем, как дополнительные сведения, говорится о том, что братья были в лодке “с Зеведеем, отцом их”. А Марк упоминает и о работниках (Мар.1:20). В качестве дополнительной информации говорится о том, чем эти люди занимались. Спаситель увидел их “починивающих сети свои”. Поскольку в начале этого стиха ясно выделена мысль о том что Спаситель увидел “других двух братьев”, то слова “и призвал их” относятся именно к братьям, а не к их отцу и работникам, которые фигурируют как дополнение в описании этого эпизода.

Однако нашлись и такие толкователи, которые неверно утверждали, что Спаситель в описываемом стихе призвал всех упомянутых людей, Зеведея и двух его сыновей и работников. Эти толкователи даже объясняли то, почему Зеведей не послушался Спасителя и не пошел вместе со своими сыновьями за Ним. Иоанн Златоуст это место о Зеведее поясняет так. Зеведей “по-видимому не уверовал ... и не только не уверовал, но противостоял добродетели и благочестию” (Беседы на Матфея). Из этих пояснений, которые даны без доказательств, Зеведей-отец предстает в облике некого закоренелого еретика, что неверно. Потому что слова Спасителя были обращены не к отцу Зеведею, а к его двум сыновьям. Доказательством правоты этой мысли является описание того, как откликнулись те люди, которых призывал Спаситель, о чём и пишется в 22-м стихе. “И они (то есть братья, Иаков и Иоанн, но не отец их) тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним” (Матф.4:22).

Другой толкователь Библии А.П. Лопухин дает более скупое и краткое пояснение этого эпизода. “Что касается Зеведея, отца Иакова и Иоанна, то он не последовал за Христом” (Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.77). Как видим и этот толкователь ошибочно считает, что слова из разбираемого стиха “и призвал их” были обращены ко всем троим Зеведеям. Однако из только что рассмотренного объяснения о том, кто откликнулся на призыв Спасителя, описанного в 22-м стихе, видно, что такое суждение неверно. Иначе в Евангелиях было бы написано о том, что два брата пошли за Спасителем, а отец Зеведей воспротивился этому. Но такой информации о Зеведее отце нет. Поэтому и не стоит её бездоказательно придумывать.

Этот стих вызвал много споров у ярых критиков Библии, которые бездоказательно утверждали, что якобы этот стих находится в остром противоречии с Евангелием Иоанна, в котором говорится о том, что Иоанн познакомился со Спасителем не в лодке за починкой сетей, как описано у Матфея, а когда ушел за Спасителем вместе с Андреем от Предтечи. “ Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом” (От Иоанна 1:37). Знаменитый толкователь Библии, А.П. Лопухин так отвечает на этот вопрос. “Вопрос о том сопутствовали ли избранные Христом ученики Ему, когда Он ходил на праздник Пасхи и находились ли постоянно с Ним после призвания, один из труднейших, потому что при чтении Евангелия Матфея и Марка (1:16) получается то впечатление, что Иисус Христос как будто в первый раз теперь увидел Симона и Андрея, и призвал их к Себе” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.76). “Относительно призвания Иакова имеют силу те же замечания, которые были сделаны о стихе 18” (относительно Симона и Андрея) (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.77).

Как уже пояснялось, в Евангелии Матфея описывается не первая встреча Андрея и Петра. Это доказывается тем фактом, что именно при этой встрече Матфей уже называет Симона Петром. А Симон получил прибавление к своему имени слова Пётр при первой своей встрече со Спасителем, описанной в Евангелии Иоанна. Также в данном описании Матфея, Спаситель с Иоанном встречается не первый раз. Это подтверждается тем аргументом, что в описании Матфея в разбираемом эпизоде нигде не сказано о том, что Спаситель с Иоанном встречается впервые. Это также подтверждается сообщением, помещенном в Евангелии от Иоанна о том, что за Спасителем пошли два ученика Предтечи. Один из этих учеников ясно назван по имени, Андрей. Второй просто назван словом “ученик” без упоминания имени. В Евангелии от Иоанна слово “ученик” или “другой ученик” без указания имени (в единственном числе) применено тринадцать раз. И в последнем упоминании этого слова разъяснено, что словом “ученик” называет себя любимый ученик Иисуса Христа, автор этого Евангелия, Иоанн Богослов. “Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его” (Иоан.21:24).

Согласно Библейским сообщениям, Иаков и Иоанн принадлежали к богатому семейству, пользующемуся влиянием и уважением в Галилее и Иерусалиме. И имели дом на берегу Галилейского озера и в Иерусалиме. Их отцом был довольно зажиточный рыбак из Вифсаиды, Зеведей. Матерью Иакова и Иоанна была Саломия, женщина добродетельная, которая служила Богу тем, что жертвовала от своих имений. В Библии о ней есть упоминания: (Матф. 27:56), (Мар. 15:40-41). Саломия обратилась с просьбой к Господу о том, чтобы её сыновья, Иаков и Иоанн, заняли первые места в Царстве Господнем (Матф.20:21).

