“И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним” (Матф.4:22). У Марка этот Евангельский эпизод рассказан с уточнением о том, что братья оставили Зеведея “в лодке с работниками” (Мар.1:20). Толкователь А.П. Лопухин дает такое пояснение этому стиху. “Златоуст и Феофилакт ставят поступок братьев примером для лиц, следующих и желающих следовать за Христом, оставляющих ради этого имущество и родных” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.77). Другие толкователи просто дословно пересказывают это место или упоминают о нём вскользь, или пропускают этот эпизод в своем пересказе. Не правы также те толкователи, которые утверждают, что Иаков и Иоанн пошли за Спасителем, без разрешения и одобрения своего отца. Иоанн ранее уже встречался со Спасителем, и как Андрей и Пётр, взял вместе с Иаковом у своих родителей благословение на то, чтобы стать Апостолами Иисуса Христа. И как только такая возможность представилась, он со своим братом оставил лодку и отца своего, и пошел на Апостольское служение.

Помимо сведений об Апостольском призвании братьев Зеведеевых, 22-й стих очень важен тем, что содержит в себе ценную характеристику Апостолов. Из этого стиха мы узнаем о том, что за Спасителем шли именно те люди, которые готовы были принять Его учение. Причем эти люди отличались такой стойкостью и рвением в своем веровании, что могли ради своих религиозно-философских убеждений пожертвовать беззаботной и обеспеченной жизнью. Например, оставить лодку, сети и сытую, довольную жизнь и покинуть отчий дом для того, чтобы распространять учение Христово. Ведь Спаситель им при первой встрече сказал: “истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому” (Иоан.1:1-51). То есть люди, пошедшие за Спасителем, ставили свою религиозно-духовную жизнь выше, чем обеспеченную мирскую.

Религиозная философия древнееврейского народа воспитывала людей в духе ожидания прихода Мессии, как главного события мировой цивилизации, и дальнейшего служения Мессии, которое воспринималось как религиозный подвиг. Однако такое служение Мессии было связано с целым рядом лишений и жизненных трудностей, с отказом от сытой и спокойной жизни. Ученики Христовы оказались именно теми людьми, способными совершить такой подвиг. “Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься” (Матф.20:22-23).

К такой судьбе пророка стремились многие древние евреи и считали такую судьбу самой лучшей из всех возможных вариантов. Истинно верующие евреи стремились к такой судьбе, потому что Апостолы за свое служение получили в дальнейшем от Бога самое ценное в мире, которое ценней всякой богатой жизни - все дары Святого Духа. “Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” (Иоан.4:13-14). Из разбираемого стиха видно, что Апостолами становились только те люди, которые в Иисусе из Назарета увидели долгожданного Мессию, которые почувствовали в Нём своей душой истинного Спасителя, и которые желали стать Его учениками и помогать Ему распространять слово Божье. И которые вместе со Спасителем решили отдать все свои силы, и даже жизнь для просвещения и спасения людей.

Интересное описание рассматриваемых Матфеем событий (Матф.4:19-22) дает Лука (Лук.5:1-11). “Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.” (Лук.5:1-11).

После прочтения этого текста создается ложное впечатление о том, что рассказ Луки противоречит описанию Матфея и Марка. Однако такое представление ошибочно. У Матфея, Марка и Луки имеется целый ряд общих мест, содержащих одинаковую информацию. Например, у всех трех авторов говорится о том, что Спаситель проходил близ моря Галилейского. Там Он встретил Симона-Петра и Андрея, а затем Иакова с Иоанном. После призывных слов Спасителя они оставили сети, и пошли за Ним. Эти три основных события одинаково изложены у всех трех Евангелистов. Однако каждый Евангелист при изложении одного и того же события имеет право на свой стиль изложения, свою манеру письма и свою точку зрения описываемого им эпизода. Поэтому каждый из Евангелистов описывает одно и то же событие по-своему.

В данном разбираемом случае Матфей и Марк выбирают краткую конспективную форму изложения и лаконично сообщают читателю лишь о главном, о том, что Спаситель, находясь у моря, подошел к одним братьям (к Андрею и Петру), а затем к другим (к Иакову и Иоанну). И что те, оставив сети, последовали за Ним. Описание этих же событий Матфеем и Марком не противоречат повествованию Луки, а подтверждают его рассказ. Но в отличие от Матфея и Марка, Лука избрал более широкую форму изложения. Он рассказал о том, что делал Спаситель до того как подошел к Андрею и Петру. А именно: приблизился к морю Генисаретскому в окружении народа, сел в лодку и учил народ. Затем велел закинуть сети Петру и после значительного улова рыбы тот пережил страх. Но этот конкретизированный рассказ Луки не противоречит кратко изложенной информации, сообщаемой Матфеем и Марком. Например, нигде этими Евангелистами не отрицается учение народа Спасителем из лодки или страх Петра. Просто эти Евангелисты не упоминают об этих эпизодах. Но это не значит, что этих эпизодов не было. Зато Лука в своем повествовании дополняет информацию, кратко изложенную Матфеем и Марком, новыми штрихами и деталями. Например, о том, что сперва с предложением стать “ловцом человеков” Спаситель обратился к Петру. Из описания Матфея и Марка мы знаем, что затем в процессе разговора такое предложение было сделано Спасителем Петру и Андрею, Иакову и Иоанну.

