Продолжая провозглашать истины Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Матф.5:23-24). Как нужно понимать эти слова?

Согласно представлениям еврейского народа, жертвы, которые человек преподносил Богу, должны были образно показать веру человека, приносящего свой дар Господу. Искренняя жертва обозначает также то, что человек через жертву Христову делается участником благодати и любви Божьей. У еврейского народа существовала целая система даров, преподносимых Богу. Например, жертва возлияния (вина на жертвенник) и хлебная жертва, являли Богу приятные плоды святости, выражали угодное Богу самопожертвование и были названы жертвами благоухания. Жертва за грех и жертва повинности были жертвами примирения, дающие возможность грешнику явиться перед Богом для прощения грехов. Жертва мирная, которой еврей, примирившись с Богом, выражал свою благодарность Богу и готовность приносить в дальнейшем свои жертвы, состояла из трех видов жертв. Жертва благодарности, выраженной человеком за полученное благословение Божие (Лев.7:12). Жертва обета приносилась при какой-либо особенной нужде, сопровождаемая просьбой к Богу об избавлении от этой нужды (Лев.7:16). И жертва усердия, которая представляла собой выражение благодарности Богу без какой-либо особой причины (Лев.7:16). Все три вида мирных жертв проходили в торжественной обстановке, имели радостный характер и по своим условиям проведения отличались от жертв за грех и вину.

Как видим, у еврейского народа существовало очень почтительное отношение к жертвам, преподносимым Богу, и эти жертвы были подробно детализированы и классифицированы. В своих словах Спаситель не уточняет о какой жертве идет речь. Он просто говорит: “Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь ...”. Слова Иисуса Христа дают нам право полагать, что Он имеет ввиду то, что перед любым видом жертвы, преподносимой Богу, человек прежде чем преподнести жертву, должен примириться с братом (ближним) своим.

Рассмотрим четыре варианта этой ситуации.

Человек, преподносимый любой вид жертвы, предстает перед Богом и демонстрирует Всевышнему свою веру, в том числе и веру во всепрощающую любовь Божию. Но о какой же всепрощающей любви Божией можно говорить, если человек, приносящий жертву Богу, находится в ссоре с братом своим. Такой человек просто делает вид, что служит Богу, а на самом деле вера его не искренна. В этом случае человек должен оставить жертвоприношение на время и пойти примириться с братом своим, которого несправедливо обидел или незаслуженно причинил неприятность.

В другом случае брат обидел данного человека очень сильно и несправедливо, и этот человек в ответ на поступок брата тоже обидел брата, но в меньшей степени. Но и в этой ситуации даже небольшая обида, причиненная брату своему даже в виде ответа на несправедливый поступок брата, не снимает с человека ответственности и вины за неприятность, причиненную брату. И на тот момент, когда человек приходит к Богу со своими дарами, и вспомнит, что брат его обижен им и “имеет что-нибудь против тебя”, то человек, искренне верующий в Бога, должен на время отложить свою молитву, разыскать брата, которого обидел и смиренно попросить у него прощение.

В третьем случае человек мог обидеть брата своего не в ответ на его оскорбление, а без всякого злого умысла, по небрежности или случайно. Например, высказать друзьям и знакомым брата своего нелестное суждение о своем брате, в последствии повредившее репутации брата. В таком случае человек перед тем, как приносить свой дар Богу, должен найти людей, с которыми говорил о брате своем нелестно, и забрать обратно свои слова, причинившие вред брату, а затем данный человек должен разыскать брата своего и извиниться перед ним за свою неправоту.

Бывает и такой случай, когда брат сердится на человека несправедливо. Как же нужно поступать в этой ситуации? Ответ на этот вопрос находится в Библии. Нужно просто повнимательнее прочесть слова Иисуса Христа, в которых говорится, что мириться с братом нужно в любом случае когда “брат твой имеет что-нибудь против тебя”, даже тогда когда брат твой гневается на человека несправедливо. Ведь Иисус Христос не говорит о том, что нужно мириться только в том случае, когда человек сам сильно оскорбил брата своего. А Спаситель говорит о том, что нужно примириться в любом случае когда “брат имеет что-нибудь против тебя”. Святой Иоанн Златоуст, комментируя это место писал: “и не сказал (Спаситель): когда ты гневаешься справедливо или не справедливо, но просто: что брат твой имеет что-нибудь против тебя, хотя бы даже гнев твой был справедлив”. Перед принесением даров к Богу человек должен примириться с братом своим в любой ситуации (даже когда гнев брата на человека несправедлив) потому что сказано: "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2Кор.5:19).

Примириться с братом своим человек должен также и потому, что истинный христианин не испытывает ненависти к своим ближним и всеми силами показывает им свою любовь. "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Матф.6:14).

Примирение с братом должно произойти также потому, что любовь Христова, которая обитает в истинных христианах, как раз и проявляется в том, чтобы со всеми ближними жить в мире, и из врага сделать друга. Даже в той ситуации, когда брат несправедливо сердится на человека, истинный христианин найдет средство и возможности устранить несправедливый гнев брата своего, помириться с братом своим, а потом уже возносить дар Богу, потому что только такой способ жизни угоден Богу. Так как только при помощи мира, согласия и любви между людьми и можно победить вражду, ненависть и зло в мире.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 1997 г.