"И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два." (Матф.5:41). Для того, чтобы понять эти слова, нужно знать, что такое поприще. Поприще - “1 место для бега, борьбы и других состязаний; 2 область, сфера деятельности, род занятий; 3 период человеческой деятельности, жизни, а также сама деятельность” (Словарь русского языка в 4-х томах. Под редакцией А.П.Евгеньевой. Москва, издательство “Русский язык”, 1984, страница 297). В данном примере Иисус Христос опять обращается к конфликтной ситуации, в которой фигурирует насилие в виде принуждения. Принудить выполнять что либо значит - “заставить сделать что-нибудь” (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова, “Толковый словарь русского языка”, 2-е исправленное и дополненное издание, Москва, издательство “Азъ”, 1994, страница 585).

В данном примере сказано, что кто-то принуждает человека идти с ним одно поприще. Под поприщем может подразумеваться область какой-либо деятельности, например занятие спортом, наукой или искусством. Анализируя данный случай, можно предположить такую ситуацию, в которой человек от природы наделен определенным талантом в сфере спорта, науки или искусства. Но этот человек не хочет развивать свой талант по какой-либо причине, например из-за лени. Кто-то, также наделенный талантом, заставляет этого человека идти с собой одно поприще. То есть заставляет заниматься определенной деятельностью.

В этой предполагаемой ситуации принуждение данного человека заниматься определенной деятельностью оправдано тем, что такая деятельность пойдет во благо этому человеку, так как он сумеет в полной мере раскрыть свой талант, проявив свои врожденные способности на благо общества. И возможно, впоследствии этот человек будет благодарен тем людям, которые его принуждали развивать свой талант, так как помогли ему найти свое место в жизни и определить наилучший для него род занятий. Но поскольку в этой ситуации даже оправданное последующим благом все же фигурирует насилие в виде принуждения, то возникает вопрос, как принуждаемому человеку надлежит поступить.

Иисус Христос советует принуждаемому человеку разобраться в ситуации, и если поприще, по которому принуждают идти, не вредно человеку, идти не только одно поприще, но и два. То есть выполнить требуемое не в одинарном, а в двойном размере. Иными словами, применительно к сфере спорта, науки и искусства человек должен проявить свои способности в два раза больше требуемого. Такой поступок приведет к тому, что принуждаемый человек проявлением согласия, покорности, не противодействия не допустит ссоры, обострения отношений и зла. И разрешит данную конфликтную ситуацию, в которой его принуждали идти одно поприще, тем, что пойдет даже два поприща, и таким образом мирным путем достигает согласия, взаимопонимания и добрых отношений, при этом не допустив возникновения вражды, неприязни и зла.

На описанную ситуацию скептик может ответить ниже следующим возражением. А если у человека огромный талант к воровству и его принуждают заниматься воровской деятельностью, то ради того, чтобы не допускать ссор и обострения отношений, человек разве должен согласиться с теми, кто его принуждает и проявить себя на поприще бандитской деятельности? На это замечание можно дать такой ответ. Слово “деятельность” может применяться к роду занятий, для которых требуется наличие творческих способностей, без чего не возможна работа в области науки, искусства, культуры. Словом “деятельность” также обозначают обычную работу, труд. Очень редко слово “деятельность” употребляют для обозначения рода занятий, причиняющих вред обществу, например для обозначения бандитизма, воровства, разбоя. Но в словах Иисуса Христа ясно сказано, о какой деятельности идет речь. Если бы Спаситель имел ввиду принуждение к роду занятий, приносящих вред, Он сказал бы о преступном поприще. Поскольку в словах Иисуса Христа упоминание о преступном поприще отсутствуют, значит Спаситель имеет ввиду не вредоносную, а полезную сферу деятельности, в которой и может в полной мере раскрыться талант одаренного в этой области человека.

Как и в случае со щекой и рубашкой, Спаситель указывает на ситуацию, связанную с виновностью человека. Но в этом случае вина человека состоит в том, что он не желает идти свое поприще, то есть не желает развивать свой талант в той сфере (не преступной, а полезной) деятельности, в которой у него проявляются ярко выраженные способности. И такого человека нужно, полезно и необходимо заставлять, принуждать идти этим поприщем, потому что он не хочет делать этого самостоятельно. А не развитие своего таланта, полученного от Бога, порицается Богом. В этом состоит вина одаренного, но не развивающего свой талант человека. Об этом так сказано Иисусом Христом в притче о таланте. Раб, “получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов” (Матф.25:16). А раб “получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего” (Матф.25:18). Господин возблагодарил раба, приумножившего таланты, а нерадивому рабу сказал: “Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов” (Матф.25:28-30).

Как видим, из этой притчи, раб, не захотевший приумножить данный ему талант, порицается и наказывается. Словосочетание “зарыть талант в землю”, взятое из Библии, стало широко употребляемым, крылатым выражением, применяемым “в значении не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть” (Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина, “Крылатые слова”, Москва, издательство “Художественная литература”, 1988, страница 127).

Первоначально талантом в древнееврейском государстве называлась еврейская монета, равнявшаяся 60 минам или 6000 драхмам или 3000 сикелям. При земной жизни Спасителя ценность одного таланта равнялась 1290 рублям, имевшим хождение в дореволюционной России. У древних евреев слово “талант” использовалось также для обозначения веса металлов: золота, серебра, свинца, железа. В наше время слово “талант” используется для обозначения: 1 выдающихся врожденных качеств, особых природных способностей; 2 человека, обладающего этими способностями.

Как в притче о талантах, так и в ситуации с поприщем Иисус Христос порицает лень, бездействие и инертность, связанные с отсутствием развития таланта. В случае с поприщем Иисус Христос указывает на единственно правильное разрешение данной ситуации в виде признания своей вины в том, что человек не хочет развивать данные ему Богом способности - таланты. И в виде исправления своей ошибки тем, что человек выполняет требуемое от него в двойном размере, то есть занимается в два раза усердней развитием своих способностей. А на языке Евангелия идет не одно поприще, а два. Этим поступком человек, которого принуждают идти одно поприще, проявляет покорность, кротость, согласие и не противодействие тому человеку, который его принуждал. И таким образом не противится злу в виде принуждения, но ликвидирует конфликтную ситуацию с принуждением покорностью, согласием и миром. То есть добром. При этом такой человек приносит пользу не только себе самому тем, что достигает развитие своих способностей и находит свое место в жизни, но ещё приносит пользу и обществу тем, что этот человек свои развитые способности использует на благо людей, хорошо выполняя свое дело, и таким образом совершая общественно полезную деятельность.

Именно таким способом человек решает данную конфликтную ситуацию без вражды и противодействий, мирным путем, не допуская появления зла. А достигая торжества добра и строя свою жизнь по заветам Божьим.


Газета "БЛАГОВЕСТ", сентябрь 1997 г.