Фарисеи и книжники не считали совершением греха, когда допускали нарушение малых заповедей. К малым заповедям они относили и заповедь о любви к ближнему. В противоположность этой позиции Иисус Христос сказал: “Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном” (Матф.5:19). Своими словами Иисус Христос говорит о том, что нужно соблюдать все заповеди Божьи, так как в этом соблюдении есть проявление покорности Воли Божьей. В этих словах Иисус Христос обвиняет книжников и фарисеев, а в дальнейшем и всех лжепроповедников, которые пытались исказить Закон Божий своими ложными толкованиями. Поэтому Иисус Христос и говорит, что человек, нарушающий заповеди, этим делает грех. А также грех состоит в том, когда человек научит других людей нарушать заповеди Божии.

Иисус Христос в этой фразе указывает на учителей, проповедников и пророков, неверно разъясняющих заповеди. Согласно словам Иисуса Христа, человек, который сам нарушит хоть одну заповедь Божью, а также и научит нарушать людей, будет назван малейшим в Царстве Небесном. То есть такой грешник будет признан последним, ничтожным человеком в Царстве Божием и врата рая для него будут закрыты.

Слова "тот малейшим наречется в Царстве Небесном" нужно понимать так. В этих словах говорится не о месте пребывания этого малейшего, ничтожного грешника в Царстве Небесном, а то, как в Царстве Небесном этого грешника нарекут, то есть назовут, и естественно в Царство Небесное он не войдет, потому что в Царстве Небесном обитают праведники, исполняющие Волю Божью по всем заповедям. Судьба же этого грешника, нарушившего хотя бы одну заповедь, будет очень трагической, потому что его нарекли (определили) в Царстве Небесном наименьшим. А это значит, что в Царстве Божием (в которое входят все владения Бога: рай, ад и земля) этот человек, нарушивший хотя бы одну заповедь, и за это нареченный наименьшим, займет (при жизни и после нее, и в момент Страшного Суда) наименьшее, ничтожное, презрительное положение вне пределов Царства Небесного.

По словам Иисуса Христа, намеренное нарушение хотя бы одной заповеди Закона Божьего уже есть грех, так как является выражением неповиновения воле Божьей. Грехом это является также потому, что соблюдать Божий Закон человек обязан весь, целиком, не по тем заповедям, какие ему подходят и какие он выбрал для жизни. “Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всем” (Иак. 2,10).

Почему же Иисус Христос так безоговорочно требует соблюдения всего Закона Божьего целиком? Да потому, что если человек отступает от совершения хотя бы одной заповеди Божьей, то это указывает на то, что сердце человека в признании Бога проявляет двойственность и возмущение против Заповеди Божьей. А неисполнение Закона Божьего целиком, говорит о том, что в душе такого человека живет склонность ко греху, и связь между грехом и душей человека не прервалась. И если человек сознательно не соблюдает хотя бы одну из Заповедей Божьих, то это говорит о том, что он полностью не принял в свое сердце Бога и способен совершить грех. Человек должен соблюдать все Заповеди Божьи, потому что они разумны и полезны для его жизни, и являются проявлением наивысшей заботы Бога о человеке. И соблюдение Заповедей Божьих приводит человека к счастью.

Человек должен исполнять не какое-либо одно слово или одну заповедь, а все слова и Заповеди Божьи. Спасение человека становится невозможным, когда он не исполняет по его мнению даже хотя бы одну заповедь, так как все заповеди целиком, направлены для блага и счастья людей, а их исполнение ограждает человека от всякого зла. “Щит и ограждение - истина Его” (Пс.90:4). Если же человек не соблюдает хотя бы одну (по его мнению) наименьшую Заповедь Божью, то этим человек нарушает данную Богом ограду и лишает себя охраны и защиты. И через образовавшуюся щель враг рода человеческого легко проникает в жизнь такого человека, неся с собой вред и гибель.

Если человек, соблюдающий все заповеди Божьи, разрешает себе проявлять склонность например к сребролюбию, властолюбию, чревоугодию или блуду и т.д., то этой слабостью человека тут же пользуются силы зла и используют это уязвимое место, чтобы через этот человеческий порок навредить самому человеку, создавая в жизни человека соблазнительные ситуации, в которых человек может не устоять и совершить грех.

Библия мудро указывает на то, что наши прародители, Адам и Ева, осмелились пренебречь волей Божьей и нарушили Заповеди Божьи только в одном единственном пункте. Это привело к грехопадению всего человечества, открыв двери, через которые совершение грехов, неповиновение Воле Божьей распространились на весь мир. Совершение греха прародителями имело трагические последствия. Оно принесло страдания и обрекло человечество на карающее воздаяние. Поэтому Иисус Христос и говорит, что волю Бога надо соблюдать всю целиком, не нарушая ни одной Заповеди Божьей, чтобы не уподобиться грехопадению прародителей и не навлекать на себя подобные бедствия и страдания.

Каждый человек, не соблюдающий хотя бы одну заповедь Закона Божьего, повинен в своих несчастьях и страданиях, потому что в основе каждой Заповеди Божьей лежит любовь, направленная на заботу о человеке, и приводящая людей к счастливой жизни.


Газета "БЛАГОВЕСТ", март 1997 г.