Признавал ли Иисус Христос клятвоприношение?

К


лятва до пришествия Иисуса Христа была разрешена Богом еврейскому народу. Сущность клятвы состояла в том, чтобы Всеведущего Бога призвать в свидетели для подтверждения правоты сказанных слов. У евреев считалось, что Господь Бог накажет человека, который призывал имя Бога в своей клятве и нарушил её.

Но и у древних евреев предписывалось употребление клятвы только в определенных случаях. Например, для подтверждения правдивости сказанного. “Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это” (2Цар.12:5). “И где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою” (Руф.1:17).

Для заключения договора между людьми. “Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли” (Быт.14:22). При заключении договоров между царем и народом. “Саул [весьма безрассудно] заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим” (1Цар.14:24). “Жив Господь Бог твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя” (3Цар.18:10).

Во время произнесения обета. “Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его” (Чис.30:2). При раскрытии преступлений и в судах (Числ. 5,21). Моисей провозгласил истинной, клятву только с призыванием имени Бога. “Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись” (Втор.6:13).

Но предписания Моисея очень часто нарушались евреями, которые клялись по любому незначительному поводу и употребляли клятву в обычных разговорах. Для оправдания этого греха фарисеи придумали целый ряд уловок, ложно говоря евреям о том, что карается та ложная клятва, в которой употребляется имя Бога. И якобы можно безнаказанно клясться небом, землей, Иерусалимом, головой и прочим, и что якобы такая клятва безгрешна, так как позволяет ловко обойти Закон.

Иисус Христос, выступая против клятвопреступлений, ставших распространенным обычаем в еврейской среде и осуждая лживые уловки фарисеев, в Нагорной проповеди провозгласил: “Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого” (Матф. 5,33-37).

Этими словами Иисус Христос не нарушил, а подтвердил правдивость закона Моисея о клятве в отношении того, что нельзя клясться небом, землею, Иерусалимом, головой. Таких клятв произносить нельзя. Во-первых, потому что это похоже на языческие клятвы. А во-вторых, как пояснил Иисус Христос, так клясться нельзя, потому что: небо - это Престол Божий; земля - подножие ног Его; Иерусалим - город Великого Царя Иисуса Христа, так как с Иерусалимом связано Его служение; головой клясться нельзя, потому что человек не может сделать свои волосы белыми или черными. Этими словами Спаситель указал на то, что Бог, а не человек посылает людям такие сильные переживания и ситуации, от которых люди седеют или наоборот живут хорошей спокойной жизнью, при которой волосы их врожденного цвета. То есть не человек, а Бог стоит за всеми, в том числе и за глобальными обстоятельствами жизни, от которых у людей меняется цвет волос. Поэтому и не следует клясться людской головой, так как от этого ключевые, главные обстоятельства жизни людей не зависят. Потому что любые ситуации, в том числе и главные обстоятельства в жизни людей, зависят только от воли Божьей.

Также Иисус Христос сказал: “А Я говорю вам не клянитесь вовсе”. По поводу этих слов имеется огромная философско-религиозная литература разных стран народов и эпох, связанная с их толкованием. Пояснение эти настолько противоречивы, что сводятся к двум противоположным утверждениям: 1 признание Иисусом Христом клятвы; 2 отрицание клятвоприношений во всех видах. Для того, чтобы ясно и определенно ответить на вопрос о том, признавал или отрицал Иисус Христос клятву, давайте всесторонне проанализируем Его знаменитую фразу из Нагорной проповеди, вызвавшую столь противоречивые суждения.

Итак, Спаситель сказал: “не клянитесь вовсе”. Слово “вовсе” обозначает “совсем, совершенно (без отрицания при следующем слове)” (С.И. Ожегов “Словарь русского языка”, издание 22-е, Москва, издательство “Русский язык”, 1990, страница 92). Слово “совсем” означает: 1 совершенно, вполне; 2 ни в какой степени” (С.И. Ожегов, указанное издание, страница 740). С учетом пояснения смысла слова “вовсе”, которое употребляется “без отрицания при следующем слове”, ещё раз прочтем высказывание Иисуса Христа “А Я говорю вам не клянитесь вовсе: ни небом..., ни землею..., ни Иерусалимом..., ни головою”. Как видим в этих словах Иисус Христос не отрицает клятвы вообще, а говорит о том, чтобы совсем, вполне, ни в коей степени не клялись ни небом, ни землею, ни Иерусалимом, ни головою, и доходчиво поясняет почему этого не следует делать. В древнеславянском переводе эти слова звучат так “азь же глаголю вам, не клянитесь всяко...”. Слово “всяко” обозначает "по-разному, по-всякому" (С.И. Ожегов, указанное издание, страница 110). В данном случае слова Спасителя "не клянитесь всяко" следует понимать в том смысле, что не нужно разным, различным, всевозможным образом (способом) клясться ни небом, ни землей, ни Иерусалимом, ни головой. Иными словами не нужно в разных формах, видах, вариантах клясться указанными вещами.

Как видим, Спаситель запрещал всякие, разнообразные варианты, разновидности клятв, связанных с небом, землей, Иерусалимом, головой, но не запрещал саму клятву в принципе. При запрете клятвы вообще, Спаситель сказал бы "не клянитесь ВСЯКОЮ (то есть никакой вообще) клятвою". А Спаситель говорит "не клянитесь ВСЯКО". То есть не клянитесь по разному, по всякому (в различных вариантах) ни небом, ни землей, ни Иерусалимом, ни головой. Впоследствии Апостолы также не отрицали клятву вообще а лишь повторяя слова Христа, говорили: “Братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и “нет, нет”, дабы вам не подпасть осуждению” (Иак.5:12).

