Продолжая Нагорную проповедь, Иисус Христос провозгласил: “Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Матф.5:29-30). Как нужно понимать эти слова?

Как известно Иисус Христос очень часто в своих речах прибегает к языку аллегорий. Этот же прием иносказаний наблюдается и в данном случае. Для того, чтобы не допустить распространение гибельной болезни и не заразить все тело, каждый разумный человек согласится пожертвовать каким-либо одним членом для того, чтобы обезопасить свой организм. Говоря языком символов, Иисус Христос предлагает отсечь грязную часть человеческой природы во имя сохранения здорового организма.

Поясняя эту заповедь, Святой Иоанн Златоуст писал: “Давая эту заповедь, Христос говорил не о членах, нет. Он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум и сердце.” (Святой Иоанн Златоуст, “Беседы на Матфея”, 17,3).

Естественно своими словами Иисус Христос не призывает к членовредительству. В этих словах говорится о грехе и пороке, которые человека соблазняют через глаз и руку. Через глаза человек видит окружающий мир. В находящемся вокруг человека мире и таится зло, которое имеет привлекательную личину. Иисус Христос не случайно говорит о правом глазе. Дело в том, что на востоке, в Палестине, странах Двуречья, Египте в древние времена говорили о правых и левых путях, ведущих к достижению цели. Левые пути обозначали достижение цели при помощи мошенничества, зла и колдовства. А правый путь вел человека к достижению цели честным способом. Эту аналогию можно перенести и на глаза. То, что видит правый глаз считалось правильным, подлинным, истинным восприятием. А восприятие мира левым глазом могло быть обманчивым, неточным, лукавым. Ведь и лукавый дух таится именно за левым плечом человека, и может способствовать искаженному восприятию человеком окружающего мира или определенных жизненных ценностей и понятий.

Согласно психологии и физиогномике нужно учитывать тот факт, что лица людей лишены симметрии. И при изучении портрета, в этих науках обращается внимание на то, что правая часть лица, в том числе и правый глаз, указывают на истинные мысли и черты характера человека. А левая часть лица и левый глаз говорят о том, каким хочет казаться человек другим людям. То есть правая половина лица говорит об истинных мыслях и свойствах человека без притворства, а левая половина лица говорит о том, в каком виде хочет себя представить человек перед людьми.

Христос говорит о соблазняющем человека правом глазе. Через правый глаз человек воспринимал (согласно суждению древних людей) мир в реальном, истинном виде. Однако и в реальном, окружающем человека, мире прячется грех и зло, замаскированные привлекательными внешними формами. И человек, стремящийся через правый глаз объективно воспринять окружающий мир и его истины, мог не рассмотреть этой маскировки, и прельстившись привлекательной оболочкой, не увидеть за ней в глубине кроющегося зла. И таким образом мог принять ложь в красивой упаковке за истину. Вот такой правый глаз, который должен давать человеку правдивое восприятие мира и понятий, а этот глаз вместо истинного взгляда на мир только соблазняет человека, Иисус Христос и советует безжалостно вырвать и отбросить от себя. Под правым глазом подразумевается такое восприятие человеком окружающего мира и понятий, которое кроме соблазна человеку ничего не дает, и показывает человеку не истинную а ложную, не многогранную и всестороннюю характеристику вещей и критериев, а однобокий взгляд, связанный лишь с соблазнительной стороной предмета. Такое восприятие окружающей жизни неверно и ложно. Символом такого обманчивого восприятия жизни является соблазняющий глаз, который нужно без сожаления вырвать, и как неверное восприятие мира, откинуть от себя. Это нужно сделать для того, чтобы ложное восприятие жизни не ввергло в гибель всего человека.

Правая рука человеческая является символом действий и совершаемых дел. Правая рука в отличие от левой (которая может быть склонна к левым поступкам) должна выполнять правые, то есть праведные, честные дела. А если правая рука не выполняет этой функции и вместо правых дел соблазняет человека на выполнение сомнительных и греховных действий, то такую руку, советует Иисус Христос, нужно отсечь и отбросить об себя.

Соблазняющий человека глаз и соблазняющая рука символизируют те части человеческого тела, которые уже безнадежно погрязли в грехе. И для того, чтобы очиститься от порока, Иисус Христос советует безжалостно избавиться от зараженных пороком частей тела, чтобы уберечь остальной здоровый организм от гибели. Не случайно Иисус Христос говорит о том, что отсеченное от соблазняющих человека частей тело будет спасено и не будет ввержено в геенну огненную. Геенна - это ад, в который попадает человек за свои злые поступки. А соблазняющие человека глаз и рука как раз и являются исходными условиями для греховных поступков, за совершение которых человек и попадает в ад. Доказательством справедливости этой мысли могут служить следующие аргументы и выводы. Ведь именно через глаз идет восприятие человеком окружающего мира и жизненных понятий. Именно через правый глаз (по представлениям древних) человек должен увидеть истинный мир в правдивом его восприятии.

Но бывают случаи, когда именно правый глаз, вместо правдивого, дает искаженное восприятие мира, искушая человека. А человек, не догадывающийся об этом, и веря своему правому глазу, воспринимает искаженную информацию за истинную. И на основе неверного взгляда на мир, то есть ложной информации о мире, полученной путем искаженного восприятия, человек начинает оперировать ошибочными суждениями и принимает неверные решения в жизни. Правая рука человека, которая должна совершать праведные дела, воплощает эти ошибочные суждения в жизнь в виде неправильных поступков. В результате чего соблазняющий человека правый глаз, выдающий ложное за истинное, и соблазняющая человека правая рука, которая под видом дел правильных делает неправильные действия, и приводят такого человека в ад, то есть ввергают в геенну огненную.

