“И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их” (Матф.4:24). Содержание этого стиха состоит в том, что слух о Спасителе пошел не только по всей Галилее, где Он совершал путешествие, но и дальше по Сирии. О Сирии упомянуто затем, чтобы показать на то, что даже в таком огромном, по сравнению с Израильским, государстве прошел слух о Мессии. Этот слух был связан с тем, что на самом деле появился Мессия, Который проповедует и учит о том, как жить, и исцеляет больных. Иными словами, сведения о том, что в мир людей пришел обещанный Мессия, распространились не только в Израильском царстве, но и в таком большом соседнем государстве как Сирия. То есть перед Нагорной проповедью Спаситель громогласно рассказал людям о Себе, как о Месии. И подтвердил Свой рассказ способностью исцелять любые болезни. Это нужно было для того, чтобы народ знал, что Нагорная проповедь исходит из уст именно настоящего Мессии.

Сирия находилась на севере и северо-востоке от Галилеи. Слух о деятельности Спасителя распространился по всей этой местности “по всей Сирии”. И как результат распространения слуха о деяниях Спасителя, к Нему приводили “всех немощных”, то есть больных немощью “одержимых различными болезнями”.

Дальше в конце разбираемого стиха упоминается о некоторых из тех болезней, которые лечил Иисус Христос. К Нему для излечения приводили одержимых припадками и бесноватых. Больные припадками это люди, чаще всего страдающие эпилепсией. “Эпилепсия– хроническое заболевание головного мозга человека, характеризуется периодически наступающими припадками, выражающимися в потере и помрачении сознания и сильными судорогами. Падучая болезнь” (Словарь русского языка, ред. А.П. Евгеньева, т.4, с.764).

“Припадки эпилепсии, собственно сама падучая, приходят мгновенно. В это мгновение вдруг чрезвычайно искажается лицо, особенно взгляд. Конвульсии и судороги овладевают всем телом и всеми чертами лица. Страшный невообразимый ни на что не похожий вопль вырывается из груди” (Ф. Достоевский, “Идиот”).

Согласно представлениям народов востока эта болезнь вызывалась вселением в человека злого духа. Припадки проявляются и при других болезнях. Бесноватыми называли людей, одержимых злым духом. И Спаситель изгонял злых духов из страждущих людей. (Лук.4:33). “Бесноватый – это душевнобольной, ненормальный, впадающий в состояние крайнего раздражения, возбуждения” (Словарь русского языка, ук. изд., т.1, с.81). По представлениям народов востока бесы вселяются в человека за грехи, чтобы его мучить. У бесноватого помрачался разум. Он испускал дикие крики и пену, падал и бился в судорогах (Лук.4:35; 8:27; 9:39). Бесноватые представляли опасность (Матф.8:28). Бесноватых отличали от обычных больных и в древние времена (Матф.4:24), (Мар. 1:32), (Лук.6:18).Демоны, вселявшиеся в человека, знают намного больше, чем люди и говорят от себя. Спасителя они не только называют Сыном Давидовым, но и Сыном Божиим, Мессией (Матф.8:29). Спаситель называет таких людей бесноватыми и рассказывает ученикам об изгнании бесов (Матф.17:19-21), (Лук.10:18). Спаситель говорил о том, что способность изгонять злых духов даруется Богом при помощи поста и молитвы (Мар.9:29).

Лунатизм это устаревшее название сомнамбулизма. “Сомнамбулизм - расстройство сознания, при котором автоматически во сне совершаются привычные действия (ходьба, перекладывание вещей и т.п.)” (Словарь русского языка, ред. А.П. Евгеньевой, т.4, с.193).

Расслабленный - устаревшее название паралитиков. “Паралитик - человек, больной параличем. Паралич - болезнь, заключающаяся в потере способности произвольных движений каким-либо органом” (Словарь русского языка, ред. А.П. Евгеньевой, т.3, с.21).

Согласно представлениям древних евреев, болезни лунатизм, одержимость, бесноватость были результатом вселения духов в человека. Древние евреи считали, что человек ходит во сне не сам, а при помощи духов, которые, пока человек спит, управляют его телом. Они считали, что бесноватый кричит хулу на святыни не сам, а его устами говорит злой дух. Расслабленность, то есть паралич по их представлениям давалась Богом человеку для мук за грехи, как наказание. И часто эта болезнь была неизлечима. Перечисленные болезни, согласно представлениям древних евреев, были связаны с действием сверхъестественного мира. И так как уже говорилось, одержимость, бесноватость, лунатизм объяснялись вселением духов, а паралич и немощь наказанием Божьим за грехи, данные для мук. Поэтому, по представлениям древних евреев, эти болезни нужно было лечить у пророков, имеющих связь с доброй сверхъестественной силой – Богом. Поэтому Спаситель и лечил эти болезни, прощая людям грехи, как Бог. “Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего” (Иоан.9:33). Все эти, а также и другие болезни Спаситель исцелял, делая людей здоровыми.

Тем, что Спаситель лечил перечисленные в данном стихе неизлечимые болезни, Он подтверждал факт того, что Он – Мессия-Бог, так как излечить неизлечимые болезни мог только Бог. “Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола” (1-е Иоанна 3:8).


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь-сентябрь 2000 г.