Таким образом, только сопоставляя все четыре Евангелия, и собирая из каждого сведения по крупицам, и соединяя их воедино, мы сложим определенную и конкретную картину того или иного Евангельского события. И при этом убедимся, в том, что все четыре Евангелия не противоречат, а конкретизируют, уточняют и дополняют друг друга.

Например, применяемый на практике метод сопоставления информации, сообщаемой в Евангелиях, позволяет дополнить и уточнить, детализировать и конкретизировать картину событий, описываемых в разбираемом стихе. Первоначально Спаситель в окружении большого количества народа (теснившегося к Нему чтобы услышать слово Божье) подошел к морю Генисаретскому. Там Он увидел две лодки, одна из которых принадлежала Симону-Петру, а вторая семье Зеведеев. Подождав, пока из лодки Петра вытянули сеть, Спаситель вошел в эту лодку, и, отплыв от берега, поучал народ. После того, когда Спаситель перестал учить народ, Он обратился со словами к Симону-Петру и предложил ему взять сети, отплыть на глубину и закинуть сети для ловли рыбы. Симон-Пётр возразил Спасителю, сказав в ответ о том, что он с товарищами трудился всю ночь, и ничего не сумел поймать. Однако, сказал Симон-Пётр, по требованию Твоему, Наставник, мы закинем сеть снова. Что и сделал со своими товарищами по ловле. После чего они вытащили сеть, которая прорывалась от огромного количества рыбы. Тогда Симон-Пётр стал просить, чтобы семья Зеведеев, находящаяся во второй упомянутой лодке, пришла к нему на помощь. И Зеведеи, сев в свою лодку, приплыли к лодке Симона-Петра и помогли вытащить сеть и заполнили обе лодки большим количеством рыбы так, что обе лодки даже начинали тонуть, но не утонули и благополучно добрались до берега со своим уловом. Видя чудо большого улова рыбы, и видя чудо того, что сильно груженые рыбой лодки все же не утонули, Симон-Пётр почувствовал страх. У Симона-Петра страх этот возник от встречи с чудом. От того, что чудесную силу Спасителя он испытал на самом себе “от этого лова рыб” (Лук.5:9). И тогда Симон-Пётр, обняв колени Спасителя, и припав к ним, сказал Иисусу Христу, чтобы Он отошел от Него, то есть не одаривал его такими чудесами, ибо он (Симон-Пётр) человек грешный и недостоин Божьей милости. Страх объял и братьев Зеведеев. Тогда Спаситель поднял трясущегося от страха Симона-Петра с колен и ласково и наставительно ему сказал о том, что он отныне будет ловить не рыбу, чудесный улов которой его напугал, а будет ловить человеков. Вся эта информация сообщается в детализированном и развернутом рассказе Евангелиста Луки (Лук.5:1-11).

Из краткого пересказа Евангелистов Матфея (Матф.4:19) и Марка (Мар.1:17), мы знаем о дальнейшем развитии событий этого Евангельского эпизода. После того, когда Спаситель сказал Симону-Петру о том, что тот станет ловцом человеков, Он эти слова повторил и брату его, Андрею. У выше указанных Евангелистов эта информация дана кратко и изложена в виде сообщения о том, что Спаситель с этими словами обращался к двум братьям, Симону-Петру и Андрею. Евангелист Лука детализирует эту информацию и уточняет в более широком и подробном своем повествовании, что такое обращение первоначально (сперва) Спаситель сделал Симону-Петру. При этом Евангелист описывает обстановку и ситуацию, при которой эти слова Симону-Петру были сказаны. Пока Спаситель разговаривал с Симоном-Петром, а затем с его братом Андреем, Зеведеи при помощи своих работников вытащили из своей лодки, стоявшей у берега, сеть полную рыбы, и высыпали эту рыбу на берег. Их работники занялись сортировкой рыбы, а сами Зеведеи, усевшись в своей лодке, принялись чинить сеть, прорвавшуюся от большого улова. Об этом факте сообщает Евангелист Матфей. Братья Иаков и Иоанн, сидя “в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои” (Матф.4:21). Пока работники Зеведеев (о которых сообщает Марк 1:20) трудились над уловом рыбы, а другие работники помогали чинить семейству Зеведеев, сидящих в лодке, “сети свои”, Спаситель всё это время разговаривал с братьями Симоном-Петром и Андреем. Закончив разговор с братьями, Симоном-Петром и Андреем, и призвав их на Апостольское служение, Спаситель вместе с ними отошел от их лодки и пошел вдоль берега, идя дальше. И взглянул на недалеко находящуюся на этом же берегу лодку с Зеведеями. Об этом и пишет Матфей. “Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои” (Матф.4:21). Подойдя к лодке Зеведеев, Спаситель начал говорить с братьями, Иаковом и Иоанном. Его речь закончилась призывом к обоим братьям на Апостольское служение. Об этом кратко и сообщает Матфей “и призвал их” (Матф.4:21). После приглашения Спасителя на Апостольское служение, братья Зеведеевы стали прощаться со своим отцом, который сидел в их лодке. Их отец дал свое благословение на то, чтобы они пошли со Спасителем. Однако потребовал от своих сыновей перед их уходом, чтобы они помогли вытащить лодку на берег. Видя, что братья Зеведеевы помогают работникам вытаскивать свою лодку на берег, к братьям Симону-Петру и Андрею подошли работники и стали просить, чтобы и эти два брата помогли вытащить их лодку на берег. Симон-Пётр и Андрей вернулись к своей лодке и помогли работникам рыбакам вытащить их лодку на берег. Когда обе лодки были вытащены на берег, Симон-Пётр и Андрей и братья Зеведеевы поклонились присутствующим, оставили всё и отправились вместе со Спасителем, о чем и пишется у Луки “И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним” (Лук.5:11).