Иаков, один из двенадцати Апостолов Спасителя. В Евангелиях часто упоминается о нём. Например (Матф.4:21), (Мар.1:19), (Матф. 10:2), (Мар.3:17), (Лук.6:14), (Деян. 1:13). Иаков являлся сыном Зеведея и Саломии, братом Апостола Иоанна. До встречи со Спасителем он занимался рыбной ловлей с отцом и братом на Генисаретском озере. Вероятнее всего Иаков решил пойти на Апостольское служение под влиянием рассказов своего брата Иоанна. Иоанн рассказал ему, что они (Иоанн с товарищем, Андреем) нашли Мессию-Христа. А потом пребывали с Ним продолжительное время. Видели множество чудес, совершаемых Спасителем, и много слушали Его проповедей и наставлений. К тому же Спаситель неоднократно бывал в самой Галилее. А также сами жители Галилеи много рассказывали о Спасителе, так как видели “все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, – ибо и они ходили на праздник” (Иоан.4:45). Поэтому, проанализировав все эти события, Иаков пришел к выводу о том, что откликнется на призыв к Апостольскому служению.

У некоторых читателей при упоминании об Апостоле Иакове может возникнуть целый ряд вопросов. Например, почему Иаков не стал вместе со своим братом, Иоанном, учеником Предтечи? Разве ему не была интересна проповедь Иоанна Крестителя? Ответ на эти вопросы очень прост. Каждый человек должен прийти к своему выбору самостоятельно. И в то время, когда брат Иакова был учеником Предтечи, сам Иаков не помышлял о том, чтобы вступить на такой путь. То есть ещё не настало время, когда у Иакова сформировались определенные убеждения. А формирование его убеждений произошло под влиянием всё более распространявшихся и множившихся слухов о пришествии Мессии, о чём говорили в народе как о главном событии того времени. Помимо слухов, на Иакова повлияли рассказы его брата, Иоанна. Все эти вместе взятые события и привели Иакова к твердому решению вступить на путь Апостольского служения. Желание стать Апостолом-миссионером получило окончательное выражение после того, когда Иаков услышал призыв Спасителя к Апостольскому служению. После этого призыва Иаков оставил лодку и сети, и стал Апостолом Спасителя.

Иаков был очевидцем всех событий проповеднической деятельности Спасителя. Например Иаков присутствовал при Преображении Господнем на горе Фавор. Был очевидцем исцеления тещи Петра и воскрешения дочери Иаира. Находился со Спасителем в Гефсиманском саду при Его взятии по стражу. Апостол Иаков отличался деятельным и энергичным характером. Проявлял непоколебимость и решительность в деле веры. За свою преданность вероучению, Иаков вместе со своим братом Иоанном был назван Спасителем именем “Воанергес”, что означает “сыны громовы” (Мар.3:17). Иаков является первым из Апостолов, погибшим мученической смертью. По распоряжению Ирода в 42-44 годах по Р.Х. ему отсекли голову (Деян.12:2). Таким образом исполнилось предсказание Спасителя “Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят” (Лук.21:16). В отличии от другого Апостола Иакова Алфеева, названного меньшим (Мар.15:40), Иаков Зеведеев назывался Иаковом старшим. Он был погребен в Иерусалиме и считается покровителем Испании. День его памяти празднуется 30 апреля по старому стилю.

Апостол Иоанн Богослов – “ученик, которого любил Иисус”. О нем многократно упоминается в Евангелии (Иоан. 21:7; 21:20; 20:2; 13:23; 19:26). Он один из двенадцати избранных Апостолов Господа, Иисуса Христа. Судя по Библейскому повествованию Иоанн очень интересовался вопросами веры. Будучи в юном возрасте, он уходит из дома вместе со своим товарищем, Андреем, чтобы стать учеником появившегося нового проповедника, Иоанна Крестителя. Что же заставляет его принять такое решение и оставить обеспеченную жизнь в отчем доме? И почему Иоанн Креститель берет в ученики каких-то двух юношей из далекой “языческой Галилеи”, которые не искушены в религиозных знаниях? Избрание Иоанном Крестителем себе в ученики именно этих юношей, характеризует их уникальные черты характера, такие как чистоту души и большое откровенное желание познать учение грядущего Мессии-Бога. Поэтому именно Иоанн и Андрей, как ученики Предтечи Христова, удостаиваются первыми услышать из уст Иоанна Крестителя о том, что Иисус из Назарета есть обещанный Мессия-Христос. И движимые большим желанием познать учение Мессии, они сразу пошли за Спасителем и проговорили с Ним о Его учении целый день. Из первой встречи со Спасителем виден большой интерес Иоанна к слову Божьему, ведь Спаситель говорил с ними (Иоанном и Андреем) целый день. “Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом” (Иоан.1:37). После первого знакомства со Спасителем, Иоанн долгое время пребывает вместе с другими учениками со Спасителем. Сопровождает Его в Канну Галилейскую, на Пасху в Иерусалим. Ходит с Ним по Иудее, крестя людей. И после продолжительно пребывания со Спасителем возвращается в Галилею. После чего, как и все ученики Спасителя, возвращается в отчий дом к отцу и брату, и снова начинает помогать ловить рыбу.

