“И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана” (Матф. 4:25). В этом стихе говорится о том, что за Иисусом Христом из разных мест древнееврейского государства следовала огромная толпа людей. Эта фраза указывает на то, что Спаситель имел большую известность в древнееврейском государстве. Люди ходили за Спасителем не только затем, чтобы исцелиться, но и для того чтобы убедиться в том, что Он истинный Мессия-Бог.

Согласно представлениям древних евреев, жизнь не только их народа, но и всего мира делилась на два этапа: до Мессии и после Его прихода. Со Своим приходом Мессия должен был дать людям ответ о том, как жить дальше. В этом стихе описывается важный момент в виде реакции древнееврейского общества на приход Мессии. И все ждали от Мессии ответа о том, как жить и того, что Он может дать людям. В древнееврейском обществе было много социальных групп, которые ожидали от Мессии осуществления своих идеалов. Например, фарисеи ожидали того, что Мессия подчинит для евреев весь мир, и они будут в нем повелителями. Беднота считала, что Он сделает жизнь сытой и безбедной. Каста военных считала, что Мессия поможет разгромить не только римлян, но и любого врага. А пророки говорили о том, что Мессия возьмет на Себя грехи мира и научит людей жить так, чтобы перед ними открылось Царство Небесное. Поэтому перед Нагорной проповедью люди за Мессией следовали толпами, чтобы узнать, что Он им даст, как улучшит их жизнь, какое учение расскажет. Чтобы получить ответы на все эти вопросы люди ходили за Мессией, и ловили каждое Его слово, чтобы Он научил их как им строить свою жизнь.

Далее в разбираемом стихе перечисляется, из каких же мест древнееврейского государства за Спасителем следовали люди. Галилея. Древнееврейское слово “галил” обозначает кольцо, округ. Первоначально Галилеей называлась небольшая область около Кедеса на горе Неффалимовой (Нав.20:7). В этой области были расположены города, отданные Соломоном царю Тирскому, Хираму (3Цар.9:11). Однако евреи и чужеземцы постепенно обживали новые места. Со временем Галилея сделалась одной из крупнейших провинций Палестины. Она включала в себя уделы четырех колен израильских: Иссахарова, Неффалимова, Завулонова, Асирова. На юге граница Галилеи проходила вдоль горы Кармил и холмов Самарии вплоть до горы Гелвул. Затем линия границы шла по долине Изреельской и простиралась до Иордана. С востока граница Галилеи проходила по Иордану и Генисаретскому озеру и верхнему Иордану. На западе с Галилеей граничила Финикия. Десятиградием называлась территория Палестины, на которой находилось десять городов: Дамаск, Филадельфия, Рафапу, Скифополь, Гадару, Иппон, Дион, Пеллу, Гелласу, Канафу. Десятиградие называли союзом свободных элленических городов. В начале II-го века по Рождеству Христову Десятиградие распадается после того, когда важнейшие и крупнейшие города этого района были присоединены к Аравии (Шюрер). Следовали за Спасителем люди, пришедшие и из Иерусалима, и Иудеи, и Заиорданья. Иерусалим являлся столицей древнееврейского царства, “городом великого Царя” (Пс.47:3), “святой город” (Неем.11:1). Город, из которого слово Божье распространится по всей земле (Ис.2:3). Иудеей или страной Иудейской в Новом Завете названа южная Палестина, где находились владения колена Иуды и Иудейских царей. То есть та территория Палестины, которая находилась на противоположной стороне от Самарии и Галилеи. А также указана та часть государства, которая находилась за рекой Иордан, так называемое Заиорданье.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь-сентябрь 2000 г.