Пояснение третьей Заповеди Блаженства

В этой заповеди говорится следующее: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Матф.5:5). Заповеди блаженства, провозглашенные Иисусом Христом в Нагорной проповеди, идут в определенном порядке, последовательно указывая на душевные качества людей. По учению Иисуса Христа, тот человек, который способен на раскаяние в своих грехах и осознание своих недостатков, который искренне плакал и скорбел о грехе вместе со Христом и достойно перенес муки страдания, такой человек скорее всего научится кротости от своего Божественного Учителя. Как видим такие свойства человеческой души, (которые указаны в первых двух заповедях Блаженства) как способность к покаянию, как искренние слезы о грехе, способствуют появлению и неразрывно связаны с таким качеством человеческого характера как кротость, о котором гласит третья заповедь.

Кроткими называются те люди, которые терпеливо, со смирением переносят неприятности, огорчения и страдания, не обижаясь на своих обидчиков и не ропща на Бога. Кроткие люди лишены эгоизма, гордости, высокомерия и зависти, хвастовства и зазнайства, тщеславия. Они не стремятся получить для себя лучшее положение или высшее место в обществе, не добиваются власти над другими людьми, не жаждут прославления и богатства, так как лучшее и высшее место для них не земные призрачные блага и мнимые удовольствия, а быть с Христом, подражая Ему.

Апостол Павел говорил: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:19-20).

Иисус Христос говорил: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Матф.11:29).

Это доказывается и поступками Иисуса Христа. Когда Он сталкивался с несправедливостью, то всегда отвечал добром на зло. Сам Иисус Христос "уничижил Себя Самого, приняв образ раба" (Фил.2:7) чтобы служить людям. В Его поступках не было эгоизма, гордыни и надменности, но вся Его жизнь была подчинена воле Отца Небесного. "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя" (Матф.16:24), – говорит Иисус Христос, призывая людей избавиться от собственной гордыни, заносчивости и эгоизма, и быть смиренными и кроткими. По учению Христа кротость – это необходимое качество духовного развития личности, ибо оно дает счастье, "покой душам вашим" (Матф.11:29). Апостол Христа, Иаков, кротость называет мудрой:

"Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью... Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов" (Иак.3:13,17).

Святой Иоанн Лествичник о кротости сказал так: "Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приближающиеся; а сама она не колеблется. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим (Пс.24:9). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. "На кого воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткого и безмолвного" (Исаии 66,2). "... В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола" (“Лествица”, Слово 24).

Семья, в которой господствует кротость и любовь, имеет истинное счастье. Ведь кротость не вызывает ссор и раздоров, успокаивает возбуждения и обиды, распространяя на всех членов семьи чувство удовлетворения, ласки, любви и смирения. Такая семья будет частью Великой Семьи Небесной. Истинная тайна благочестивой жизни проявляется в сердечном смирении и кротости Христовой. Ибо Господь "прославляет смиренных спасением" (Пс.149:4). Поэтому в Своей третьей заповеди блаженства Иисус Христос провозглашает о том, что кроткие блаженны, то есть счастливы, “ибо они унаследуют землю”. В другом месте Библии говорится так: "Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира" (Пс.36:11).

Итак, в третьей заповеди Блаженства говорится о том, что кроткие станут блаженными, то есть счастливыми и унаследуют землю. По поводу того, о какой же земле идет речь, в богословской литературе существует несколько пояснений.

Целый ряд богословских авторов считает, что в третьей заповеди идет речь о земле духовной. Кроткие “получат во владение Небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном” (“Закон Божий”, составитель Протоиерей Серафим Слободской, 1987 г. стр.310). Сторонники этого объяснения утверждают, что обещанная земля не будет омрачена страданием и проклятием, так как в Библии сказано: "Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2Петр.3:13). "И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему" (Откр.22:3).

Святой Иоанн Златоуст не соглашался с таким толкованием, заявляя, что нигде в Библии не говорится о земле духовной. "Поэтому, - делал вывод Иоанн Златоуст - нужно предполагать, что в словах Иисуса Христа подразумевается чувственная награда".

В других пояснениях говорится о том, что во времена произнесения Нагорной проповеди землей владели язычники и было только небольшое количество людей, представляющих собой сторонников Христа. Однако именно последователи Христа победили языческий мир и сумели унаследовать от него землю.

Епископ Михаил, предложивший другое толкование, считает, что слова “унаследовать землю” являются образным выражением, так как упоминаются еще в Ветхом Завете “кроткие наследуют землю” (Пс.36:11). Эти слова адресованы евреям, унаследовавшим землю обетованную. Поскольку обетование наследовать землю Ханаанскую еврейскому народу было проявлением Божьей Воли и Божественного благоволения, то и выражение “наследовать землю” нужно понимать как получение Благоволения Божьего. Однако, все толкователи сходятся на том, что кроткие люди своим смирением, самопожертвованием сделаются сонаследниками Христа и получат обетованную землю, на которой не будет греха, страданий и порока, ибо там где Иисус Христос, там будет вечный мир, "не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод" (Ис.49:10).


Газета "БЛАГОВЕСТ", февраль 1997 г.