Во времена Иисуса Христа книжники и фарисеи являлись религиозными руководителями еврейского народа, его духовными наставниками и отцами. Они создали свою, особую систему понимания и исполнения Закона Божьего. Много сил и труда они положили на возведение своего авторитета, как непогрешимой касты людей, близко стоящих к Богу. И вдруг Иисус Христос выступил с резкой критикой этой касты, объявив, что фарисейская праведность ничего не стоит. Иисус Христос показал, что все придуманные фарисеями церемонии, и даже показное исполнение Закона Божьего, не могут сделать книжников и фарисеев святыми (на что они претендовали), так как они не имели спасительной веры в Бога, не были чисты сердцем, кротки характером и т.д., как это требовал Иисус Христос.

Своим образом жизни фарисеи не могли достичь праведности и не могли души свои привести в соответствие с Божьей волей, потому что их правоверность основывалась на формальном соблюдении Закона Божьего и была лишена любви, смирения, сострадания и т.д. По словам Иисуса Христа, фарисеи и книжники не могли спасти мир от гибели, так как уподобились соли, которая потеряла свой вкус и силу. Думая что служат Богу, фарисеи на самом деле служили самим себе, при этом формально исполняя Закон Божий. Их праведность состояла в схематичном, поверхностном, формальном соблюдении закона, и была направлена в первую очередь для удовлетворения своих собственных честолюбивых и эгоистических потребностей. Они соблюдали закон по своему усмотрению, обставляя свои действия оправданием своего произвола. А Закон Божий был свят и совершенен, как Господь, и требовал от людей праведности и справедливости при его исполнении. А праведность фарисеев состояла в служении самим себе, что прикрывалось внешним соблюдением закона. А по сути такое пренебрежительное и корыстное служение закону искажало и унижало Закон Божий. О фарисейской праведности ветхозаветный пророк Исаия сказал: “Вся праведность наша - как запачканная одежда” (Исаия 64:6). А Апостол Павел о фарисеях писал: “Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией” (Рим.10:3).

Поэтому Иисус Христос и провозгласил святые слова, обращаясь к своим ученикам и последователям: “Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Матф.5:20). Слова эти нужно понимать следующим образом. Если будете относиться к соблюдению заповедей Божьих как фарисеи и книжники (то есть формально и нарушать их), если вы будете приспосабливать исполнение Закона Божьего для своих эгоистических и тщеславных целей, а на словах заявлять что якобы служите Богу, то вы не войдете в Царство Небесное, так как по сути нарушаете, а не исполняете Волю Божию, лицемерно прикрывая это нарушение ложной праведностью.

Согласно словам Иисуса Христа, праведность Его учеников и последователей должна превзойти ложную праведность фарисеев и книжников. То есть истинные христиане должны иметь истинную, а не ложную фарисейскую праведность, и беззаветно и непоколебимо служить Господу Богу, соблюдая Его заповеди, направленные на совершение добра. Причем служение Богу должно быть искренним и честным, без фарисейского лицемерия и лукавства, хитро обходящего исполнение Заповедей Божьих и выискивающего оправдания грехам и отступлениям от Закона Божьего. А Закон Божий Свят и не допускает искажений и несоблюдений Его.

Поэтому ученики и последователи Иисуса Христа чтобы войти в Царство Небесное и должны были иметь иную праведность, чем книжники и фарисеи. Эту праведность, законную и совершенную, Господь Бог и предлагает истинным христианам через Сына Своего, Иисуса Христа. Раскрывая свои сердца Иисусу Христу, Его ученики и последователи должны были, исполняя Учение Христово, изменить свою душу и образ жизни и стать земным подобием Иисуса Христа. Вот тогда они и обретут требуемую Законом Божиим праведность, как великий дар Божий. Живя по учению Иисуса Христа (то есть исполняя Учение Христово) Его ученики и последователи будут способствовать тому, что в их земной жизни будет проявляться характер Иисуса Христа также, как в Самом Христе Спасителе постоянно проявлялся характер Господа Бога.


Газета "БЛАГОВЕСТ", март 1997 г.