Иоанн был автором четвертого Евангелия, трех посланий и Откровения. Знаменательной была встреча Иоанна со Спасителем, состоявшаяся на море Галилейском. При этой встрече Спаситель призвал Иакова, и брата его, Иоанна, на Апостольское служение (в виде ученичества с последующей проповеднической деятельностью). Начиная с этого момента и до распятия Господнего Иоанн не расставался с Иисусом Христом. Иоанн был одним из самых близких учеников Спасителя и стал очевидцем, наряду с Иаковом и Петром, основных, важнейших событий земной жизни Иисуса Христа: видел воскрешение дочери Иаира (Лук.8:51), присутствовал при Преображении Господнем (Матф.17:1), и был со Спасителем в Гефсимании при Его молитве (Матф.26:36-37). Именно об Иоанне сказаны слова “ученик, которого любил Иисус” и ученик, который “возлежал у груди Иисуса” (Иоан.13:23). За свою пламенную любовь и ревность в вере он был назван со своим братом, Иаковом, словом “воанергес”, обозначающим “сыны громовы” (Мар.3:17). То, что Иоанн пользовался особым доверием Спасителя говорит и тот факт, что он возлежал у груди Иисуса на тайной вечере (Иоан.13:23). Пользуясь своими знакомством с первосвященником, Иоанн вместе с Петром сумел сопроводить Господа, взятого воинами, во двор первосвященника. (Иоан. 18:15). Затем, презрев всякую опасность, он стоял около креста с распятым Христом, и получил от Него наставление касательно забот о Богородице (Иоан. 19:26-27). Иоанну, одному из первых была дана возможность убедиться в Воскрешении Спасителя. После сообщения Марии Магдалины Иоанн вместе с Петром побежал удостовериться в Воскрешении Иисуса Христа (Иоан.20:1-4). Незадолго до Вознесения Господнего, Иоанн вместе с другими Апостолами был на Галилейском озере, и первым узнал появившегося на берегу Спасителя, сказав Петру “это Господь” (Иоан.21:7). Иоанн вместе с Апостолами присутствовал при Вознесении Господнем и был при схождении Святого Духа в день Пятидесятницы. Затем, вместе с Петром, Иоанн приходит в Иерусалимский храм помолиться (Деян.3:1). И презрев угрозы синедриона, они свидетельствуют о Христе (Деян.4:19). Вместе с Петром, Иоанн посылается в Самарию, помолиться за самаритян, чтобы на них снизошел Дух Святой (Деян.8:14). В 50-м году по Р.Х. Иоанн присутствовал на соборе Апостольском (Деян.15:1-33).

Остальная часть жизни Иоанна не помещена в книге Деяний Апостольских и описывается на основе преданий и легенд. “В Священном Писании ничего не говорится о времени его рождения и смерти” - сообщает в своей знаменитой Библейской энциклопедии архимандрит Никифор (с.345). И далее этот уважаемый автор на основе преданий пишет: “Промысел Божий оставил его (Иоанна) жить на земле более прочих Апостолов как неразлучного самовидца Бога-Слова. Голос других самовидцев Слова уже умолк в шуме гонений, уже Апостол Пётр погиб на кресте как предсказывал Господь, уже учителю языков была отсечена голова, уже и других Апостолов самовидцев не было в живых. Само место, откуда вышли Апостолы для всемирной проповеди, было разрушено. Один Иоанн ещё трудился на поприще своего Апостольского служения” (с.246). Предания и легенды о жизни Святого Апостола Божьего, Иоанна Богослова, говорят следующее. После рассеяния верующих христиан из Иерусалима, Иоанн пошел в Малую Азию и поселился в Эфесе. Там он написал свое Евангелие и словом Божиим окормлял (пас) церкви христианские, которые были основаны Апостолом Павлом. А в то время в Риме император Домициан начал свое активное гонение против христиан. Эти гонения достигли и Эфеса, в то время являвшегося местом Апостольской деятельности Иоанна. И как наиболее активный христианин, Иоанн был схвачен воинами и доставлен в Рим. В Риме Иоанна пытались отравить. Но яд чудесным образом не подействовал на Апостола. Тогда Иоанна бросили в котел с кипящим маслом и варили его там долгое время. Однако когда Иоанн вышел из котла здоровым и невредимым, и ещё более помолодевшим, это сильно удивило императора, и он приказал отправить Иоанна в ссылку на полупустынный остров Патмос. Приговор императора гласил о том, что Иоанн направлен в заточение ссылкой “за слово Божие и свидетельство Иисуса Христа”. На острове Патмос Иоанн получил откровение Божие, которое впоследствии описал в последней книге Библии, Откровении.