Под словами “никакой другою клятвою” подразумеваются клятвы, подобные той, в которой клянутся небом или землею. То есть запрещается не клятва вообще, а та клятва, которую осудил Иисус Христос, а затем и Апостол Иаков. Доказательство правильности этого утверждения имеется тут же, в далее идущих словах Апостола, в которых он поясняет свою мысль о том, что “никакой другою клятвою” нельзя клясться “дабы вам не подпасть осуждению”. А клятвой, подпадающей под осуждение, и является та, в которой клянутся небом, землей, Иерусалимом, головой. Иными словами Апостол, не запрещая клятву вообще, указал на то, что клясться нельзя ни небом, ни землей и никакой другой подобной клятвой. Но при этом Апостол не сказал, что он отменяет любые клятвы. В последующих своих словах он пояснил, что не рекомендует клясться никакой другой клятвой, для того чтобы клянущиеся люди не подпали в осуждение. В качестве примера клятвы, которая осуждается, Апостол и указал на клятву, в которой фигурирует небо, земля и т.д., полностью сославшись на формулировку, предложенную Иисусом Христом, и от себя ничего не добавил.

Кроме того, речь Иисуса Христа в Его Нагорной проповеди была обращена к людям, которые являются или могут стать нищими духом, плачущими о своих и чужих грехах, кроткими, милостивыми, миротворцами, чистыми сердцем. А люди, обладающие столь высокими нравственными качествами, естественно отличаются искренностью и честностью, и для таких людей клятва просто не нужна, потому что поручительством правдивости их слов является не клятва, а их честность и чистая совесть.

Для того, чтобы понять, одобрял ли клятву Иисус Христос, нужно обратиться не только к словам Спасителя, но и к другим местам Библии. Так в Ветхом Завете Бог, признавая клятву, клянется Сам Собою. “Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык” (Ис.45:22-23).

Клятву признавали пророки и патриархи еврейского народа. “Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли" (Быт. 14,22) – сказал Авраам .

В Новом завете клятва Бога признается Апостолами. Так Апостол Павел в своем послании к евреям не запрещает клятву, а говорит о ней так: “Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву” (Евр.6:16-17).

Сам же Иисус Христос, стоя перед судом синедриона, не отказался, а клятвенно присягнул в подтверждение того, что Он Сын Божий. “Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.” (Матф.26:63-64). Чтобы понять эти слова нужно знать, что у евреев при раскрытии преступления или особо важного дела применялся особый вид клятвы с готовыми словесными формулировками. Также существовала установленная общепринятая словесная формулировка клятвы, употребляемая евреями в судах. Тот, кто вопрошал, прибегая к клятве, заклинал именем Бога того, кого спрашивал, и требовал говорить правду. В этом диалоге словесная формулировка спрашивающего была такой "заклинаю тебя Богом живым", а вопрошаемый человек, заклинаемый клятвой, говорил в ответ словами готовой словесной формулы "Аминь" или "Ты говоришь", выражая свое согласие со словами вопрошавшего.

"При раскрытии какого-либо преступления в означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил "заклинаю тебя Богом живым", а заклинаемый отвечал на это "Аминь" или "Ты говоришь" (Библейская энциклопедия архимандрита Никифора, Москва, 1891, стр. 401).

Готовые общепризнанные и широко используемые словесные формулировки употреблялись евреями и при произнесении других клятв. Например, в подтверждение правоты своих слов евреи говорили "Жив Господь!" (Суд.8:19) или "то и то пусть сделает со мною Господь" (3Цар.2:23). Поэтому, отвечая словами установленной формулировки, Спаситель не отверг клятву, а принял в ней участие. Апостолы также применяли клятву. Так Апостол Павел пишет: “Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас” (Рим.1:9). “Бога призываю во свидетеля на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф” (2Кор.1:23). “Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа” (Фил.1:8).

Клятву употребляли и Ангелы в текстах Нового завета. “И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим вовеки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем” (Откр.10:6). Клятвоприношение совершали как священники, так и соборы. В существовании православной церкви известны клятвы Московских соборов 1666 и 1667 годов.

Согласно учению Христову истинные христиане должны подчиняться власти. "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены" (Рим.13:1). И как члены государства, должны давать клятвы по требованию правительства в судах, этим поступком выражая свою лояльность к существующей власти. “Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело” (Тит.3:1).

Согласно словам Самого же Иисуса Христа, Он пришел не для того, чтобы нарушить Закон Моисея, который разрешает клятву, а для того, чтобы исполнить Закон Божий. Поэтому, на вопрос о том, признавал ли Иисус Христос клятвоприношение, можно ответить положительно. Такой ответ основывается на объективном анализе Библии и учения Христова. Такой ответ подтверждается теми доводами, что Сам Спаситель нигде клятву вообще не отвергает. А своими словами “не клянитесь вовсе” указывает на то, что нельзя клясться ни небом, ни землей, ни Иерусалимом, ни головой.

Ярким доказательством признания клятвоприношения является тот факт, что Сам Спаситель был сопричастен к клятве, и отвечал на слова первосвященника не запретом об употреблении клятвы, а прямым участием в клятвоприношении.


Газета "БЛАГОВЕСТ", август 1997 г.