Не случайно для попадания в ад, Иисус Христос указывает именно на глаз и руку. Через глаза человек видит жизнь. Поэтому глаз символизирует восприятие мира, взгляд на мир и выработанные на основе увиденного суждения. А рука обозначает выполняемые действия на основе этих суждений. Причем, уточняя, что глаз и рука правые, Иисус Христос этим указывает на то, что правый глаз, который должен давать правильную информацию, только соблазняет человека, то есть искажает восприятие мира. А правая рука, которая должна совершать правые, праведные действия, тоже соблазняет человека, толкая его на неверные поступки, то есть под маской правильных действий, совершает ложные. Человек, введенный в заблуждение соблазняющими его правым глазом и рукой, думает, что живет правильно и в результате этого попадает в геенну огненную. От такой опасности и предостерегает человека Иисус Христос.

Какими же факторами обусловлено то, что правый глаз вместо правдивой дает ложную информацию при восприятии мира. По этому поводу можно предположить наличие нескольких причин. Например, предмет, на который смотрит человек, через глаза обольщает душу и способствует неверному восприятию. Возможно, сам человек настолько погряз в грехе, что, взирая на мир, видит одни соблазны и другого ничего видеть не хочет. Возможно, лукавый дух способствует искаженному восприятию жизни и её понятий. Но в любом случае в этих словах правый глаз выводится как инструмент восприятия мира. И если взгляд на мир ложен, то такой инструмент - глаз, нужно вырвать, то есть заменить ложный взгляд на правильное, истинное восприятие мира. Поскольку слова о соблазняющем правом глазе и руке идут сразу же после слов Иисуса Христа о прелюбодеянии, то слова о глазе и руке можно понимать более конкретно и рассматривать их как предостережения от соблазна. Так, осудив прелюбодеяние в сердце человека, возникшее от взгляда на женщину с вожделением, Иисус Христос в своей последующей фразе предостерегает человека от соблазна и указывает в своих словах на метод борьбы с соблазном. Так если человек соблазняется каким либо видом греха (в контексте с предыдущей фразой греха прелюбодеяния) через глаз, то Иисус Христос советует вырвать соблазняющий человека глаз, даже если этот глаз правый, нужный для правильного взирания на жизнь.

Иными словами, для борьбы с соблазном Иисус Христос предлагает прекратить созерцание (как зрительным, так и мысленным взором) объекта соблазна. И если же рука человека соблазняет его, то есть стремится выполнять греховные действия, то такую руку нужно отсечь, несмотря на то, что это правая рука, то есть очень нужная часть тела. Ведь именно правой рукой правши выполняют почти всю работу. Отсечение и отбрасывание руки нужно понимать как прекращение соблазняющих действий. При наличии таких решительных мер как вырывание соблазняющего глаза и отсечение соблазняющей руки, человек сможет спасти себя от ада.

На протяжении долгого времени толкователей Библии интересовал вопрос о том, почему Иисус Христос говорит только о правом глазе и правой руке. Ведь если человек соблазняется каким-либо предметом греха, то воспринимает его обоими глазами. Очевидно, Иисус Христос это сделал для того, чтобы дать понять, что речь в Его словах идет не о членах тела, а о людях, окружающих человека. Например, человек может доверять другому человеку (возможно своему другу) так безгранично, что считает его своим правым глазом, или доверяет своему деловому партнеру так сильно, что считает его своей правой рукой. В таком случае человек должен убедиться в том, не подводят ли его эти люди, которым он так безгранично доверяет.

Так вот, когда люди, которым безгранично доверял человек и считал их, как бы членами своего тела, оказываются нечестными и искушают человека, и сами себя не сумеют спасти от погибели, греха, и доверяющего им человека могут ввергнуть в геенну огненную, то в этой ситуации лучше всего отсечь этих людей от себя, как искушающие или больные части тела. Это и есть самым лучшим решением, потому, что после разрыва человека с искушающими его людьми, он имеет возможность спастись от греха и погибели. Именно такого объяснения этих слов придерживались Святой Иоанн Златоуст, Святой Августин Блаженный, Блаженный Феофилакт и другие. "Если ты кого-либо столько любишь, что полагаешься на него как на правый глаз свой или признаешь его настолько полезным для себя, что считаешь его вместо правой руки своей, и если он развращает твою душу, то ты такого человека отсеки от себя" (Святой Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея, 17,3).

Только решительно отстраняясь от греха отсекая от себя соблазнительные мысли, человек может спасти свою душу. Обезображенная грехами душа должна быть очищена от скверны. Только таким путем и можно достигнуть спасения. И для достижения этой высокой цели необходимо отсечь и отбросить от себя все те препятствия, которые мешают духовному развитию и совершенствованию души. Поэтому человек и должен пожертвовать низменным ради высокого, телесным ради духовных благ и временными радостями ради вечного блаженства.

Поэтому в этой цитате полное подчинение воле Божьей и отказ от греховных мыслей и дел и сравнивается с отторжением от своего тела искушающих человека глаза и руки. Непримиримость ко всем видам греха и активная борьба с ними есть путь к спасению души. Так и Вождь спасения, Иисус Христос, путем страданий и самопожертвования достиг осуществления Своего подвига.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь 1997 г.