После гибели императора Домициана Иоанн благополучно возвратился в Эфес. И с новой силой и рвением начал проповедь слова Христова и занялся благоустройством церкви, как института христианства. “Характер Иоанна не был таким мягким и женственным, как это иногда приписывается ему” (Эрик Нюстрем, Библейский словарь). Недаром он был назван одним из сыновей громовых, и речи его отличались непримирением к еретикам, острой критикой лжеучителей и их ереси. После ссылки Иоанн часто путешествовал из Эфеса в близ находящиеся церкви чтобы защитить их от ереси гностиков и разных еретиков. Он активно выступал против Керинфа, отвергавшего Божественность Христа. В своем послании он предостерегает от антихристов, которых уже к тому времени появилось много (1Иоан.2:18). Во втором послании, написанном “избранной госпоже” и в третьем послании, написанном “возлюбленному Гаю” Иоанн предостерегает от лжеучителей и людей злонамеренных (1Иоан. 2:4), (2Иоан.1:10). В Эфесе Иоанн написал свои знаменитые послания для укрепления духовных братьев по вероучению Христианскому. Согласно рассказу Святого Иеронима, Иоанн под старость очень часто повторял одни и те же слова: “Дети мои, любите друг друга”. В послании Иоанна эта мысль передана так: “любить не словом или языком, но делом и истиною” (1Иоан.3:18). И когда у него спрашивали, почему он так говорит, то он отвечал, что “это заповедь Божья, и если она будет исполнена, то и достаточно”. Согласно православному житию, составленному церковью, Апостол Иоанн умер в Эфесе в возрасте 94 лет во время царствования императора Трояна около 100 года по Р.Х. Иоанн был погребен в Эфесе. Его гробница стала местом паломничества благодаря его славе и его трудам.

Закон Божий (с.405) об Апостоле Иоанне Богослове пишет так: “По преданию Святой Апостол по собственному желанию был погребен его учениками живым. Когда же вскоре после погребения пришедшие христиане разрыли его могилу, то там тела Святого Апостола Иоанна не оказалось”. Православная церковь память этого Святого чтит дважды в году, 8 мая и 26 сентября по старому стилю.

Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что первые встречи учеников со Спасителем состоялись поле прихода Иисуса Христа на Иордан (после искушений Господних). И Спаситель призвал их в ученики, сказав “истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому” (Иоан.1:51). Возникает вопрос, зачем понадобилось Спасителю второй раз призывать Своих учеников на Апостольское служение, упомянутое в разбираемых стихах Евангелия от Матфея?

Второе призвание упомянул Матфей потому что этим призванием указал на особое предназначение упомянутых учеников, состоящее в том, что они должны не только, как Апостолы, распространять учение, но и воспитать своих учеников и основать в разных частях мира церкви с паствой, и окормлять эту паству, что в дальнейшем и произошло. Второе призвание усиливало их предназначение и обязывало более всего служить делу просвещения, чем обычный ученик. То, что Матфей говорит только об этих четырех Апостолах, указывает на то, что именно на них будет возложена основная часть великой миссии Апостольского служения. Такое Апостольское служение проявляется в виде Апостольской миссионерской деятельности, связанной с широким распространением учения Христова.

Слово “Апостол” в переводе с греческого обозначает не только “посол, посланник, вестник”, но и “ученик”, и имело во времена Христовы два смысловых значения. Первое значение обозначает человека, приобретающего знания для себя. Второе смысловое значение обозначает проповедника, занимающегося миссионерской деятельностью. То есть человека, распространяющего эти знания для пользы других людей, с целью их просвещения и научения истинам Христовым. Поэтому второе призвание Апостолов и надо понимать как приглашение их на проповедническую миссионерскую деятельность в виде проповедников-помощников и последователей Христовых. Раньше в традиционном понимании слово Апостол в основном применялось к двенадцати ученикам Спасителя, выбранных в честь священного числа двенадцати колен Израилевых. Затем и более в широком смысле это слово применялось в отношении людей, служащих Богу (1Кор.12:28-29). В дальнейшем Апостолами в христианских общинах часто называли странствующих проповедников. В современном смысловом понимании слово “Апостол” обозначает “1 в христианстве ученик Христа, распространитель Его учения; 2 последователь и распространитель какой-нибудь идеи” (С.И. Ожегов, 22-е изд., с.34)


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь-сентябрь 2000 г.