Как видим в этом эпизоде, за счет метода сопоставления трех Евангелий мы сумели воссоздать подробную в деталях картину разбираемого Евангельского события. Такой подробный анализ и разбор этого Евангельского события понадобился для того, чтобы доказать, что нет противоречий между тремя Евангелиями, описывающими призвание Симона-Петра, Андрея, Иакова и Иоанна на Апостольское служение. И что все три Евангелия не противоречат, а уместно дополняют друг друга, рисуя в конкретных деталях подробную картину описываемого события.

Применяя научный метод сравнительного анализа Евангельских текстов можно например доказать факт того, что лодки, упоминаемые в отрывке у Луки (5:1-11) принадлежали разным братьям. Одна лодка принадлежала братьям Симону-Петру и Андрею. А другая - Иакову и Иоанну. Хотя ясно и прямо об этом в указанном тексте не говорится. В начале этого текста говорится о том, что Спаситель, подойдя к озеру Генисаретскому “увидел Он две лодки, стоящие на озере” (Лук.5:2). Затем сказано, что Спаситель вошел “в одну лодку, которая была Симонова” (Лук.5:3). Затем говорится о том, что когда Симон и его работники “поймали великое множество рыбы” (Лук.5:6) то “дали знак товарищам, находившимся на другой лодке” (Лук.5:7). Из текста пока не видно, что этими товарищами Симона были братья Зеведеевы. Однако в дальнейшей части текста дается расшифровка относительно того, кто же были товарищи Симону-Петру. “Ибо ужас объял его и всех” (Лук.5:9) а “также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону” (Лук.5:10). Таким образом, на основе детального анализа текста становится видно, что у Луки говорится о двух лодках, одна из которых принадлежала братьям Симону-Петру и Андрею. Другая – братьям Зеведеевым, Иакову и Иоанну, и их отцу.

Вдумчиво анализируя поясненные выше стихи, можно прийти к выводу, о том, что на примере четырех Апостолов (Андрея, Петра, Иакова и Иоанна) даны четыре пути прихода на Апостольское служение. Первый путь – путь Иоанна. Иоанн с детства стремился ко всему загадочному и таинственному, остро интересовался вопросами религии и философии. И поэтому, как только он услышал о новом появившемся проповеднике, Иоанне Крестителе, пошел к нему, а затем стал учеником Мессии и поверил в Его учение. Второй путь – путь Андрея. У Андрея родилось желание служить Богу и стать Апостолом под влиянием пылких рассказов Иоанна (так как Иоанн и Андрей с детства дружили), под влиянием увиденных своими глазами чудес, совершенных Спасителем, а также под влиянием проповедей Иисуса Христа. Третий путь – путь Петра. С недоверием к слухам и с сомнением, возникшим под влиянием фарисеев, но увлекаемый своим братом Андреем пришел к Спасителю Пётр. Он посмотрел на Спасителя, и, поговорив с Ним, убедился в правоте Андрея, о том, что Иисус Христос есть Мессия, и остался со Спасителем. Четвертый путь – путь Иакова. На примере Иакова запечатлен типичный путь представителя древнееврейского общества, путь человека, воспитанного на ожидании Мессии. И когда стали говорить о том, что приход Мессии свершился, он, как многие евреи того времени, растерялся, и не знал, что делать, кому верить (слухам о приходе Мессии, или уговорам фарисеев о том, что Мессия ещё не пришел). И только под влиянием рассказов о Мессии своего брата и очевидцев, а также под впечатлением от встречи с Мессией, он поверил в Спасителя и стал Апостолом.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь-сентябрь 2000 г.